|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3 Динамика спортивных результатов и показателей функционального состояния у велосипедистов экспериментальной группы (средние данные: в верхнем ряду М, в нижнем ± т)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
программе, был проведен основной педагогический эксперимент (сезоны 1980/81 и 1981/82 гг.). В этот период общий объем специальной нагрузки и ОФП у испытуемых обеих групп был по-прежнему относительно одинаковым, однако соотношение соревновательных, а также интенсивных тренировочных нагрузок было разным. Эксперимент же предусматривал относительно одинаковое соотношение интенсивных нагрузок. При выполнении указанных нагрузок ЧСС у гонщиков, как правило, превышает 150 уд/мин. Однако в опытной и экспериментальной группах соотношение соревновательных, интенсивных тренировочных и силовых нагрузок было неодинаковым. Так, в опытной группе объем соревнований был большим, чем в контрольной группе, особенно в 1981/82 г., а интенсивный и силовой объемы были более значительны в контрольной группе. При таком распределении указанных объемов нагрузки представлялось возможным определить влияние именно соревновательных нагрузок на результативность тренировочного процесса. |
Испытуемые тестировались по прежней программе. Особое внимание уделялось динамике функционального состояния и работоспособности гонщиков в соревновательный период подготовки. С этой целью первое обследование проводилось во второй половине февраля, т. е. в конце подготовительного и начале соревновательного периодов, второе — в середине (июль), а третье в конце (вторая половина октября) соревновательного периода. При обработке полученных данных учитывались показатели тех спортсменов экспериментальной (n = 12) и контрольной (n = 13) групп, которые выполнили всю программу тренинга и у которых не было значительных перерывов в тренировке. При анализе результатов эксперимента мы ( учитывали: а) наилучшие показатели функционального состояния и спортивные результаты; б) характер динамики разных показателей в течение соревновательного периода; в) устойчивость этих показателей в тот же период. Результаты исследования выявили, что гонщики экспериментальной группы достигли луч- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 |
|
||||
ших результатов в 6 показателях из 8 по сравнению со спортсменами контрольной группы: tст, tуд, PWC170, МПК, гит на 200 м с ходу и гонка на 25 км. Соответствующие различия во всех случаях оказались достоверными. Результаты в гонке на 4 км были равны у испытуемых обеих групп. Гонщики контрольной группы превосходили испытуемых опытной группы в величинах VO2 пано, Vкp, но соответствующие различия оказались недостоверными. Во всех случаях по результатам 6 измерений, проводимых в течение двух соревновательных периодов с февраля 1981 г. по октябрь 1982 г., у гонщиков обеих групп обнаружилась положительная динамика: спортивные результаты и функциональное состояние улучшались. Характер повышения тренированности велосипедистов имел вид ломаной кривой: в некоторых случаях при каждом очередном тестировании тот или иной показатель улучшался, затем несколько ухудшался, однако в дальнейшем вновь следовало улучшение. Охарактеризованная динамика существенно не отличалась у гонщиков обеих групп, за исключением того, что темпы прироста тренированности у гонщиков экспериментальной группы были выше, чем у спортсменов контрольной группы. Не обнаружилось также различий в устойчивости функциональных показателей у гонщиков. Однако показатели спортивных результатов на все три дистанции были более устойчивыми у спортсменов экспериментальной группы. Например, динамика результатов в гонке на 4 км у велосипедистов опытной группы с февраля 1981 г. по октябрь 1982 г. была такова: 2166 с; 2114 с; 2123 с; 2107 с; 2065 с и 2100 с. У гонщиков контрольной группы соответственно: 2184 с; 2141 с; 2166 с; 2192 с; 2112 с и 2124 с. Как видно, у контрольных испытуемых спортивные результаты в октябре 1981 г. и в феврале 1982 г. значительно ухудшились по сравнению с результатами, показанными в других сеансах тестирования. У гонщиков опытной группы такого провала не наблюдалось. Таким образом, для велосипедистов-шоссейников (I разряд — кмс — мастер спорта СССР), выполняющих объем специфических нагрузок 18 — 20 тыс. км в год, вполне допустимы высокие соревновательные нагрузки. В частности, этот объем может составлять 35 — 38% от общего километража, планируемого на год. По некоторым данным, у сильнейших шоссейников мира, как любителей, так и профессионалов, способных преодолеть за год 38 — 40 тыс. км, объем соревновательной нагрузки достигает 45 — 48% от общего годичного километража. Однако столь значительные |
соревновательные нагрузки не могут быть рекомендованы гонщикам указанных выше разрядов. Обобщая итоги нашего исследования и опыт спортивной практики, можно сделать следующие принципиальные заключения. Широко известны установки общетеоретического характера, отводящие большое значение подготовительному периоду тренировки. Л. П. Матвеев* предлагает этот период называть «периодом фундаментальной подготовки». В нем формируется основа функциональной готовности к высоким спортивным результатам, достигаемым в основном периоде. Этот период состоит из предсоревновательных, соревновательных, восстановительно-поддерживающих и восстановительно-подготовительных мезоциклов. Как видно, в соревновательном периоде тренированность спортсменов лишь реализуется, восстанавливается и поддерживается, но не развивается. Отмеченное соотношение продолжительности подготовительного и соревновательного периодов, равно как и направленность тренировки в настоящее время неприемлемы для велосипедистов. По нашим данным (см. табл. 2 и 3), у гонщиков в течение соревновательного периода достигнутый ранее уровень тренированности не только поддерживался, но и развивался. Выше сообщалось, что в мировом велосипедном спорте четко обозначилась тенденция больших объемов соревновательной нагрузки, что возможно лишь при значительной продолжительности соревновательного периода. В настоящее время она равна 8 — 8,5 месяца в году. При такой ситуации подготовительный период не может быть достаточно продолжительным для осуществления «фундаментальной подготовки». Поэтому в велосипедном спорте сложилась следующая система. Длительность подготовительного периода в годичном цикле не превышает 3 — 3,5 месяца. За этот период можно увеличить тренированность гонщика, сниженную в предыдущем переходном периоде, до уровня соревновательного сезона прошедшего года. Основное же развитие тренированности велосипедистов происходит в течение продолжительного соревновательного периода. В отдельные его этапы гонщики реализуют достигнутые потенциалы, восстанавливаются, а также поддерживают спортивную форму между стартами. Однако помимо этого тренированность неуклонно повышается. Уровень ее прироста в соревновательном периоде больше, чем в подготовительном. * Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1977. |
|||
36 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |