Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ПРЕЕМНИК ШУРКОВСКОГО

 

Пять секунд до старта... три... две... Внимание! Марш! И вот уже для гонщика не существует ничего, кроме гонки. Стиснув зубы, не допустить ни одной тактической и технической ошибки, стараться сохранить обтекаемую посадку и терпеть, терпеть, терпеть... до последнего, когда промелькнет под сверкающими колесами белая полоса финиша на сером асфальте. Такова гонка на время — «разделка», как называют ее велосипедисты. А еще ее называют «гонкой правды», потому что в ней каждый показывает то, на что он способен, к чему готов на данном этапе подготовки.

Один за другим с минутным интервалом уходят на дистанцию гонщики. Сегодня пролог XXXVIII велогонки Мира, посвященной знаменательной дате 40-летию Победы прогрессивного человечества над фашизмом. Кто же из них, сильнейших гонщиков-любителей, окажется сегодня победителем, завтра наденет желтую майку лидера с белым голубем мира, чтобы на протяжении двух недель вести за нее бескомпромиссную, полную азарта и самоотверженности

9490-34.jpg

Победитель XXXVIII велогонки Мира в личном зачете чемпион Польши, лучший гонщик 1985 г. Мех Пясецкий

 

борьбу на шоссе Чехословакии, Польши, ГДР.

...Круг претендентов не особенно широк: гонщики ГДР — признанные мастера индивидуальной езды на время, гонщики СССР Петр Угрюмов, Василий Жданов, по одному-два гонщика из команд Чехословакии и Болгарии. Все, пожалуй. Разве что есть у кого-то из тренеров издавна «велосипедных» стран — Бельгии, Голландии, Италии, Швейцарии — «темная лошадка», «секретное оружие», гонщик, способный нанести поражение сильнейшим. Поляки?.. Было время, сверкали у них звезды первой величины — Шурковский, Шозда, Мытник, Новицкий. Но вот уже лет десять как царит на польском велосипедном горизонте застой, изредка разрываемый проблесками удачных выступлений на крупнейших соревнованиях — Янкевич, Лаиг, Сердюк...

Так, наверное, рассуждали и прикидывали шансы тренеры, обозреватели, специалисты, ожидавшие сообщений о результатах.

И вот на финишной прямой показался первый участник. Лицо искажено от напряжения, приник к рулю — когда же финиш! Двести метров... Сто... Все! Можно расслабиться, выпрямить затекшую спину, можно не крутить педали... А время не слишком хорошее. Все основные претенденты на победу стартовали позднее.

Один за другим финишируют гонщики. Отличное время показывают Уве Амплер, Фальк Боден из ГДР, болгарин Ненчо Стайков, советский гонщик Петр Угрюмов. И вот проносится через финишный створ Лех Пясецкий из команды Польши. Его время лучшее! Но гонка еще не закончилась. Может быть кто-то сумеет превысить результат Пясецкого?

Нет, никто не мог превзойти 23-летнего механика из Гожува-Великопольского, воспитанника клуба «Орлента».

И тогда о нем заговорил весь спортивный мир. Кто он? Действительно ли он будет достоин, чтобы его назвали преемником знаменитого Рышарда Шурковского, который сейчас является старшим тренером сборной команды Польши? Или, может быть, его сегодняшний взлет — это только необъяснимое недоразумение? Если это так, то через один-два этапа его «разденут» и в желтой майке поедет действительный претендент на победу в многодневной гонке.

Журналисты обратились к своим за-

Library   68   Up


Contents

 

Home
 

писям, спрашивали друг друга. Да... не слишком впечатляющи успехи этого невысокого, плотного, с небольшими усиками велосипедиста. Правда, он уже завоевал звание чемпиона Польши сначала среди юниоров, а потом и среди взрослых. Но ведь польских гонщиков вот уже ряд лет нет в списках сильнейших на крупных международных соревнованиях. А сам Лех был всего лишь 59-м на гонке Мира 1983 г. Значит, чемпион Польши может, в лучшем случае, быть близким к десятке сильнейших. А тут вдруг такая сенсация! Многие скептически покачивали головой после пролога и говорили: «Разденут» Пясецкого через день-другой и до конца гонки о нем слышно не будет!» А когда он, не уступив желтой лидерской майки ни на один этап, победно финишировал в Берлине, скептики начали объяснять его победу отсутствием некоторых сильнейших велосипедистов-любителей из Западной Европы. И только сам Лех да его наставник Рышард Шурковский знали, в чем дело.

Рышард Шурковский был великим гонщиком. Четырежды он выигрывал гонку Мира, был неоднократным чемпионом и призером мира и олимпийских игр. А теперь он старший тренер сборной Польши по велоспорту. И в свои 39 лет не упускает случая поработать на шоссе вместе с подопечными. Лех говорит, что с приходом Шурковского в сборную тренировки стали намного разнообразнее, интенсивнее. .«Попробуй расслабиться или поберечься, когда тяжело, — говорит он. — Рядом едет на велосипеде тренер, и едет так, что нам приходится изрядно попотеть, чтобы он потом не подшучивал над нами. Да мы и сами заводимся. Как это так? Тренеру под сорок, а мы, двадцатилетние парни, ему уступаем?!»

Нет, не была победа Леха Пясецкого на XXXVIII велогонке Мира случайной. Не было случайным и второе место Анджея Межиевского. Эти достижения — закономерный результат подлинно творческой, напряженной работы, объединенной общей целью коллектива, имя которому — сборная команда; это результат сотрудничества гонщиков и тренера, плод самоотдачи, энтузиазма и огромной веры в свои силы.

На той гонке Лех был превосходен. Отличная езда на время в прологе и на «разделке» в Нойбранденбурге, успешно проведенные этапы в горах Чехословакии, острые финишные спурты обеспечили ему победу. Рышард Шурковский характеризует своего воспитанника как

 

разностороннего гонщика. Все ему по плечу — индивидуальная езда на время и мощнейший финиш в группе, командная гонка и тяжелые горные подъемы. Вот только холода он боится. А сам Лех признается, что очень любит жару.

Такую, например, как была на чемпионате мира в итальянском городке Монтелло. 189 человек из 40 стран выстроились на старте индивидуальной групповой гонки. Мучительно долго тянутся минуты ожидания. Лех нервничает. Его злит толпа зрителей, шум и предстартовая суета — в се его злит. «Вообще-то я не такой, — говорит он уже в Варшаве, — но и спортивная злость иногда нужна». И вот, наконец, долгожданный выстрел стартового пистолета. Пестрый караван уже со старта несется со скоростью ветра, а предстоит ему 177-километровый путь, прежде чем представители Международного союза велосипедистов наденут на победителя белоснежную майку с пятью поперечными полосками олимпийских цветов.

Команда блестяще выполняет установку тренера: лидеры — Пясецкий, Межиевский и Сердюк. Подстраховывают — Яскула, Лешневский, Шершиньский. Ехать прежде всего активно. Они и едут активно. Группа неспокойна — одна попытка отрыва следует за другой. Особенно стараются датчане и шведы — они сильны. Пытаются уйти в отрыв и советские гонщики. В каждом таком отрыве участвует кто-нибудь из поляков. Пясецкий, который начал гонку спокойно, к концу первого круга пробрался в ряды ведущих. Как раз вовремя. Сзади слышен скрежет железа по асфальту, крики, звуки падений. 30 человек оказались в первом завале, и среди них Анджей Сердюк. Несколько человек увозит «скорая помощь». Сердюк находит в себе силы и догоняет группу. Но только и всего. Слишком много вложено в погоню, и он уже не может рассчитывать на награды, как, впрочем, и все, кто после этого падения догонял группу, и среди них еще два фаворита — советский гонщик Рихо Суун и итальянец Флавио Джиуппони.

На втором круге, как раз на том же месте, второй завал. Неудачно упал Анджей Межиевский. Велосипед искорежен, сам весь ободран... Три минуты ждал он помощи. Наконец дали ему велосипед, а он оказался маленьким по росту. На нем добрался до бокса польской сборной, сменил велосипед и бросился в отчаянную, практически безнадежную погоню. Сократил разрыв до 1 минуты 30 секунд, но догнать группы так и не смог.

 
Library   69   Up


Contents

 

Home
 

Из лидеров польской сборной остался один Лех Пясецкий. Товарищи по команде сделали все, чтобы он сохранил силы и находился на лучшей позиции для финиша, — ликвидировали отрывы, везли его за собой, тормозили группу. И он оправдал доверие товарищей, отблагодарил их своей золотой медалью, которую потом хотел разделить на шесть частей. Его затяжной рывок был неотразимым. За четыреста метров до финиша начал свой спурт Пясецкий и никому не оставил шансов. Завоевавший серебряную медаль датчанин Джонни Велтс сказал после гонки, что Пясецкий был настолько силен, что он даже и не пытался его догонять.

Превосходный золотой дубль! В одном сезоне — две крупнейшие победы. Такое удавалось лишь Рышарду Шурковскому и не менее прославленному гонщику из ГДР Густаву-Адольфу Шуру.

А Лех оставался каким и был — скромным, веселым, охотно дающим интервью парнем. Успехи и популярность не вскружили ему голову. Всегда помнит о товарищах по команде и говорит.

 

что если бы не падение, то именно «Мержей» — Анджей Межиевский стал бы чемпионом мира.

В ответ на вопросы о семейной жизни он улыбается и разводит руками — на это не хватает времени. Пани Иоанна Пясецкая подсчитала, что он бывал дома три дня в месяц. К счастью, дочурка Моника, которой через несколько дней после чемпионата мира в Монтелло исполнился год, уже узнает папу и очень радуется, когда он приезжает.

После победы Пясецкого на чемпионате мира даже самым упрямым скептикам нечего было сказать о преуменьшении успеха польского велоспорта и значения для него Рышарда Шурковского как старшего тренера сборной.

Нет, не всего добился в любительском велоспорте победитель гонки Мира, чемпион мира, лучший гонщик мира 1985 г. Лех Пясецкий. Олимпийским же чемпионом он еще не был!

Подготовил В. Я. Волчанский
по материалам польской прессы

 

 

ЗА ЗДОРОВЬЕМ НА ВЕЛОСИПЕДЕ


ИГРОВОЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ ЮНЫХ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ

   
А. А. Захаров, ГЦОЛИФК
 

С каждым годом возрастает популярность массовых форм занятий велосипедным спортом. Все больше людей выбирают велосипед как средство активного отдыха и организации досуга.

В нашей стране существуют различные формы занятий велосипедным спортом. Это и детско-юношеские спортивные школы, и секции при коллективах физической культуры. В последнее время появилось много велосекций и велоклубов, созданных на общественных началах для занятий велосипедистов различных возрастов. Но в любом случае, чтобы извлекать из занятий велосипедным спортом пользу для здоровья, необходимо обладать определенным запасом занятий и освоить элементарные приемы езды на велосипеде.

Верхнего возрастного предела в массовом велосипедном спорте, по-видимому, вообще не существует, а вот нижний есть. Он установлен действующими пра-

 

вилами дорожного движения: по улицам и автодорогам могут ездить ребята не моложе 14 лет, сдавшие правила уличного движения. Однако именно в возрасте 10 — 13 лет ребята наиболее склонны к езде на велосипеде. Поэтому первостепенная задача тренеров и энтузиастов велосипедного спорта заключается в том, чтобы привлечь к организованным занятиям максимальное число детей независимо от возраста и научить их приемам езды на велосипеде в различных условиях, соблюдая при этом правила безопасности.

Как же организовать занятия с ребятами, которым еще не исполнилось 14 лет, или с теми, кто недостаточно уверенно чувствует себя на велосипеде? При решении этого вопроса обычно приходится сталкиваться с рядом трудностей. Выезд на шоссе всегда сопряжен с определенной степенью опасности, так как требует от велосипедиста знаний правил

Library   70   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало