|
случаях опиралась на прочный научный фундамент, если бы громадный тренерский опыт, накопленный не только в нашей стране, но и за рубежом, постоянно и тщательно изучался.
В 70-е годы в спортивной теории и практике сложилась довольно четкая концепция системы подготовки спортсменов высокого класса, включающая в себя следующие компоненты: отбор, модель, комплексный контроль, средства и методы коррекции тренировочного процесса, планирование и организация подготовки. Однако научная обоснованность этих компонентов неоднозначна, и используются эти знания зачастую бессистемно. Так, наши тренеры в большинстве хорошо умеют готовить технически грамотных спортсменов, могут поднять уровень различных физических качеств, успешно используют основные методики комплексного контроля и т. д. Тем не менее в тренерской работе наблюдается «брак»: это большой процент отсева в ДЮСШ, отдельных секциях, это скороспелые «натаскивания» мастеров, не обладающих хорошо поставленной техникой, это рано сошедшие чемпионы и призеры юношеских первенств, слишком поспешно подключенные к взрослым турнирам и психологически надломленные.
Одной из главных причин, породивших данное явление, на наш взгляд, является недостаточная разработанность таких проблем, как планирование и организация многолетней подготовки борцов.
Планирование стало в настоящее время необходимым элементом системы организации и управления подготовкой борцов высокого класса на всех этапах и уровнях. Вопросам планирования посвящен значительный объем публикаций, начиная от теоретических фундаментальных работ и кончая методическими рекомендациями, посвященными конкретным методам планирования. Тем не менее долгосрочное планирование все еще остается слабым звеном в системе подготовки спортсменов высокого класса, все еще наблюдается большой разрыв между планами и действительностью, и, следовательно, план не стал еще в должной мере главным инструментом управления.
На наш взгляд, это обусловлено следующими причинами:
— отсутствие системности при развитии долгосрочного плана, который все еще остается суммой отдельных плановых заданий (выполнение разрядных норм, объем годовых тренировочных нагрузок и т. п.), не ориентированных на конечную цель — подготовку олимпийского чемпиона;
— недостаточная стыковка между текущим и долгосрочным планированием;
— отсутствие надежных методологических подходов, обеспечивающих комплексную привязку основных психофизиологических возрастных закономерностей, особенностей становле- |
|
ния тактико-технического мастерства и планируемых результатов;
— слабое знание «рядовым» тренерским составом теоретических и методических основ планирования.
Основные виды плановой рекомендации разрабатывались и формировались под воздействием календаря международных, всесоюзных и региональных спортивных мероприятий, зачастую под влиянием ориентации на «сиюминутную» выгоду, решение близлежащих задач. И, видимо, поэтому научные работы по планированию в спорте в основном посвящены планированию этапа непосредственной предсоревновательной подготовки, в меньшей мере — годовому и четырехлетнему циклу подготовки. И совсем недостаточно работ, посвященных многолетней (8 — 12 лет) подготовке спортсменов.
Таким образом, налицо нарушение основных принципов планирования, вызванное обратным влиянием структуры, календаря, методов, кадров, системы подготовки спортсменов на формирование целей подготовки, подчинение основных целей подготовки интересам отдельных блоков системы управления подготовкой борцов высокого класса.
Отсюда значительные материальные и временные затраты, по недостаточное число мастеров высокого класса.
Несмотря на то что основным рабочим планом является 4-летний, необходимы столь же детально разработанные долгосрочные плановые документы (с глубиной планирования в 8 — 12 лет).
Другой немаловажной проблемой, порожденной современностью, является планирование индивидуальной подготовки борцов высокого класса. Так, внедрение индустриальных методов подготовки: довольно жесткие планы, программы, натаскивание на «модель», да еще разделение функций тренерского труда — все это наряду с положительными моментами (повышение качества подготовки) порождает и негативные. Ведь олимпийский чемпион с присущими только ему качествами нервно-мышечного аппарата, как правило, уникален. Выявить, сохранить и тем более способствовать развитию этих качеств при существующей системе подготовки — довольно трудная задача. В практике выявление этих качеств индивидуальной
тактической манеры ведения схваток идет эмпирическим путем, затягивается на долгие годы, не всегда полностью реализуется. Хотя научно-исследовательские работы в этой области проводятся, тем не менее тренеры-практики еще не получили научных и методических рекомендаций по данным вопросам и по-прежнему опираются на свой опыт и интуицию.
В научных публикациях последних 10 лет много пишется о разработке и внедрении программированного и программного методов обучения. Борьба — сложнокоординационный вид |
|