Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

нет полной гарантии безопасности физкультурников, такие соревнования проводить не следует.

Большую помощь в организации соревнований по сдаче норм физкультурного комплекса ГТО могут и должны оказать тренеры, опытные велосипедисты, судьи. Особенно должны быть заинтересованы в организации массовых стартов тренеры по велоспорту. Ведь просмотрев сотни или тысячи мальчиков и девочек, всегда можно найти среди них способных, перспективных. А таких примеров, когда способные ребята потом пришли в большой спорт, много. В то же время каждому велосипедисту нужна хорошая общефизическая закалка, которую можно приобрести при подготовке и сдаче норм комплекса ГТО.

Подтверждение этому — высокая разносторонняя физическая готовность наших ведущих велосипедистов, членов сборных команд. Они могут не только проехать 250 и более километров за тренировку или промчаться со скоростью 70 км в час, но и хорошо пробежать кроссовую трассу на лыжах или проплыть любую дистанцию, метко стрелять. Это необходимо им не только для повышения спортивных результатов, но и для того, чтобы быть готовыми к высокопроизводительному труду и защите Родины.

В комплексе ГТО есть еще один норматив — туристский поход на велосипедах. Участ-

Таблица 2

Туристский поход на велосипеде с проверкой туристских навыков

Возраст (лет)

Дистанция (км)

11 — 13

(5 — 6-й класс)

10 — 15

13 — 15

(7 — 8-й класс)

25

16 — 17

(9 — 11-й класс)

50

18 — 39

30

40 лет и старше

30

Примечание. Нормы в туристском походе для мужчин и женщин по степени трудности на «сдано» и золотой значок одинаковые.

 

вовать в велпоходе разрешается начиная с 5-го класса и до 39 лет включительно (табл. 2).

Если нормы ГТО по велоспорту рассчитаны лишь для бесснежных районов, то нормы по туризму с использованием велосипеда можно выполнить почти в любой климатической зоне нашей страны. При этом нелишне напомнить, что велопоход должен решать задачи, стоящие перед туристским походом. Имеется в виду, что маршрут велосипедного туристского похода должен проходить по местам, имеющим историческое значение, связанным с революционной, боевой и трудовой славой советского народа. В таком походе должны приобретаться навыки ориентирования на открытой местности и в лесу, по карте и компасу. Велотуристы должны уметь выбрать место и разбить бивуак, разжечь костер и приготовить пищу. Как видим, туристский велосипедный поход — это не поездка на 40 — 50 км по пересеченной местности, а достаточно сложная норма комплекса ГТО, для сдачи которой необходима предварительная подготовка. Только в таком случае сдача этого норматива принесет неоспоримую пользу сдающему, а не превратится в пустую формальность.

Какие же велосипеды можно использовать? Нормы ГТО по велоспорту рассчитаны на дорожные велосипеды. С них надо только снять щитки, заменить руль и седло. Велосипедный туристский поход можно совершать как на дорожных, так. и на гоночных велосипедах.

Если прием норм ГТО по велоспорту или велопоход проводились не в коллективе физкультуры, а, допустим, в спортивной школе или центральной велосекции, то сдавшим норму выдаются соответствующие справки для учета в коллективе физкультуры, членами которого они являются.

Занимающиеся велосипедным спортом должны иметь основные гигиенические знания для занятий физической культурой, знать правила самоконтроля и основы самомассажа, правильно подбирать режим питания и уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему, а также знать историю своего вида спорта и развития физической культуры. Эти же знания понадобятся велосипедисту при сдаче теоретических требований комплекса ГТО.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА НАЧИНАЮЩИХ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ

   
Ю. Г. Крылатых, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК
 

Итак, наш юный спортсмен научился ездить на велосипеде и подобрал для себя удобную индивидуальную посадку. За год актив-

 

ных тренировок он проехал от 4000 до 7000 км, стал выносливым и может по 2 — 3 и более часов крутить педали велосипеда. Он также про-

Library   51   Up


Contents

 

Home
 

делал определенную работу по общефизической подготовке (ОФП) и уже чувствует себя закаленным спортсменом, которому по плечу любая тренировочная нагрузка. Кроме того, он уже пробовал свои силы в различных соревнованиях и знает свои результаты и результаты своих сверстников. У него обязательно появится желание начать подготовку к новому спортивному сезону, чтобы добиться лучших результатов в соревнованиях, стать более сильным, быстрым, ловким и выносливым. ,

Для этого юному спортсмену нужно подготовить велосипед к следующему сезону, подобрать для совместных тренировок группу ребят, прошедших подготовку в езде на велосипеде, составить примерный план подготовки с учетом своих возможностей и местных условий. Кроме того, ему следует договориться с близлежащими коллективами физкультуры об участии в соревнованиях на следующий год по их плану.

Начнем с подготовки велосипеда. За год занятий велосипедным спортом наш юный спортсмен научился ремонтировать велосипед и готовить его к тренировкам и соревнованиям. Вначале необходимо подобрать те передаточные соотношения, которые подходят для местных дорог.

На велосипеде возможен разнообразный подбор передач, и юный спортсмен должен знать их комбинации. Для этого надо уметь вычислять передачи. Зная частоту педалирования при разной скорости движения велосипеда, можно оптимально подбирать определенные передачи для тренировок и участия в соревнованиях. Передача, выраженная в дюймах, определяется по формуле:

    n2 · d

П = ——— ,

    n2

где П — величина передачи,

n1 — количество зубьев передней шестерни,

n2 — количество зубьев задней шестерни,

d — диаметр колеса на гоночном велосипеде — 27 дюймов, или 0,68 м (27x0,0254 м), на дорожном — 28 дюймов, или 0,71 м (28x0,0254 м).

Полученная из формулы относительная величина в дюймах — это воображаемый диаметр колеса, при котором велосипедист пройдет определенное расстояние на данной передаче за один оборот шатуна. Это расстояние, или укладку, можно выразить в метрах:

 n1 · d · 3,14 ·3,14

V = ————————— ,

    n2

где V — величина укладки в метрах.

Для 13 — 14-летних спортсменов наибольшие передачи допускаются на гоночном велосипеде в пределах 48x15 (86,4 дюйма), для 15 — 16-летних — 50x15 (90 дюймов). На до-

 

рожном велосипеде передачи должны быть на 2 — 4 дюйма меньше, чем на гоночном, так как масса колес дорожных велосипедов больше, чем у гоночных, что потребует больших усилий со стороны спортсмена при одинаковой скорости движения.

Помимо подбора определенных передач нужно разобрать велосипед, заменить износившиеся детали и, собрав его, хорошо смазать. Порядок проверки: сначала тормоза, переключатели (передний и задний), затем каре-точный узел, рулевая колонка, втулки колес. Обязательно нужно проверить степень износа цепи и задней шестеренки, или пятерника, и их работу. Поврежденные спицы в колесах заменяют и центруют. Важно также, проверить и отремонтировать камеры и шины на дорожном велосипеде и приклеить однотрубки на гоночном велосипеде.

На втором-третьем году занятий тренироваться одному нецелесообразно, так как в велосипедном спорте гонки с раздельным стартом занимают незначительное место. Основные гонки на шоссе — это командные, где стартуют два или четыре спортсмена, и групповые, где одновременно стартуют по 100 и более велосипедистов. Поэтому всем, кто желает продолжать тренироваться на велосипеде, необходимо объединиться в группы, причем количество занимающихся в группе не должно превышать 15 человек. Тренироваться можно и с меньшим количеством человек (3 — 8). Однако в такой маленькой группе трудно выполнять большую по объему и интенсивности нагрузку. В группе должны быть велосипедисты примерно одного уровня подготовки, так как плохо подготовленные юные спортсмены будут отставать от более сильных, а хорошо подготовленные, наоборот, будут опережать группу или задавать ей высокую скорость, что приведет к более раннему утомлению остальных юных спортсменов.

Для этой относительно однородной по уровню подготовки группы юных спортсменов кто-либо из наиболее активных ее членов составляет план тренировок на следующий спортивный сезон. При составлении плана надо учитывать тот объем, который был выполнен юными спортсменами в предыдущий год. В случае необходимости составленный план тренировки надо показать тренеру, работающему в коллективе физкультуры.

Годичный цикл подготовки для начинающих велосипедистов 13 — 15 лет, прошедших предварительную самостоятельную подготовку, состоит из осеннего (октябрь — ноябрь), зимнего (декабрь — март), весеннего (апрель — май) и летнего (июнь — сентябрь) этапов подготовки.

В осеннем этапе тренировки проводятся 3 — 5 раз в неделю. Средствами тренировки будут езда на велосипеде (если позволяют погодные условия), упражнения из других ви-

 
Library   52   Up


Contents

 

Home
 

дов спорта и спортивные игры. План подготовки составляется по недельным циклам, в которых объемы нагрузок должны изменяться волнообразно, т. е. 2 — 3 недели объем увеличивается, затем одну неделю снижается и вновь 2 — 3 недели увеличивается. При этом интенсивность выполнения упражнений должна быть небольшой.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НЕДЕЛЬНОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ В ОКТЯБРЕ — НОЯБРЕ

Вторник. Ходьба и бег (пульс 120 — 140 уд/мин) — 30 мин; общеразвивающие упражнения (ОРУ) на месте и в движении — 15 — 20 мин; прыжки с места, многоскоки, выпрыгивания вверх — 15 — 20 мин; игра в футбол или ручной мяч по упрощенным правилам — 2 раза по 20 мин; медленный бег — 8 — 10 мин; упражнения на гибкость, растягивание, расслабление и дыхание — 10 — 12 мин. Общее время занятия — 2 ч 20 мин.

Четверг. Ходьба и бег — 20 мин; ОРУ — 20 мин; езда на велосипеде по шоссе или кроссовой дистанции — 1 — 2 ч 20 мин; упражнения на расслабление, растягивание и дыхание — 10 мин. Общее время занятия — 2 ч 10 мин.

Суббота. Ходьба и бег — 20 мин; ОРУ — 20 мин; упражнение с набивными мячами весом 2, 3, 5 кг; силовые упражнения с партнером — 30 — 40 мин; прыжки через яму, скамейку, многоскоки — 15 мин; легкий бег — 10 мин; дыхательные упражнения — 5 мин. Общее время — 1 ч 40 мин.

Воскресенье. Ходьба и бег по слабо-пересеченной местности с переменной интенсивностью (пульс 130 — 150) — 30 мин; ОРУ — 20 мин; бег — 20 мин; прыжковые упражнения, подтягивания, упражнения с партнером — 20 мин; бег — 20 мин; спортивные игры — 15 — 20 мин; дыхательные упражнения — 10 мин. Общее время — 2 ч 20 мин.

На зимнем этапе тренировки проводятся также 3 — 5 раз в неделю. Основное внимание обращается на развитие общей выносливости при помощи бега, бега на лыжах, спортивных игр. Одновременно нужно совершенствовать технику езды на велосипеде в зимних условиях, а если имеется велосипедный станок, — совершенствовать технику педалирования. Занимаясь на велосипедном станке, нужно обязательно иметь велосипедные туфли с шипами для приобретения правильного навыка педалирования.

Велосипедный станок можно купить в спортивных организациях, культивирующих велосипедный спорт, или сделать самому из валиков любого диаметра от лентопротяжных транспортеров.. На велосипедном станке заниматься техникой педалирования нужно 1 — 3 раза в неделю в течение 30 — 60 мин. Тре-

 

нироваться на велосипедном станке можно только в середине или в конце занятия по ОФП.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НЕДЕЛЬНОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ В ДЕКАБРЕ — МАРТЕ

Вторник. Ходьба и бег (пульс 130 — 150 уд/мин) — 20 — 25 мин; ОРУ — 15 мин; езда на велосипедном станке — 2 раза по 15 мин; бег по пересеченной местности (пульс 140 — 150) — 25 — 30 мин; прыжковые упражнения — 10 — 15 мин; спортивные игры — 30 мин; дыхательные упражнения — 10 мин. Общее время — 2 ч 25 мин.

Среда. Ходьба и бег (пульс 130 — 140) — 30 мин; ОРУ — 15 мин; ходьба и бег или лыжи (пульс 130 — 150) с переменной интенсивностью — 1 ч 15 мин; дыхательные упражнения — 10 мин. Общее время — 2 ч.

Четверг. Ходьба и бег (пульс 130 — 150) — 20 мин; ОРУ — 15 мин; езда на велосипедном станке — 2 раза по 15 мин; сделать 2 — 3 ускорения по 10 — 20 с; бег (или лыжи) — 40 — 60 мин; упражнения на расслабление и дыхание — 10 мин. Общее время — 3 ч 10 мин.

Суббота. Ходьба и бег — 20 мин; ОРУ — 20 мин; езда на велосипедном станке — 2 раза по 15 мин; упражнение с набивными мячами весом 2 — 5 кг; прыжковые упражнения и многоскоки — 10 мин; спортивные игры — 2 раза по 15 мин; дыхательные упражнения — 5 — 8 мин. Общее время — 2 ч 20 мин.

Воскресенье. Ходьба и бег — 15 мин; ОРУ — 15 мин; бег или лыжи (пульс 130 — 150) — 2 — 2 ч 30 мин с 2 — 3 остановками, во время которых проводятся прыжки и многоскоки сериями (3 — 5 раз по 15 — 40 или 5 — 8 раз по 10 — 30 выпрыгиваний). Общее время — 3 ч.

В январе — феврале больше внимания нужно уделять бегу на лыжах. В этот период необходимо участвовать в соревнованиях на дистанциях от 3 до 10 км. В марте в теплые дни рекомендуется езда на велосипеде по дорогам и тропинкам. Причем одеваться надо так, чтобы не мерзнуть.

На весеннем этапе занятия проводятся 4 — 5 раз в неделю с постепенным переходом к тренировкам на велосипеде. В апреле езда на велосипеде совмещается с бегом, играми, прыжками, многоскоками. В мае тренировки проводятся только на велосипеде. Занятия по ОФП проходят отдельно.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НЕДЕЛЬНОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ В АПРЕЛЕ-МАЕ

Вторник. Ходьба и бег — 20 мин; ОРУ — 15 мин; езда по шоссе (пульс 130 —

 
Library   53   Up


Contents

 

Home
 

150 уд/мин) индивидуально или в группе 3 — 8 человек на небольших передачах с равномерной скоростью — 1,5 — 2 ч; дыхательные упражнения — 5 — 8 мин. Общее время — 2 ч 45 мни.

Среда. Ходьба и бег (пульс 130 — 150) — 30 мин; ОРУ — 15 мин; упражнения силового характера (набивные мячи, гантели, штанга) — 20 мин; прыжковые упражнения — 10 мин; спортивные игры — 2 раза по 20 мин; дыхательные упражнения — 5 — 8 мин. Общее время — 2 ч.

Четверг. Ходьба и бег — 20 мин; ОРУ — 15 мин; езда на велосипеде по несложной кроссовой дистанции (пульс 130 — 150) — 50 — 60 мин; совершенствование в технике езды на велосипеде по пересеченной местности — 30 мин; индивидуальная езда по кругу 500, 800 или 1200 м (пульс 150 — 170) — 15 — 20 мин. Общее время — 2 ч 25 мин.

Суббота. Ходьба и бег (пульс 120 — 150) — 30 мин; ОРУ — 20 мин; силовые упражнения — 20 мин; прыжковые упражнения — 10 мин; спортивные игры — 2 раза по 20 мин; дыхательные упражнения — 5 мин. Общее время — 2 ч 5 мин.

Воскресенье. Ходьба и бег — 15 мин; ОРУ — 10 мин; езда на велосипеде по шоссе в группе — 20 км, индивидуально (пульс 150 — 160) — 8 — 10 км, езда в группе — 20 км, индивидуально — 5 — 8 км, в группе — 15 — 20 км; дыхательные упражнения — 5 — 8 мин. Общее время — 3 ч.

В конце апреля и в мае можно выступить в нескольких соревнованиях или провести контрольные тренировки на дистанции 5, 10, 15 км индивидуально, в парах, команде или в группе. Но участвовать в соревнованиях можно только в том случае, если будет выполнен запланированный объем нагрузки на шоссе.

Летний этап подготовки включает следующие основные задачи: развитие общей выносливости средствами ОФП, развитие специальной выносливости, совершенствование в технике езды на велосипеде. Эти задачи решаются главным образом в июне — августе, когда школьники заканчивают занятия в школе. Тренировки на этом этапе проводятся 4 — 6 раз в неделю по 2 — 3 ч, в основном на велосипеде, но не следует полностью исключать ОФП, так как даже временное прекращение этих занятий может снизить развитие физических качеств, необходимых юному спортсмену.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НЕДЕЛЬНОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ В ИЮНЕ — СЕНТЯБРЕ

Вториик. Езда на велосипеде в группе (пульс 120 — 150 уд/мин) — 12 — 15 км; 2 — 3 ускорения по 250 — 300 м в парах или тройках с отдыхом в движении — 2 — 3 км; индиви-

 

дуальная езда (пульс 160 — 180) — 2 — 4 раза по 5  км; отдых — 3 — 4 км спокойно; езда в группе — 15 — 20 км с 4 — 5 финишами на равнине, спуске, по ветру, индивидуально — 5 — 8 км. Общее время — 2,5 — 3 ч.

Среда. Ходьба и бег (пульс 120 — 150) — 20 — 25 мин; ОРУ — 12 — 15 мин; упражнения на все группы мышц — 20 — 25 мин; бег — 2 раза по 5 — 7 мин (пульс 160 — 170); отдых в движении — 6 — 7 мин; спортивные игры — 20 мин; ходьба и упражнения на растягивание, расслабление и дыхание — 5 — 7 мин. Общее время — 2 — 2 ч 15 мин.

Четверг. Езда на велосипеде по шоссе в группе (пульс 130 — 150) — 15 — 20 км; совершенствование в технике езды в команде по 4   человека и воспитание специальной выносливости в командной гонке — 3 раза по 5 — 6   км (пульс 150 — 170), 2 раза по 4 — 5 км (пульс 160 — 180) и 1 раз по 4 — 5 км (пульс 170 — 190); отдых в движении — 3 — 4 км; езда в группе — 10 — 15 км. Общее время — 3 ч.

В середине соревновательного периода длину отрезков, преодолеваемых в команде, можно увеличить до 8 — 10 км, но проходить их следует не более 3 — 4 раз в неделю.

Пятница. Если тренировки проводятся 4 или 5 раз в неделю, то в этот день предусмотрен отдых; если 6 раз в неделю, то рекомендуются следующие упражнения: разминка — 25 мин, спортивные игры (футбол, волейбол, ручной мяч или другие) — 1 — 1 ч 15 мин. Спортивные игры можно заменить бегом в сочетании с ходьбой по пересеченной местности (до 2 — 2,5 ч) или, если есть возможность, греблей на любых лодках (до 1,5 — 2 ч). Вместо тренировки можно косить и стоговать сено, колоть и пилить дрова или делать другую работу.

Суббота. Ходьба и бег с переменной интенсивностью (пульс 120 — 160) — 35 — 40 мин; ОРУ — 12 — 15 мин; прыжковые упражнения — 20 — 25 мин; силовые упражнения с гантелями, набивными мячами — 15 — 20 мин; езда на велосипеде по кроссовой дистанции — 30 — 40 мин или игры на велосипеде на площадке, поляне, спортивные игры — 15 — 20 мин; упражнения на растягивание, расслабление и дыхание — 3 — 5  мин. Общее время — 2,5 ч.

Воскресенье. Езда на велосипеде в группе (пульс 130 — 150) — 20 км; ускорения в группе 3 — 4 раза по 500 м с отдыхом в движении — 3 — 4 км; езда в колонне по одному (6 — 10 спортсменов) со сменой через 150 — 200 м (пульс 150 — 170) — 2 раза по 8 — 10 км; езда в группе с переменной интенсивностью (пульс 130 — 170) — 25 — 30 км. Общее время — 3 — 3,5 ч.

При плохой погоде следует тренироваться по ОФП и СФП до 3 — 3,5 ч. В тренировку включаются бег в сочетании с ходьбой с переменной интенсивностью, прыжковые и другие упражнения, а также спортивные игры.

 
Library   54   Up


Contents

 

Home
 

В этот день проводятся контрольные тренировки и соревнования по календарному плану на дистанциях от 5 до 25 км (индивидуальные, командные и групповые).

На протяжении второго года занятий подросткам 13 — 15 лет рекомендуется проезжать 7000 — 1000 км. Такой объем нагрузки позволит выполнить III спортивный разряд. Однако в дальнейшем юные велосипедисты должны заниматься только под руководством тренера, так как тренировки требуют особой организации и должны проходить на более высоком уровне.

 

* * *

Помните, что наибольший эффект приносят занятия, во время которых ЧСС повышается в среднем до 100 — 190 ударов в минуту. Во время занятий, чтобы проверить пульс, надо остановиться и подсчитать пульс в течение 10 с, а полученное количество ударов умножить на 6. Если пульс через 10 мин после окончания превышает 90 ударов в минуту, то это указывает на перегрузку. В 18 — 35 лет после занятий пульс должен достигать 120 — 190 ударов, а в 35 — 60 лет — 100 — 130 ударов в минуту.

 

 

ЗАНИМАЙТЕСЬ ВЕЛОКРОССОМ

   
А. А. Красников, мастер спорта СССР, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК
 

Предлагаемая методика начального обучения велокроссмена разработана на базе результатов исследований, проводимых на кафедре велосипедного спорта ГЦОЛИФКа. Прежде чем приступить к изложению материала, необходимо сделать следующие замечания и рекомендации.

Учиться технике следует последовательно, переходя от простых ее элементов к более сложным. В каждом занятии и упражнении необходимо добиваться решения поставленных перед собой задач. Не следует переходить к освоению нового элемента, не освоив и не закрепив изучаемый. Бывает, что тот или иной технический элемент долго не получается. В таких случаях переключаются на повторение ранее изученных, в чем-то схожих с изучаемым. Можно разучивать неполучающийся элемент по частям, отдельными связками.

Не следует сравнивать свои неудачи с успехами других. Не надо приходить в уныние, если, несмотря на многократные попытки, упражнение не получается. В таких случаях рекомендуется на некоторое время оставить это упражнение и заняться повышением уровня общей физической подготовки. Иногда для выполнения сложного элемента требуется определенная смелость, которой не хватает занимающемуся. В таких случаях надо заняться психологической подготовкой. Не следует копировать чью-то технику, но иногда для более эффективного освоения элемента рекомендуется проанализировать и мысленно повторить наиболее важные его части. Многократное повторение правильно выполненного упражнения способствует прочному усвоению двигательного навыка.

Посадка. Высота седла и руля на велосипеде велокроссмена несколько отлична от высоты седла и руля на шоссейном велосипеде. Это связано с тем, что при езде по кроссовой

 

дистанции из-за различных препятствий (неровности и криволинейности дороги, разный характер ее покрытия, различные препятствия и др.) велосипедисты не могут развивать скорость, какая бывает при езде на шоссе пли треке. В то же время для преодоления многих элементов кросса нужно прикладывать к педалям значительную, а порой и максимальную силу мышц ног. Нередко велокроссмену приходится использовать левую или правую ногу как дополнительную точку опоры. Это возможно сделать лишь в том случае, если седло будет несколько опущено по сравнению с шоссейным велосипедом. Средняя скорость езды в велокроссе на всей дистанции (даже на крупнейших состязаниях) не превышает 30 км/ч. Для велокроссмена очень важно уметь в совершенстве управлять рулем, уметь поднимать руль и переднее колесо велосипеда.

Педалирование. Научно обосновано, что для создания крутящего момента на заднем колесе велосипеда необходимо прилагать усилия к педалям по всей окружности движения шатуна. Надо не давить на педаль или подтягивать ее, а стремиться к равномерному вращению шатунов. Усилия велосипедиста в каждой точке окружности должны быть направлены по касательной, т. е. перпендикулярно к шатуну. Только такой способ педалирования будет наиболее эффективным. В практике используются три разновидности педалирования. Когда велосипедист поддерживает определенную скорость, преодолевает подъемы, педалирует на крутых спусках, он может прилагать усилия к педалям только на определенных дугах окружности. Иногда велосипедисту приходится ехать за счет инерции и вращать шатуны, не прикладывая усилий к педалям. Переключение от одного характера работы к другому способствует некоторому снятию нервного и мышечного напряжения. В этих случаях ве-

Library   55   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало