Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ТРЕНИРОВКА ВЕЛОСИПЕДИСТОВ-ШОССЕЙНИКОВ ПРИ РАЗЛИЧНОМ ОБЪЕМЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

   
А. Г. Карпенко, В. В. Михайлов, доктор биологических наук, ГЦОЛИФК.
 

Общепризнано угнетающее влияние соревновательной нагрузки на организм спортсменов. В соревновательной обстановке резко обостряется эмоциональное состояние, психическая напряженность в ряде случаев достигает большого накала. Эти влияния в сочетании с обстановкой соперничества и наличие мотивационных факторов обусловливают предельную мобилизацию физических возможностей спортсменов. Состояние утомления при этом выражено более значительно, а продолжительность восстановления работоспособности после соревнований бо'льшая, чем в условиях обычных тренировочных занятий. В связи с этим в циклических видах спорта объем соревновательных нагрузок весьма невысок. По нашим подсчетам, этот объем у пловцов, бегунов на средние и длинные дистанции и гребцов-каноистов средней квалификации составляет в настоящее время 3,6 — 6,9% от общего годичного объема специфических тренировочных нагрузок.

Такой режим тренировки долгое время был распространен, и в велосипедном спорте. Боязнь больших соревновательных нагрузок, исходящая из общетеоретических установок, и недооценка специфики велосипедного спорта долгое время тормозили темпы повышения спортивных результатов шоссейников. Но эта ошибочная тенденция была преодолена в 1968 — 1972 гг. Проанализировав огромный материал по динамике тренировочных и соревновательных нагрузок у велосипедистов (как профессионалов, так и любителей), В. А. Капитонов и С. В. Ердаков* показали, что основными тенденциями в мировом велосипедном спорте являются стремительный рост общего объема нагрузок, постоянное увеличение числа соревнований и всевозрастающее повышение интенсивности специфических нагрузок.

В соответствии с указанными тенденциями изменилась подготовка сборных команд страны, что дало положительные результаты, особенно в 1972 — 1980 гг. Можно утверждать, что эти тенденции нужно учитывать при подготовке велосипедистов средней квалификации. Именно подобное обстоятельство определило направленность нашего исследования.

В течение трех лет проводился педагогический эксперимент со студентами Краснодарского ГИФК, специализирующимися по велосипедному спорту. Сущность эксперимента своди-


* Велосипедный спорт / Ежегодник. М.: ФиС, 1977, с. 7-11.

 

лась к следующему. В период 1979/80 учебного года равноценные по составу, функциональной подготовленности и спортивной результативности контрольная и экспериментальная группы велосипедистов-шоссейников тренировались по единому плану и с относительно одинаковой тренировочной и соревновательной нагрузкой. Как видно из табл. 1, общий объем специальной нагрузки в опытной и контрольной группах был равен соответственно 14 208 км и 14 433 км (различия недостоверны). Существенно не различались величины интенсивной, силовой, умеренной, восстановительной и соревновательной нагрузок (см. табл. 1).

В течение исходного для эксперимента периода испытуемые обеих групп 4 раза тестировались по 7 показателям во время выполнения ступенчатой нагрузки до отказа на велоэргометре в лабораторных условиях. Определялись: общая продолжительность выполнения тестирующей нагрузки (tct); продолжительность периода работы с критической мощностью (tуд); величина PWC170, по В. Л. Карпману; величины максимального потребления кислорода (МПК) в абсолютных и относительных единицах; уровень порога анаэробного обмена по потреблению кислорода (VO2, пано) и критическая мощность велоэргометрической нагрузки (Vкp). (Vкp — это такая мощность работы, при которой достигается максимальное потребление кислорода).

Как видно из табл. 2 и 3, показатели изменялись соответственно изменению тренированности студентов, однако величины различий у испытуемых опытной и контрольной групп в аналогичных условиях были почти одинаковые.

Во время проведения лабораторного обследования студенты участвовали в контрольных соревнованиях, преодолевая 200 м с ходу, 4 и 25 км индивидуально. Спортивные результаты так же, как и функциональные показатели, определенные в сеансах лабораторного тестирования, изменялись в разных периодах годичного цикла тренировки соответственно изменению тренированности испытуемых. Однако уровень различий в спортивных достижениях у испытуемых опытной и контрольной групп, определяемый одновременно в разные периоды годичного цикла тренировки (1979/80 г.), был всегда статистически недостоверным (табл. 2 и 3).

После сопоставления спортивных результатов и уровня функционального состояния двух групп испытуемых, тренирующихся по одной

Library   33   Up


Contents

 

Home
 

 

Таблица 1

Соотношение общего объема специальной тренировочной нагрузки и ее компонентов в годичных циклах тренировки у испытуемых велосипедистов

Объем нагрузки

1979/80 г.

1980/81 г.

1981/82 г.

Э

К

Э

К

Э

К

Общий, км

Интенсивный, км
%

Силовой, км
%

Умеренный, км
%

Восстановительный, км
%

Соревновательный, км
%

14 208

768
5,4

1 070
7,6

 5 365
37,7

4 040
28,4

2 965
20,9

14 433

824
5,7

1 184
 8,2

4 964
34,4

4 416
30,6

 3 045
21,1

17 677

2 188
12,4

 2 046
12,9

4 638
24,7

3 800
20,4

5 005
29,6

16 985

2 765
16,3

2 220
13,1

4 256
25,1

3 924
23,1

3 820
22,4

20 010

 2 680
13,4

2 100
10,9

3 360
16,5

4 250
21,1

7 620
38,1

20 060

3 340
16,8

2 690
13,4

3 600
17,9

4 850
23,9

5 580
28,0

Обозначения: Э — экспериментальная группа; К — контрольная группа.

 

Таблица 2

Динамика спортивных результатов и показателей
функционального состояния у велосипедистов контрольной группы
(средние данные: в верхнем ряду M, в нижнем ± m)

Время обследования

Показатель

Спортивные результаты

tст, мин

tуд, мин

PWC170,

кгм/мин

VO2 пано,

л/мин

МПК,

мл/кг
мин

Vкр, кгм/мин

200 м

4 км

25 км

Ноябрь 1979
 

Февраль 1980
 

Июнь 1980
 

Октябрь 1980
 

Февраль 1981
 

Июнь 1981
 

Октябрь 1981
 

Февраль 1982
 

Июнь 1982
 

Октябрь 1982
 

13,41
1,42

13,25
1,31

13,1
1,02

13,0
0,2

12,65
0,3

12,4
0,2

12,45
0,22

13,0
0,12

12,8
0,6

12,5
0,62

340
2,0

336
2,5

329
1,81

324
2,41

325
0,24

318
1,42

319
2,2

324
2,4

319
1,08

312
0,2

2248
2,21

2241
3,03

2172
2,04

2164
0,28

2184
0,82

2141
0,66

2166
1,83

2192
1,4

2112
1,08

2124
6,04

13,2
0,32

13,9
0,21

14,2
0,3

13,7
0,31

14,0
0,42

14,4
0,45

15,2
0,42

15,4
0,32

15,2
0,4

16,0
0,4

4,5
0,41

4,8
0,3

4,6
0,31

4,7
0,4

4,8
0,51

5,2
0,5

5,6
0,3

5,9
0,4

5,7
0,42

6,0
0,32

1260
2,44

1294
1,82

1280
2,02

1287
1,92

1300
3,08

1384
3,5

1442
3,02

1422
4,08

1484
3,04

1476
2,4

32,7
0,93

34,1
1,35

33,7
1,41

32,8
0,8

4,8
0,8

33,5
1,7

38,1
1,5

39,3
1,06

40,9
1,9

41,8
1,72

56,7
1,61

58,0
1,7

60,0
1,04

56,6
1,44

61,0
0,72

64,2
1,52

63,8
1,24

64,6
1,8

69,6
1,22

67,7
1,6

1942
61,3

2130
64,3

1988
52,3

1986
78,0

2112
93,0

2242
34,2

2376
64,2

2143
72,0

2276
63,2

2314
64,0

 

 
Library   34   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 3

Динамика спортивных результатов и показателей функционального состояния у велосипедистов экспериментальной группы

(средние данные: в верхнем ряду М, в нижнем ± т)

Время обследования

Показатель

Спортивный результат

tст,

мин

tуд, мин

PWC170, кгм/мин

VO2 пано мл/кг
мин

МПК, мл/кг

мин

Vкр, кгм/мин

200 м

4 км

25 км

Ноябрь 1979
 

Февраль 1980
 

Июнь 1980
 

Октябрь 1980
 

Февраль 1981
 

Июнь 1981
 

Октябрь 1981
 

Февраль 1982
 

Июнь 1982
 

Октябрь 1982
 

13,35
1,21

13,2
1,02

13,27
1,2

13,0
0,2

13,05
0,22

12,85
0,2

12,5
0,12

12,65
0,3

12,2
0,1

12,35
0,22

336
2,52

329
0,84

333
1,22

327
0,1

324
0,2

312
0,2

318
0,22

319
0,4

312
0,32

318
0,2

2227
2,0

2216
 2,5

2220
1,8

2176
2,0

2166
4,0

2114
8,0

2123
6,1

2107
1,8

2065
1,0

2100
2,0

13,3
0,52

14,2
0,3

14,7
0,3

13,8
0,31

14,2
0,5

15,2
0,48

15,6
0,5

16,0
0,52

15,6
0,45

6,4
0,4

4,6
0,41

5,4
0,4

5,2
0,38

4,7
0,42

5,0
0,4

5,6
0,3

5,9
0,4

5,9
 0,3

6,0
0,4

6,4
0,4

1287
3,1

1380
 2,54

1392
2,5

1310
 3,08

1417
3,52

1464
3,04

1486
3,0

1456
3,2

1490
3,5

1518
3,0

32,4
1,78

38,4
1,42

35,4
1,08

33,0
1,7

34,1
1,32

38,7
1,4

40,8
1,38

36,1
1,5

41,3
1,32

40,8
1,8

56,4
1,9

63,7
1,32

66,5
1,7

66,1
2,12

64,4
1,44

66,4
1,5

65,7
1,7

70,2
1,4

68,1
1,8

69,1
1,3

1996
76,0

2168
 63,2

2186
 53,0

2246
66,2

2307
59,4

2188
55,0

2245
64,2

2345
64,0

2281
62,2

2357
62,0

 

 

программе, был проведен основной педагогический эксперимент (сезоны 1980/81 и 1981/82 гг.). В этот период общий объем специальной нагрузки и ОФП у испытуемых обеих групп был по-прежнему относительно одинаковым, однако соотношение соревновательных, а также интенсивных тренировочных нагрузок было разным.

Эксперимент же предусматривал относительно одинаковое соотношение интенсивных нагрузок. При выполнении указанных нагрузок ЧСС у гонщиков, как правило, превышает 150 уд/мин. Однако в опытной и экспериментальной группах соотношение соревновательных, интенсивных тренировочных и силовых нагрузок было неодинаковым. Так, в опытной группе объем соревнований был большим, чем в контрольной группе, особенно в 1981/82 г., а интенсивный и силовой объемы были более значительны в контрольной группе. При таком распределении указанных объемов нагрузки представлялось возможным определить влияние именно соревновательных нагрузок на результативность тренировочного процесса.

 

Испытуемые тестировались по прежней программе. Особое внимание уделялось динамике функционального состояния и работоспособности гонщиков в соревновательный период подготовки. С этой целью первое обследование проводилось во второй половине февраля, т. е. в конце подготовительного и начале соревновательного периодов, второе — в середине (июль), а третье в конце (вторая половина октября) соревновательного периода. При обработке полученных данных учитывались показатели тех спортсменов экспериментальной (n = 12) и контрольной (n = 13) групп, которые выполнили всю программу тренинга и у которых не было значительных перерывов в тренировке.

При анализе результатов эксперимента мы ( учитывали: а) наилучшие показатели функционального состояния и спортивные результаты; б) характер динамики разных показателей в течение соревновательного периода; в) устойчивость этих показателей в тот же период.

Результаты исследования выявили, что гонщики экспериментальной группы достигли луч-

Library   35   Up


Contents

 

Home
 

ших результатов в 6 показателях из 8 по сравнению со спортсменами контрольной группы: tст, tуд, PWC170, МПК, гит на 200 м с ходу и гонка на 25 км. Соответствующие различия во всех случаях оказались достоверными. Результаты в гонке на 4 км были равны у испытуемых обеих групп. Гонщики контрольной группы превосходили испытуемых опытной группы в величинах VO2 пано, Vкp, но соответствующие различия оказались недостоверными.

Во всех случаях по результатам 6 измерений, проводимых в течение двух соревновательных периодов с февраля 1981 г. по октябрь 1982 г., у гонщиков обеих групп обнаружилась положительная динамика: спортивные результаты и функциональное состояние улучшались. Характер повышения тренированности велосипедистов имел вид ломаной кривой: в некоторых случаях при каждом очередном тестировании тот или иной показатель улучшался, затем несколько ухудшался, однако в дальнейшем вновь следовало улучшение. Охарактеризованная динамика существенно не отличалась у гонщиков обеих групп, за исключением того, что темпы прироста тренированности у гонщиков экспериментальной группы были выше, чем у спортсменов контрольной группы.

Не обнаружилось также различий в устойчивости функциональных показателей у гонщиков. Однако показатели спортивных результатов на все три дистанции были более устойчивыми у спортсменов экспериментальной группы. Например, динамика результатов в гонке на 4 км у велосипедистов опытной группы с февраля 1981 г. по октябрь 1982 г. была такова: 2166 с; 2114 с; 2123 с; 2107 с; 2065 с и 2100 с. У гонщиков контрольной группы соответственно: 2184 с; 2141 с; 2166 с; 2192 с; 2112 с и 2124 с. Как видно, у контрольных испытуемых спортивные результаты в октябре 1981 г. и в феврале 1982 г. значительно ухудшились по сравнению с результатами, показанными в других сеансах тестирования. У гонщиков опытной группы такого провала не наблюдалось.

Таким образом, для велосипедистов-шоссейников (I разряд — кмс — мастер спорта СССР), выполняющих объем специфических нагрузок 18 — 20 тыс. км в год, вполне допустимы высокие соревновательные нагрузки. В частности, этот объем может составлять 35 — 38% от общего километража, планируемого на год. По некоторым данным, у сильнейших шоссейников мира, как любителей, так и профессионалов, способных преодолеть за год 38 — 40 тыс. км, объем соревновательной нагрузки достигает 45 — 48% от общего годичного километража. Однако столь значительные

 

соревновательные нагрузки не могут быть рекомендованы гонщикам указанных выше разрядов.

Обобщая итоги нашего исследования и опыт спортивной практики, можно сделать следующие принципиальные заключения.

Широко известны установки общетеоретического характера, отводящие большое значение подготовительному периоду тренировки. Л. П. Матвеев* предлагает этот период называть «периодом фундаментальной подготовки». В нем формируется основа функциональной готовности к высоким спортивным результатам, достигаемым в основном периоде. Этот период состоит из предсоревновательных, соревновательных, восстановительно-поддерживающих и восстановительно-подготовительных мезоциклов. Как видно, в соревновательном периоде тренированность спортсменов лишь реализуется, восстанавливается и поддерживается, но не развивается.

Отмеченное соотношение продолжительности подготовительного и соревновательного периодов, равно как и направленность тренировки в настоящее время неприемлемы для велосипедистов. По нашим данным (см. табл. 2 и 3), у гонщиков в течение соревновательного периода достигнутый ранее уровень тренированности не только поддерживался, но и развивался. Выше сообщалось, что в мировом велосипедном спорте четко обозначилась тенденция больших объемов соревновательной нагрузки, что возможно лишь при значительной продолжительности соревновательного периода. В настоящее время она равна 8 — 8,5 месяца в году. При такой ситуации подготовительный период не может быть достаточно продолжительным для осуществления «фундаментальной подготовки». Поэтому в велосипедном спорте сложилась следующая система.

Длительность подготовительного периода в годичном цикле не превышает 3 — 3,5 месяца. За этот период можно увеличить тренированность гонщика, сниженную в предыдущем переходном периоде, до уровня соревновательного сезона прошедшего года. Основное же развитие тренированности велосипедистов происходит в течение продолжительного соревновательного периода. В отдельные его этапы гонщики реализуют достигнутые потенциалы, восстанавливаются, а также поддерживают спортивную форму между стартами. Однако помимо этого тренированность неуклонно повышается. Уровень ее прироста в соревновательном периоде больше, чем в подготовительном.


* Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1977.

 
Library   36   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало