Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

бые попытки вырваться вперед. Серебряная медаль, полученная за 2-е место в личном зачете, заслуженная награда молодому дебютанту. Он отстал всего лишь на 32 с от лидера гонки Ф. Бодена (ГДР) — 46:02.57.

Не менее успешно складывалась судьба Олега Чужды и в многодневной велогонке на VIII летней Спартакиаде народов СССР, где он был капитаном сборной команды Украины. Первые три этапа Олег Чужда был лидером гонки, но потом, по-видимому, сказалась психологическая усталость, он уступил лидеру около двух минут. Отобрать лидерство ему так и не удалось. Тем не менее вклад, сделанный

 

О. Чуждой в копилку команды на первых трех этапах, сыграл свою положительную роль — команда Украины, лидировавшая с первого до последнего этапа, завоевала золотые медали Спартакиады.

Самым примечательным в 1983 г. для Олега Чужды было участие в командной гонке на 100 км на чемпионате мира в Швейцарии. Советский квартет выиграл там звание чемпионов мира.

Итак, 1983 г. открыл нам гонщика, который умеет терпеть и всего себя отдавать победе, бороться до последнего сантиметра и не знает слова «не могу».

 

 

ПОБЕДИТЕЛЬ ВЕЛОГОНКИ МИРА-83 ФАЛЬК БОДЕН (ГДР)

   
В. А. Любовицкий
 

За всю историю велогонки Мира, а она проводится по дорогам трех братских стран — ГДР, ЧССР и ПНР с 1948 года, лишь югославу Зоричу, бельгийцу Маесу, англичанину Стилу и спортсменам из ГДР Шуру и Пешелю удавалось отпраздновать победу в личном зачете, не выиграв ни одного этапа. Теперь этот список продолжил победитель XXXVI велогонки Мира Фальк Боден из команды ГДР.

Успех двукратного чемпиона мира в командной шоссейной гонке на 100 км, занявшего в крупнейшем состязании велосипедистов-любителей 1982 г. лишь 31-е место, многие специалисты считают неожиданным, так как армеец из спортклуба «Форверст» г. Франкфурта-на-Одере не обладает мощным спуртом, без которого трудно рассчитывать на победу у финишной черты.

И тем не менее именно Боден оказался сильнейшим, опередив таких признанных фаворитов, как Олаф Людвиг, Уве Рааб и Олег Чужда, между которыми шла напряженная борьба.

На протяжении всей гонки 23-летний Фальк Боден проявлял завидную стабильность, активность, удивительную разносторонность, мужество и отвагу, которые и принесли ему удачу в споре с асами.

Стройный атлет (рост 183 см, вес 74 кг) уже после второго этапа уверенно обосновался на 3-м месте, а после седьмого этапа был вторым, примериваясь к желтой майке лидера, которую он и надел в чехословацком городе Усти-на-Лабе и не уступил ее до конца гонки.

— Желтый цвет тебе к лицу, — пошутил его товарищ по команде Андреас Петерманн.

Однако в тот напряженный момент Боден больше думал об интересах команды «Один за всех и все за одного», — он всегда помнил этот девиз и, выполняя задание тренера национальной команды ГДР Вольфрама Линд-

 

нера, нередко преднамеренно оставался сзади, выводя на острые атаки Людвига или Рааба.

Когда гонщики из ГДР упрочили свои позиции в командном зачете, воспитанник Томаса Шедиве делал все от него зависящее, чтобы добиться победы. И в этом ему помогали товарищи.

— Без Людвига, Рааба, Петерманна, Дрогана и Барта я не выиграл бы эту труднейшую гонку, — говорил счастливый лейтенант Народной армии ГДР.

Бодена многое связывает с Людвигом и Бартом. Друзья-ровесники заявили о себе еще в 1976 г., причем как на шоссе, так и на треке. В 1978 г. Боден выиграл Большой приз Форста в индивидуальной гонке преследования на 4 км. Неразлучные друзья выиграли чемпионат мира среди юниоров в шоссейной гонке по Австрии, повторив свой успех через год в США. Наиболее удачным для Фалька Бодена стал 1979 г. В Форсте он снова выиграл две золотые медали. — Иначе и быть не могло, — сказал Фальк, — ведь в этот день моему тренеру исполнилось пятьдесят лет.

Тренерам национальной команды было ясно, что этот парень не из робкого десятка и что он находится в хорошей спортивной форме. Его, 19-летнего юношу, взяли на чемпионат мира в Голландию и не ошиблись.

Дебютант, заменивший в последний момент получившего травму Гетце, усилил монолитную команду. Правда, он едва не подвел товарищей, выполнив однажды смену в другую сторону. На финише смущенный гонщик ждал упрека от Дрогана, Хартника и Петерманна, но те бросились поздравлять новичка: спортсмены ГДР впервые в истории отечественного велоспорта открыли счет золотым медалям в командной гонке на 100 км, показав при этом очень высокий результат — 1:58.29.

Library   27   Up


Contents

 

Home
 

Боден выступал и на Олимпийских играх в Москве. Он завоевал серебряную медаль за участие в командной гонке на 100 км.

На чемпионатах мира в групповых гонках Фальк дважды входил в десятку сильнейших. В погоне за развитием скорости Боден исколесил немало стран, набираясь опыта на Кубе, в Марокко, Англии, Бельгии, Чехословакии. В 1982 г. в престижной гонке «Тур де Авенир» он занял 5-е место. Трудно поверить, что восемь лет назад он считался бесперспективным. На беговой дорожке, куда мальчика привел

 

старший брат, он не был заметен, и ему посоветовали попробовать свои силы в велоспорте. Неудачник послушался совета и сейчас не жалеет об этом. Уже в первой гонке на 5 км в гору он опередил всех соперников. При подсчете баллов в розыгрыше «Золотой пальмовой ветви» (приз учрежден редакцией французской газеты «Экип» и фирмой «Мерлин-пляж») молодой гонщик по итогам сезона-83 занял 3-е место (200 очков), пропустив вперед Олафа Людвига (315 очков) и поляка Тадеуша Кравчука, набравшего 220 очков.

 

 

ФАВОРИТ ГРУППОВОЙ ГОНКИ НА ТРЕКЕ МИХАЭЛ МАРКУСЕН (ДАНИЯ)

   
В. А. Любовицкий
 

На чемпионате мира в Швейцарии мало кто сомневался в том, что на цюрихском треке в числе фаворитов в групповой гонке будет велосипедист из Дании 28-летний Михаэл Маркусен.

Уверенность специалистов основывалась на высокой стабильности выступлений уроженца Роскилла, проживающего сейчас в Эсберге (Ютландия), на последних чемпионатах мира.

Первый шаг датский гонщик, выступающий на треке в очках, сделал в 1980 г. во Франции, где был пятым в групповой гонке. В Брно он уже финишировал третьим, в Англии обменял бронзу, полученную в Чехословакии, на серебро и наконец на треке «Орликон» достиг желанной цели, опередив грозных конкурентов и в первую очередь героя Лестера гонщика из ГДР Пола и нашего Ивана Романова.

Сказались завидное мастерство, психологическая устойчивость велосипедиста из Дании, рост которого 180 см, а вес — 80 кг. Выиграть в своеобразной лотерее, как нередко называют групповую гонку, где ситуация на полотне трека меняется с калейдоскопической быстротой, не так-то просто. За счет чего же добился успеха в труднейшем соревновании, впервые включенном в программу олимпийских игр, преемник X. Хансена, Фредберга, Педерсена, Енсена, Фрея, Кнудсена, Лунда Орстеда, прославивших свою маленькую страну крупными достижениями на многих треках мира.

После одержанной победы Маркусену было задано несколько вопросов.

— Какой вы придерживаетесь тактики в гонке?

— Я всегда нацелен на победу. В этом году к групповой гонке было допущено только по одному спортсмену от каждой страны, что сразу обострило борьбу. И думается, что не все участники были к этому готовы, особенно те, кто раньше рассчитывал на помощь товарищей.

— Вы специализируетесь в групповых гонках?

 

— Да. Я участвую во многих соревнованиях по этой дисциплине, пользующейся большой популярностью в Дании. Правда, у нас эта гонка проводится по другим правилам, в отличие от международных.

— Вы всегда ведете гонку в максимальном темпе?

— В зависимости от обстоятельств. Монотонный темп выдержать в течение часа очень трудно. Чтобы сбросить напряжение, прибегаю к дополнительной активности, но быть все время в атаке невозможно, иначе снизится скорость, когда нужно будет набирать очки.

— Как вы тренируетесь?

— Я поддерживаю форму самостоятельно и не нуждаюсь в тренере. В групповой гонке на треке даже самый опытный тренер мало что может подсказать. Здесь все зависит от самого себя, от самочувствия, от ситуации и т. д. Фирма по ремонту зданий, где я работаю, выделяет мне необходимое время для подготовки. Стараюсь выступать во многих дисциплинах, не исключая также и соревнований на шоссе.

Наставники датской команды рассказали журналистам, что Маркусен много раз выигрывал чемпионат страны в различных видах программы и постоянно задает тон на соревнованиях северных стран с участием гонщиков Швеции, Норвегии, Финляндии, Исландии. Планировалось его выступление в Швейцарии и в составе датской четверки в шоссейной командной гонке на 100 км, но из-за травмы этот дебют не состоялся.

Победа Михаэла Маркусена на чемпионате в Швейцарии вызвала ликование в Дании, увеличила приток молодежи на трек. Фирма «Эдди Мерке», носящая имя знаменитого бельгийского гонщика 70-х гг., подарила ему велосипед новейшей конструкции, на котором Маркусен мечтает стать первым олимпийским чемпионом своей страны в групповой гонке с промежуточными финишами на треке.

Library   28   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало