Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

бе с монолитными командами СССР и ГДР, где все как один помогали своим лидерам Сергею Сухорученкову и Олафу Людвигу.

И в конце концов, зажатый в тиски со всех сторон, измотанный до предела беспрерывными атаками преследователей в течение двух недель, Ненчо был вынужден передать желтую майку Сергею Сухорученкову, вновь поверившему в себя после серии неудач.

Да, Ненчо Станков проиграл на финише олимпийскому чемпиону, но вряд ли кто может упрекнуть его в недостатке мужества.

— Удивительно, как преемник Христова один сражался против отлично подготовленных команд. Для этого нужно иметь колоссальные возможности, несгибаемую волю, безграничную веру в свои силы, — восхищались поклонники болгарского велосипедиста, бросившего вызов мировой элите.

Всего 15 с не хватило ему до долгожданной победы, но его серебряная медаль, мож-

 

но сказать, почти полностью отлита из золота.

То, что его успех на велогонке Мира был не случаен, Ненчо подтвердил уверенной победой в туре по Болгарии с участием сильнейших гонщиков из 13 стран. Эту традиционную гонку Стайков выиграл в 3-й раз.

Многодневные гонки для него — родная стихия.

— Беспрерывная борьба в пелетоне на протяжении длительного времени для меня как соль в супе, — раскрывает Ненчо свои секреты.

— Вы тренируетесь в Софии на горе Витоша? — спрашивают его любопытные.

— Я много раз штурмовал на велосипеде эту гору.

— Ваши планы на будущее?

— Мне только 28 лет, и я не считаю, что это зенит моей спортивной карьеры. Уверен, мои лучшие годы впереди.

 

 

ДИНАСТИЯ АМПЛЕРОВ

   
В. А. Валентинов
 

Когда на крупнейшем международном турнире «Дружба-84» в Форсте, городе сукна и роз, на старт шоссейной командной гонки на 100 км вышли хозяева трассы, то многие из специалистов и зрителей обратили внимание на юного Уве Амплера, который готовился отправиться в путь вместе с испытанными бойцами: Дроганом, Боденом и Куммером — чемпионами мира 1981 г. в этой дисциплине.

— Сможет ли 19-летний гонщик из спортклуба Немецкого института физической культуры Лейпцига, где работает его отец Клаус Амплер, победитель велогонки Мира-63, выдержать темп именитой компании, — волновались болельщики.

Однако опасения оказались напрасными. Команда ГДР на последних километрах резко усилила темп, выиграв у долго лидировавших советских велосипедистов 11 с. Это была захватывающая дуэль между сильнейшими квартетами мира, за которой наблюдало более 30 000 зрителей, хорошо знающих толк в большом спорте.

Окрыленный удачей, Уве вскоре с блеском выдержал еще один серьезный экзамен — на . чемпионате республики в индивидуальной гонке с общего старта...

К последнему, 12-му кругу Амплер опережал опытных Людвига и Бодена на 1 мин. Основная группа гонщиков находилась далеко сзади, и никто из них не был в силах вмешаться в поединок молодого гонщика и лидеров команды ГДР. Мало кто верил в успех смельчака, тем более что его преимущество таяло буквально на глазах под натиском грозного

 

дуэта, где оба были искусными мастерами в гонке на время.

Погоня была уже совсем близко, но дерзкий беглец и не думал сдаваться.

— Все или ничего! — заявил он себе, когда в дебюте гонки оказался среди лидеров. Сейчас он был близок к заветной цели, но честолюбивый Олаф Людвиг привстал с седла и, бросив обессиленного помощника, с невероятной силой устремился в атаку, как это делал не раз ,на этапах велогонки Мира.

— Вперед, Уве, вперед! — услышал в самый драматичный момент Уве взволнованный голос отца, стоявшего на обочине.

Страстный призыв подхлестнул отважного гонщика, помог ему первым пересечь линию финиша, которую он еле-еле различал.

— Ты молодец, Уве! — первым поздравил своего «обидчика» Людвиг, редко проигрывающий своим конкурентам на финише, а затем подбежал Амплер-старший, заключив счастливого сына в объятия. Если Амплер-младший делает только первые шаги в большом спорте, то Клаус в свое время одержал более 300 побед в различных гонках!

Его имя не менее популярно в республике, чем Т. Шура (кумир немецких мальчишек). Хорошо знают ветерана немецкого спорта и за рубежом. Восемь раз он участвовал в крупнейшем весеннем состязании велосипедистов-любителей, одержав за это время пять побед на этапах. Последний раз он вышел на трассу дружбы в 1969 г., финишировав пятым.

Сейчас Амплеру сорок один год, и он передает свой богатый опыт молодежи в клубе

Library   26   Up


Contents

 

Home
 

«бело-зеленых» (цвет команды института физкультуры Лейпцига), где выросли знаменитые Т. Шур, Б. Экштейн, вписавшие славную страницу в историю отечественного велоспорта. Шур выиграл чемпионат мира в Реймсе, а затем в Амстердаме. На следующий год (1960) в родных стенах в Карл-Маркс-Штадте отличился Экштейн, а Тэве Шур был вторым.

Спустя много лет их достойным преемником стал Уве Рааб, выиграв золотую медаль на чемпионате мира в Швейцарии. Мечтал покорить такую же вершину и Клаус. В 1963 г. после уверенной победы в велогонке Мира он находился в прекрасной форме, но чиновники из НАТО помешали тогда приезду спортивной делегации ГДР на чемпионат мира в Бельгию.

Было отчего расстроиться, но Амплер сохранил бодрость духа и не расстался с любимым делом, надеясь увидеть своих питомцев на пьедестале почета.

А потом подрос сын. Крепкий мальчик восторгался дзюдо, но, прежде чем он провел первую схватку на ковре, неожиданно для родителей (фрау Вальтрауд — вице-чемпионка Европы по академической гребле прошлых лет) увлекся плаванием, причем довольно надолго.

На велосипеде Уве научился кататься в трехлетнем возрасте, когда Клаус в одной из гонок получил в качестве приза детский велосипед.

— Вы помните первую гонку сына? — нередко спрашивают журналисты тренера-отца.

— Очень хорошо. Это было в Вурцене. Пришлось изрядно поволноваться: у мальчика было много ошибок, неважный спурт и плохая техника, но благодаря упорству и настойчивости он занял 3-е место. В порядке поощрения я подарил ему веломайку.

По-настоящему Уве влюбился в велоспорт гораздо позже. В 1978 г. отец с сыном поехали в отпуск в местечко Урлауб, прихватив с собой велосипеды. Там они часто совершали прогулки по живописным окрестностям. А затем начиналась семейная дуэль. Никто не хотел уступать в жарких схватках. Когда отпуск подходил к концу, Клаус сказал возмужавшему Уве: «Возвращаться домой мы будем на велосипедах, и если ты не раскиснешь в пути (предстояло пройти 250 км), попробуешь свои силы в велосипедной секции.

— А что дальше?

Меня поразило его упорство, особенно в конце нелегкой дистанции. И мне пришлось налегать на педали в борьбе с новоиспеченным марафонцем.

Через несколько дней Уве для пробы пришел в известный велоклуб.

Сегодня он уже двукратный чемпион мира среди юниоров в шоссейной командной гонке.

— Достиг ли бы он сегодня большего, если бы серьезно занялся велоспортом раньше?

— Несомненно. Вот почему я всем неус-

 

танно твержу: начинайте ездить на велосипеде с первыми шагами.

— А вы по-прежнему дружны с велосипедом?

— Мой двухколесный друг не ржавеет, но теперь предпочитаю бег. Бегаю около часа, иногда преодолеваю 12 — 15 километров. Нуждаюсь в этой нагрузке, чтобы снять профессиональный стресс. В свободное время люблю порыбачить на зорьке, подышать утренней свежестью.

— В чем сейчас сила немецких велосппедистов-шоссейников на мировой арене?

— После счастливой эры Т. Шура была найдена новая методика подготовки спортсменов. Из года в год усиливается селекционная работа по отбору наиболее одаренной молодежи в республике.

Так появились И. Хартник, Б. Дроган... Очень многому мы научились у советских специалистов.

— Как же стать идеальным гонщиком?

— Три фактора играют главенствующую роль в становлении хорошего шоссейника. Тут не обойтись без стремительного финиша, без мастерства на горных перевалах, ну и, конечно, нельзя уступать соперникам в гонке на время. А разве отодвигается на второй план психологическая подготовка? Сейчас порой чаше всего решает сильный характер, воля к победе.

— Какие требования вы предъявляете к своим ученикам?

— Пунктуальное выполнение тренировочной нагрузки с хорошим настроением, дисциплинированность, честность и искренность.

— А какое качество вы цените больше всего?

— Пожалуй, умение самостоятельно принять правильное решение в экстремальных условиях, как это когда-то делал Э. Адлер.

— Кого вы ставите в пример подрастающей смене?

— Прежде всего Я. Веселы, Т. Шура, Р. Шурковского, О. Людвига, Г. Сайдхужина, С. Сухорученкова...

— Ваши взаимоотношения с сыном на тренировке?

— В моей группе он не имеет никаких привилегий. Не будет их и в дальнейшем. В пылу забот я порой забываю, что Уве — мой сын. Да и он сам не дает повода для неприятного разговора.

— Как выступает Уве в многодневных гонках?

— В 1983 году он выиграл тур по Тунису. В других гонках его результаты скромнее.

— Выступает ли Уве в трековых гонках?

— Как и многие шоссейники ГДР, он использует полотно закрытого берлинского велодрома для наращивания скорости в зимний период. В начале сезона-84 Уве был вторым в индивидуальной гонке преследования на 4 км, проиграв только своему одноклубнику Раабу.

 
Library   27   Up


Contents

 

Home
 

За награды боролись известные мастера в этой дисциплине: Херниг, Мортаг, Винклер...

Атлет из Лейпцига (рост 181 см, вес 74 кг) находится в расцвете сил и мечтает о новых победах, равняясь во всем на Бернда Дрогана, героя чемпионата мира-82 на сложной трассе в Гудвуде (Англия).

 

Станет ли он достойным преемником своих знаменитых одноклубников, покажет будущее, а пока династия Амплеров не теряет времени даром, надеясь пополнить семейную копилку комплектом наград.

 

 

ПАМЯТЬ ОГНЕННЫХ ЛЕТ


ВЕЛОГОНКА МИРА, РОЖДЕННАЯ МАЕМ

   
Г. Р. Сайдхужин, заслуженный мастер
спорта СССР,
А. И. Московская, Москва
 

Был весенний месяц, май 1945 г. Солнце теплыми лучами обогревало истерзанную фугасками, зажигательными бомбами и снарядами землю. Люди, встречаясь, улыбались друг другу, потому что наконец-то пришла долгожданная победа. Началось великое восстановление городов из руин и пепла. Люди были полны энтузиазма и верили в светлое будущее человечества.

Небольшая группа любителей спорта из партийных органов печати «Трибуна люду» (Польша) и «Руде право» (Чехословакия) разработала совместный план проведения велогонки Мира по дорогам Польши и Чехословакии — странам, через которые прокатилась война.

Первая велогонка Мира состоялась в мае 1948 г. По искалеченным войной дорогам небольшая группа спортсменов отправилась из Праги в Варшаву. Трудно перечесть все тяготы, которые испытали участники первой гонки. Они недоедали — каждому выдали на дорогу по 8 килограммов картошки, ночевать им приходилось в полуразрушенных гостиницах. В польских лесах еще блуждали отдельные невыловленные бандиты, и участников гонки охраняли автоматчики. Когда спортсмены добрались до Варшавы, они были потрясены увиденным — город представлял собой сплошные развалины. Велогонщики посетили редакцию «Трибуна люду», находившуюся в залатанном, обгоревшем здании. Усталые, полуголодные, они радовались и плакали от счастья, что выполнили возложенную на них миссию.

С 1952 г. к организаторам этих соревнований присоединилась газета «Нойес Дойчланд» (ГДР), и трасса гонки стала проходить через три братские столицы: Варшаву, Берлин и Прагу.

Велогонка Мира — это весенний праздник спорта и дружбы между народами. Ее девиз — дружба, мир, свобода, братство. И не случайно, что эмблема гонки — голубь мира, так

 

как цель этого соревнования — служить стремлению народов крепить мир и жить в условиях мирного сосуществования. Гонка Мира демонстрирует решимость всех участников бороться за мир, безопасность и сотрудничество между народами.

Гонка Мира — самое крупное многодневное состязание гонщиков-любителей. С 1954 г. велогонка Мира была официально включена в календарь Международного союза велосипедистов (УСИ). Его тогдашний председатель А. Жуанор сказал: «Мы сердечно принимаем ее в свою семью. Она будет для спортсменов источником взаимопонимания и, несомненно, поможет дальнейшему развитию спорта».

В 1985 г. гонка Мира стартовала в 38-й раз. В 38-й раз пестрым караваном промчались гонщики по дорогам социалистических стран. В праздничные дни 40-летия Победы над фашизмом первые три этапа велогонки Мира прошли в столице нашей Родины Москве. 8 мая участники увлекательного состязания собрались в Праге, где состоялся пролог гонки — своеобразное вступление к многодневным спортивным баталиям.

Его выиграл польский спортсмен Л. Пясецкий, завоевавший желтую майку лидера.

В этот же день многочисленная армада участников состязаний, судей, журналистов, тренеров, технического персонала перелетела на самолетах в Москву .

Первый этап гонки состоялся 9 мая — в день 40-летия Победы над фашизмом. Трасса первого этапа — кольцевая. Старт был дан на Ленинских горах возле МГУ им. Ломоносова. Спортсмены преодолели 10 кругов, по 13 км каждый. Финиш 130-километрового этапа проходил там же, где и старт, — у здания МГУ. Победу одержал 25-летний Рихард Суун из Тарту.

Старт второму этапу был дан 10 мая. Гонщики соревновались на олимпийской кольцевой трассе в Крылатском: 10 кругов, по 13,6 км

Library   28   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало