Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

k1, k2 — коэффициенты, показывающие, во сколько раз площадь ног и площадь головы больше площади туловища;

В — расстояние от каретки до горизонтальной прямой, проходящей через наивысшую точку седла;

D — расстояние от горизонтальной прямой, проходящей через наивысшую точку туловища, до наивысшей точки головы (при условии, если голова приподнята выше туловища).

При горизонтальном положении туловища площадь проекции на фронтальную плоскость минимальная. Эта площадь определяется суммой площади туловища и площади ног. Ее можно определить по формуле. Для этого надо величину ширины плеч L умножить на величину «толщины» туловища А, после чего прибавить величину ширины плеч, умноженную на коэффициент k1 и величину расстояния от каретки до горизонтальной прямой.

Sмин.= L A + L k1 В, (3)

где Sмин — минимальная площадь проекции СВВ;

A — «толщина» туловища;

L — ширина плеч;

k1 — коэффициент, показывающий, во сколько раз площадь ног больше площади туловища;

В — расстояние от каретки до горизонтальной прямой, проходящей через наивысшую точку поверхности седла.

Разделив минимальную площадь лобового сопротивления на площадь лобового сопротивления СВВ при дистанционной посадке, получим коэффициент К, характеризующий аэродинамическое совершенство посадки, где:

А + k1В
K = ————————. (4)
С + k1B + K2D

(Обозначения те же, что и в формулах (2) и (3).

На основе результатов исследований, проведенных в аэродинамической трубе НИИ механики МГУ на спортсмене мсмк в 18 различных позах при скорости воздушного потока 20 м/с (причем с целью повышения точности продувки проводились в 17 позах четыре раза, а в одной — 20 раз), определены

 

коэффициенты k1 и k2, которые оказались равными соответственно 0,5 и 0,25. Установлена отрицательная связь между коэффициентом К, с одной стороны, и силой аэродинамического сопротивления СВВ — с другой, r = –0,901 (доверительные границы этого коэффициента для уровня значимости 0,05 находятся в диапазоне –0,98±0,73).

Для определения коэффициента аэродинамичности посадки К нужно взять фотографию спортсмена (можно любого размера, но обязательно вид строго сбоку) и измерить отрезки А, В, С, D, а затем полученные размеры (они могут быть в сантиметрах или миллиметрах) подставить в формулу и произвести вычисления (см. рис. 2).

В нашем примере отрезок А на рис. 2 равен 13 мм, отрезок В — 29 мм, отрезок С — 17 мм и отрезок D — 3 мм. Подставим эти величины в формулу:

 

13 мм + 0,5 • 29 мм
K = ——————————————— =
17 мм + 0,5 • 29 мм + 0,25 • 3 мм
27,5 мм         
 = —————— = 0,853.
–32,25 мм            

В связи с тем что коэффициент аэродинамичности посадки К — безразмерная величина, то ни масштаб изображения, ни то, в каких единицах выражена величина соответствующих отрезков, не имеют значения.

Чем ближе коэффициент К к единице, тем более совершенна посадка в аэродинамическом отношении. С помощью коэффициента К можно оценить аэродинамическое качество посадки любого спортсмена, сравнить различные посадки одного и того же спортсмена и посадки различных гонщиков. Оптимальная в аэродинамическом отношении посадка будет в том случае, если коэффициент К будет равен единице. У Копылова в дистанционной посадке коэффициент К составляет 0,857, у Храбцова — 0,826, у Мозера во время заезда на побитие рекорда мира он колебался в диапазоне от 0,82 до 0,89 (рассчитан по фотографиям, опубликованным в иностранной печати).

Простота и доступность определения коэффициента К очевидны.

 

 

РЕЖИМ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ДЕНЬ ГЛАВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ

   
А. А. Захаров,
М. М. Боген, кандидат педагогических наук,
ГЦОЛИФК
 

На протяжении всего соревновательного периода главная задача подготовки спортсмена сводится к тому, чтобы создать наи-

 

более благоприятные условия для реализации приобретенной спортивной формы, показать высокие спортивные результаты.

Library   47   Up


Contents

 

Home
 

В наше время спорт выдвигает все более высокие требования к подготовке спортсменов. С каждым годом конкуренция на международных и всесоюзных соревнованиях становится острее. Анализ результатов крупнейших соревнований последних лет показывает, что победу решают десятые, а иногда и сотые доли секунды. Вследствие этого особенно актуальной становится проблема мобилизации резервов соревновательной работоспособности спортсменов в день главного соревнования. Это самый ответственный, критический момент в подготовке спортсмена, так как времени на исправление ошибки, сделанной в этот период, уже нет, и намеченный результат — итог годичной и многолетней подготовки — может оказаться недостижимым. Поэтому поиск путей оптимизации тренировочного процесса на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки и особенно в день главного старта является одной из актуальных проблем теории и практики спорта.

В настоящее время идет интенсивный поиск резервов повышения соревновательной работоспособности. С этой целью широко внедряются в практику спорта так называемые нетрадиционные средства подготовки к соревнованиям (биологические, медицинские и др.), не являющиеся средствами педагогического воздействия. Эти воздействия улучшают соревновательную работоспособность, стимулируя отдельные системы организма, но при этом нарушают их естественную гармонию, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья спортсмена.

Особенно возрастает значение поиска путей использования педагогических средств мобилизации резервов работоспособности, в частности за счет оптимизации структуры и содержания тренировочных нагрузок в день соревновании. Ряд специалистов (Н. Г. Озолин, 1970, 1980; А. Ф. Бойко, 1971) считают, что для спортсменов высокого класса, имеющих 2 — 3-разовые тренировочные занятия в течение дня, тренировочная нагрузка в день соревнований должна быть неотъемлемой частью тренировочного процесса.

В исследовании В. М. Волкова и В. Н. Мирзаева (1977) установлено, что выполнение спортсменами-велосипедистами в день соревнований за 5 — 6 ч до старта средней тренировочной нагрузки объемом 60 — 65 км благоприятно отражается на состоянии исследуемых показателей кардиореспираторной системы. Спортсмены, использовавшие такой тренировочный режим в день соревнований, показали результат в гонке на 20 км выше, чем спортсмены, тренировавшиеся в предшествующий соревнованиям день.

Анализ непосредственной редсоревновательной подготовки показал, что в практике велосипедного спорта общепринято проведение тренировочного занятия за 5 — 7 ч до

 

старта. Подавляющее большинство спортсменов (86% случаев) используют в ходе этого занятия езду на велосипеде с малой интенсивностью (скорость передвижения — 25 — 28 км/ч), на передачах с укладкой 5,40 — 5,70 м, группой, в парах или индивидуально. Средний километраж тренировочного занятия — 30 — 50 км (спринтеры и гитовики — 35 — 40 км, гонщики-преследователи — 40 — 55 км). Это занятие чаще всего имеет стандартное содержание без учета индивидуальных особенностей гонщиков и вида предстоящего соревновательного упражнения. Можно ли считать такую нагрузку оптимальной?

Многие спортсмены отмечают улучшение спортивного результата при непредвиденном изменении двигательного режима незадолго до старта (незапланированные тренировочные занятия, неожиданные старты, непредусмотренная физическая работа).

Пути оптимизации нагрузок в день главного старта с целью мобилизации резервов соревновательной работоспособности до настоящего времени еще недостаточно изучены.

Специалисты неоднократно отмечали, что независимо от конкретного вида работы ее эффективность во многом определяется функциональным состоянием мышечного аппарата. Так, В. А. Васильев, С. М. Минаков (1982) считают, что уровень силовых способностей является одним из главных факторов, определяющих спортивные достижения в велосипедном спорте, и особенно в гонках на треке. Специфика соревновательных упражнений в велосипедных гонках требует от организма спортсмена больших мышечных усилий в широком диапазоне. От максимальных величин мышечного напряжения во время первых стартовых усилий до величин, составляющих 20 — 30% от максимальных при поддержании дистанционной скорости. Это обусловливает необходимость специального внимания к регулированию состояния мышц и уровня силовых качеств спортсмена.

Ю. В. Верхошанский считает, что отставленный эффект предварительной стимуляции может быть использован с целью повышения функционального состояния нервно-мышечного аппарата при подготовке к соревнованиям. Причем положительный эффект обнаруживает себя лишь в том случае, если нагрузка силового характера будет оптимальной. Избыточная нагрузка отрицательно сказывается на соревновательной работоспособности. На этом подходе основывается наш выбор направленности и содержания последнего тренировочного занятия, проводимого за 5 — 6 ч перед соревновательным стартом, так как состояние нервно-мышечного аппарата спортсмена в значительной мере формируется в связи с влиянием отставленного эффекта последней тренировочной нагрузки.

Таким образом, обобщая данные, получен-

 
Library   48   Up


Contents

 

Home
 

ные при анализе литературных источников и выявленные при исследовании практической подготовки велосипедистов к соревнованиям, мы сформулировали гипотезу исследования, предполагающую, что отставленный тренировочный эффект нагрузки силового характера, применяемой в день соревнования, может существенно повысить соревновательный результат за счет оптимизации состояния мышечного аппарата спортсмена. Для проверки гипотезы следовало решить две задачи:

— выявить влияние отставленного эффекта нагрузки силового характера на соревновательный результат;

— исследовать зависимость соревновательного результата от динамической структуры упражнений силового характера, выполненных в тренировочном занятии за 6 ч до старта.

В первом эксперименте, целью которого было исследовать влияние отставленного тренировочного эффекта нагрузки силового характера на соревновательный результат, участвовала группа велосипедистов I разряда в количестве 16 человек. В ходе исследования спортсмены находились в спортивном лагере. В течение первых 2 недель спортсмены тренировались одной группой, получая одинаковую нагрузку в режиме, имитировавшем день соревнований: проводилось два тренировочных занятия (первое — в утренние часы, второе — в вечерние, через 6 ч после первого). В утреннем занятии спортсменам предлагались нагрузки силового характера различной интенсивности и объема с целью получения запланированного отставленного тренировочного эффекта через 5 — 7 ч после нагрузки. В ходе опробования различных режимов нагрузки были выявлены индивидуально-оптимальные ее параметры. Эффективность нагрузки определялась после опроса спортсменов перед вторым занятием, а также после второго тренировочного занятия.

В конце 2-й недели были проведены предварительные соревнования, целью которых было выявить уровень соревновательной работоспособности участников эксперимента и сформировать равноценные контрольную и экспериментальную группы (по 8 человек в каждой). После предварительных соревнований обе группы продолжали тренироваться по единому плану одной группой в течение двух недель, после чего было проведено первое контрольное соревнование.

Участникам экспериментальной группы в день соревнований была предложена за 6 ч до старта силовая тренировка и обычная разминка перед стартом. В нашем случае оптимальной оказалась следующая нагрузка силового характера: разминка в группе в умеренном темпе 10 км (ЧСС — 120 — 140 уд/мин) на передаче с укладкой 5,40 — 5,50 м. Прохождение 8 — 10 подъемов протяженностью

 

150 м (уклон 8%) с интенсивностью до 90% от максимальной (ЧСС до 170 уд/мин) на ступенчато увеличивающихся передачах с укладкой от 5,70 до 6,83 м, сидя в седле. Вставать с седла разрешалось спортсменам только на последних двух подъемах. В интервалах между прохождениями подъемов — спокойная езда 3 — 4 мин. В заключение тренировочного занятия — спокойная езда 8 км. Общий километраж тренировочного занятия — 35 км.

Контрольная группа выполняла за 6 ч до старта идентичную по объему, по не имевшую силовой направленности работу средней интенсивности.

После первого контрольного соревнования двухнедельный цикл тренировки был повторен с одинаковой нагрузкой для обеих групп. В день второго контрольного соревнования режим подготовки к старту был перекрестно изменен для каждой из групп. Оба контрольных соревнования проводились на одной трассе и на одной и той же дистанции — 4 км. Трасса, которую предлагалось пройти спортсменам, имела несколько подъемов. Такой выбор трассы был продиктован желанием повысить сложность соревновательного упражнения, что, по нашему мнению, должно было более отчетливо выявить различия в состоянии испытуемых.

При оценке различий в уровнях соревновательной работоспособности спортсменов обеих групп (данные приведены в табл. 1). было выявлено статистически значимое преимущество в скорости прохождения соревновательной дистанции у групп, применявших за 6 ч до контрольного старта тренировочное занятие силовой направленности. Таким образом, предположение о положительном влиянии оптимальной силовой нагрузки на соревновательную работоспособность спортсмена подтвердилось.

Второй эксперимент проводился с целью выявить зависимость соревновательного результата от динамической структуры упражнений в предстартовом тренировочном занятии. В эксперименте приняли участие 30 спортсменов-велосипедистов, имевших квалификацию I разряда и кандидатов в мастера спорта. В этот период спортсмены жили в условиях спортивного сбора. На тренировочных занятиях, непосредственно предшествовавших периоду эксперимента, индивидуально для каждого испытуемого подбиралась нагрузка различной интенсивности и объема с целью получить запланированный отставленный тренировочный эффект через 5 — 7 ч после нагрузки. Испытуемым предлагались три типа нагрузок силового характера: работа на велоэргометре, работа со штангой, езда на велосипеде в гору.

В ходе эксперимента все спортсмены тренировались по единой программе. Вначале

 
Library   49   Up


Contents

 

Home
 

были проведены предварительные соревнования в гите на 1000 м с места, целью которых было выявить уровень соревновательной работоспособности участников эксперимента и сформировать три группы по 10 человек в каждой, условно обозначенные «А», «Б» и «В», для первого полуэтапа исследований и две — «Г» и «Д» — для второго.

Первый полуэтап эксперимента осуществлялся по следующей схеме. После предварительных соревнований все спортсмены продолжали тренироваться по единому плану в течение пяти дней, после чего были проведены первые контрольные соревнования. Участникам первой экспериментальной группы «Б» в день соревнований за 6 ч до старта было предложено тренировочное занятие, включавшее разминку на треке и силовую нагрузку на велоэргометре (после 20-мннутной разминки на треке спортсмены отдыхали 10 мин и выполняли индивидуально работу следующего содержания: из стартового положения проезжали 6 — 7 отрезков по 8 — 10 оборотов каждый с сопротивлением 75 — 85% от максимального). Отдых между отрезками составлял 2 — 3 мин. После работы с большим сопротивлением следовал отдых 8 — 10 мин, а затем спортсмены проезжали 6 — 7 отрезков по 30 с каждый с нагрузкой, близкой к соревновательной, при сопротивлении 25 — 30% от максимального и отдыхе между отрезками 3 — 4 мин. Во всех случаях интенсивность выполнения упражнений не превышала 90 — 95% от максимальной. Общая продолжительность тре-

 

нировочного занятия вместе с разминкой на треке составила 1 ч 15 мин.

Участникам второй экспериментальной группы в день соревнований за 6 ч до старта было предложено тренировочное занятие, состоящее из разминки на треке и силовой работы со штангой. Силовой работе со штангой предшествовало выполнение комплекса общеразвивающих упражнений, целью которого было подготовить организм спортсмена к работе с отягощением. Серийное выполнение упражнений со штангой включало следующие упражнения: приседание со штангой, жим руками, тяга спиной, упражнения для брюшного пресса и задней поверхности бедра. Использовались отягощения в диапазоне от умеренных (11 — 15 ПМ) до субмаксимальных (2 — 3 ПМ) при 12 — 15 подходах. Общая продолжительность тренировочного занятия, включая разминку на треке, составила 1 ч 15 мин. Группа «А» была контрольной, и тренировочного занятия с ней не проводилось. Спортсмены всех трех групп выполнили общепринятую разминку перед соревнованиями в гите на 1000 м с места.

Второй полуэтап эксперимента осуществлялся по следующей схеме. После первого контрольного соревнования все спортсмены тренировались по единому плану в течение шести дней. В день второго контрольного соревнования спортсменам экспериментальной группы «Г» в день соревнований были предложены за 6 ч до старта тренировочное занятие силового характера (шоссе, езда в го-

 

Таблица 1

Влияние силовой нагрузки на соревновательную работоспособность спортсменов-велосипедистов (индивидуальная гонка на шоссе 4 км)

Исследуемые параметры

1-я группа

2-я группа

Различия

Достоверность различий по критерию

Результат предварительного соревнования, с

Средняя скорость, м/с

Средняя скорость, %

7.04,1

9,43

99,47

7.01,8

9,48

100,0

2,3

0,05

0,53

0,05

Результат I эксперимента

Средняя скорость, м/с

Средняя скорость, %

7.24,6

9,00

95,4

7.10,7+

9,29
98,0

13,9

0,29

2,6

0,05

Результат II эксперимента

Средняя скорость, м/с

Средняя скорость, %

7.22,7+

9,04

95,9

7.34,8

8,80

92,8

12,1

0,24

3,1

0,05

 

Примечание. В таблице знаком «+» обозначены результаты, показанные после применения силовой нагрузки.

Library   50   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

Зависимость соревновательного результата в гите на 1000 м с места от динамической структуры упражнений в предстартовом тренировочном занятии

Группа

Содержание работы в предстартовом тренировочном занятии

Результат предварительных соревнований

Результат эксперимента

Различия, с, %, Р

«А»

Отдых

1.16,67

1.16,33

0,34

0,45

0,05

«Б»

Разминка на треке, силовая работа со штангой

1.15,13

1.14,04

1,09

1,47

0,05

«В»

Разминка на треке, силовая работа на велоэргометре

1.14,46

1.13,36

1,10

1,49

0,05

«Г»

Разминка на шоссе, силовая работа, езда в гору

1.14,90

1.13,42

1,48

2,02

0,05

«Д»

Шоссе 30 км в умеренном темпе

1.15,33

1.15,00

0,33

0,44

0,05

 

ру) и стандартная разминка перед стартом в гите на 1000 м с места. Контрольная группа «Д» выполнила за 6 ч до старта идентичную по объему, но более низкую по интенсивности работу на шоссе и стандартную разминку перед стартом. Результаты второго эксперимента приведены в табл. 2. Они также подтвердили наше предположение о положительном влиянии оптимальной силовой нагрузки на соревновательную работоспособность спортсмена. Улучшение результата в гите на 1000 м с места во всех трех группах, применявших за 6 ч до старта нагрузку силового характера, оказалось достоверным (Р < 0,05).

Исследование зависимости соревновательного результата от динамической структуры упражнения в предсоревновательном тренировочном занятии не показало достоверного преимущества упражнений какой-либо динамической структуры. Работа умеренной интенсивности в предложенном объеме не способствовала улучшению результатов у спортсменов, использовавших ее перед соревнованием в ги-

 

те на 1000 м с места (Р > 0,05). Поэтому работу умеренной интенсивности не следует рекомендовать для активизации нервно-мышечного аппарата спортсмена.

Результаты проведенных исследований позволяют сделать следующие выводы:

1. В день соревнований за 5 — 7 ч до старта целесообразно проводить тренировочное занятие, которое состоит из индивидуально подобранных упражнений скоростно-силового характера.

2. Содержание и параметры предстартового тренировочного занятия должны быть установлены индивидуально для каждого спортсмена в моделирующих тренировочных занятиях за 3 — 5 недель до соревнований.

3. Тренировочное занятие указанного характера вызывает после 6 ч отдыха повышение работоспособности, которое выражается в статистически достоверном увеличении средней скорости прохождения соревновательной дистанции (в частности, на 0,2 м/с) в гите на 1000 м с места.

 

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРИ ОТБОРЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ

   
Д. Ю. Бравая, ГЦОЛИФК,
Р. Я. Гуральник, ЦСК ДСО профсоюзов
 

Спортивный отбор — процесс многоступенчатый, проходящий на протяжении ряда лет. Эффективность его во многом зависит от качества учебно-тренировочного процесса. Только правильно построенный многократный отбор позволяет выявить и раскрыть заложенные в спортсмене способности.

Поспешные выводы о бесперспективности юных велосипедистов могут нанести непопра-

 

вимый вред велоспорту. Поэтому при начальных этапах отбора важен поиск не талантов для отдельных специализаций по видам гонок, а поиск и отбор вообще моторно одаренных ребят. Вопросам медико-биологических аспектов спортивной ориентации и отбора юных спортсменов посвящены работы Р. Е. Мотылянской, С. В. Хрущева, В. Б. Шварца и др. Однако медицинским сторонам отбора среди

Library   51   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало