Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

 

 

ПОДГОТОВКА БОРЦОВ ВЫСОКОГО КЛАССА


ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ

   
В. Г. Оленик, начальник Управления спортивного резерва Спорткомитета СССР;
Н. Н. Каргин, заведующий кафедрой физического воспитания МТИ
 

Начиная с Олимпийских игр 1952 г. (Хельсинки) наша борцовская дружина постоянно находится в числе лидеров мирового спорта и заслуженно считается школой передового опыта.

Эта школа складывалась постепенно усилиями многих энтузиастов нашего вида — спортсменов, тренеров, ученых.

Быть первым почетно и в то же время трудно. И поэтому закономерно возникают вопросы: все ли мы делаем, чтобы сохранить и приумножить славные традиции? все ли звенья системы подготовки борцов высокого класса функционируют с высокой отдачей?

В 70-е годы произошла некоторая перестройка в организации управления подготовкой высококвалифицированных борцов. Эта перестройка была направлена на повышение эффективности процесса управления подготовкой за счет сбора необходимой информации и ее анализа. Принятие своевременных и правильных решений позволило существенно повысить эффективность функционирования всей системы подготовки в целом.

Однако в последние годы резко обострилась конкурентная борьба за олимпийские медали, все более дорогой ценой достаются они. Поэтому перед тренерами-практиками, руководителями команд, научными работниками сама жизнь поставила ряд вопросов, от решения которых зависит, сохранит ли советская школа борьбы роль лидера мирового спорта.

Не претендуя на исчерпывающий анализ всех теоретических и практических проблем, мы попытаемся сформулировать те узловые задачи, решение которых, с нашей точки зрения, будет в наибольшей степени способствовать повышению эффективности всей системы подготовки борцов высокого класса.

В связи с этим следует отметить роль и значение нашего ежегодника в деле апробации, внедрения и распространения передового опыта ученых и практиков.

 

Так, 70-е годы характеризовались созданием новых теоретических подходов в спортивной науке, формированием научных основ системы подготовки спортсменов высокого класса. Это нашло отражение в сборнике (1971 г.). Проникновение в спортивную науку идей комплексности и системности также не осталось без внимания. В ежегоднике появились статьи о ломке сложившихся рамок функционализма, о начале внедрения комплексного контроля за уровнем подготовленности. Отсюда оставался всего один шаг до модельных характеристик. И ежегодник первым откликнулся на это нововведение. В настоящее время ни одна научная работа по спорту, ни одна серьезная публикация не обходятся без использования термина и определенной информации о модельных характеристиках.

Мы можем соглашаться или не соглашаться с рядом идей и подходов, изложенных в журнальных статьях, критиковать отдельные выводы и положения, но с одним мы не можем не согласиться — с тем, что в настоящее время ни один тренер, работающий со спортсменами высокого класса, не обходится без объективных показателей (цифровых), характеризующих уровень текущего состояния организма спортсмена, тактико-технического мастерства, и уровень, который необходимо достигнуть. Следовательно, хотим мы этого или не хотим, мир спорта стал полем боя научных идей и школ, тренер — организатором внедрения практически полезных идей, а порой и сам исследователем, экспериментатором. Ярким примером этого служит тот факт, что довольно большой процент тренерского контингента сборных СССР, республик, ДСО и ведомств или является кандидатами наук, или обучается в заочной аспирантуре.

Тем не менее наши достижения в спорте были бы еще более значительными, если бы подготовка борцов высокого класса, олимпийского резерва, спортсменов ДЮСШ во всех

Library   3   Up


Contents

 

Home
 

случаях опиралась на прочный научный фундамент, если бы громадный тренерский опыт, накопленный не только в нашей стране, но и за рубежом, постоянно и тщательно изучался.

В 70-е годы в спортивной теории и практике сложилась довольно четкая концепция системы подготовки спортсменов высокого класса, включающая в себя следующие компоненты: отбор, модель, комплексный контроль, средства и методы коррекции тренировочного процесса, планирование и организация подготовки. Однако научная обоснованность этих компонентов неоднозначна, и используются эти знания зачастую бессистемно. Так, наши тренеры в большинстве хорошо умеют готовить технически грамотных спортсменов, могут поднять уровень различных физических качеств, успешно используют основные методики комплексного контроля и т. д. Тем не менее в тренерской работе наблюдается «брак»: это большой процент отсева в ДЮСШ, отдельных секциях, это скороспелые «натаскивания» мастеров, не обладающих хорошо поставленной техникой, это рано сошедшие чемпионы и призеры юношеских первенств, слишком поспешно подключенные к взрослым турнирам и психологически надломленные.

Одной из главных причин, породивших данное явление, на наш взгляд, является недостаточная разработанность таких проблем, как планирование и организация многолетней подготовки борцов.

Планирование стало в настоящее время необходимым элементом системы организации и управления подготовкой борцов высокого класса на всех этапах и уровнях. Вопросам планирования посвящен значительный объем публикаций, начиная от теоретических фундаментальных работ и кончая методическими рекомендациями, посвященными конкретным методам планирования. Тем не менее долгосрочное планирование все еще остается слабым звеном в системе подготовки спортсменов высокого класса, все еще наблюдается большой разрыв между планами и действительностью, и, следовательно, план не стал еще в должной мере главным инструментом управления.

На наш взгляд, это обусловлено следующими причинами:

— отсутствие системности при развитии долгосрочного плана, который все еще остается суммой отдельных плановых заданий (выполнение разрядных норм, объем годовых тренировочных нагрузок и т. п.), не ориентированных на конечную цель — подготовку олимпийского чемпиона;

— недостаточная стыковка между текущим и долгосрочным планированием;

— отсутствие надежных методологических подходов, обеспечивающих комплексную привязку основных психофизиологических возрастных закономерностей, особенностей становле-

 

ния тактико-технического мастерства и планируемых результатов;

— слабое знание «рядовым» тренерским составом теоретических и методических основ планирования.

Основные виды плановой рекомендации разрабатывались и формировались под воздействием календаря международных, всесоюзных и региональных спортивных мероприятий, зачастую под влиянием ориентации на «сиюминутную» выгоду, решение близлежащих задач. И, видимо, поэтому научные работы по планированию в спорте в основном посвящены планированию этапа непосредственной предсоревновательной подготовки, в меньшей мере — годовому и четырехлетнему циклу подготовки. И совсем недостаточно работ, посвященных многолетней (8 — 12 лет) подготовке спортсменов.

Таким образом, налицо нарушение основных принципов планирования, вызванное обратным влиянием структуры, календаря, методов, кадров, системы подготовки спортсменов на формирование целей подготовки, подчинение основных целей подготовки интересам отдельных блоков системы управления подготовкой борцов высокого класса.

Отсюда значительные материальные и временные затраты, по недостаточное число мастеров высокого класса.

Несмотря на то что основным рабочим планом является 4-летний, необходимы столь же детально разработанные долгосрочные плановые документы (с глубиной планирования в 8 — 12 лет).

Другой немаловажной проблемой, порожденной современностью, является планирование индивидуальной подготовки борцов высокого класса. Так, внедрение индустриальных методов подготовки: довольно жесткие планы, программы, натаскивание на «модель», да еще разделение функций тренерского труда — все это наряду с положительными моментами (повышение качества подготовки) порождает и негативные. Ведь олимпийский чемпион с присущими только ему качествами нервно-мышечного аппарата, как правило, уникален. Выявить, сохранить и тем более способствовать развитию этих качеств при существующей системе подготовки — довольно трудная задача. В практике выявление этих качеств индивидуальной

тактической манеры ведения схваток идет эмпирическим путем, затягивается на долгие годы, не всегда полностью реализуется. Хотя научно-исследовательские работы в этой области проводятся, тем не менее тренеры-практики еще не получили научных и методических рекомендаций по данным вопросам и по-прежнему опираются на свой опыт и интуицию.

В научных публикациях последних 10 лет много пишется о разработке и внедрении программированного и программного методов обучения. Борьба — сложнокоординационный вид

 
Library   4   Up


Contents

 

Home
 

спорта, обучение тактико-технической подготовке занимает много лет. Поэтому разработка новых методов смогла бы повысить эффективность системы подготовки (в целом), сократить сроки обучения сложнотехническим действиям. Особенно это касается ДЮСШ. Однако таких исследований в области спортивной борьбы еще очень мало, а имеющиеся претендуют только на постановку данного вопроса.

С каждым годом у нас в стране увеличивается число отделений по всем видам спортивной борьбы. Сейчас их насчитывается более 3 тыс., а количество занимающихся превысило 350 тыс. человек. В системе ДЮСШ, СДЮШОР

 

и других школ работают тысячи высококвалифицированных тренеров. К сожалению, эффективность использования такого большого спортивного резерва все еще обидно низка. Ежегодно готовится немногим более 20 мастеров спорта международного класса. С этим нельзя мириться.

Проблемы поставлены, проблемы надо решать. Мы уверены, что все активные участники, все приверженцы нашего любимого вида спорта приложат все усилия для преодоления имеющихся на сегодняшний день недостатков, чтобы наша борцовская дружина не сдала передовых рубежей.

 

 

ИЗ ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

   
В. С. Белов, зам. начальника Управления спортивных единоборств Спорткомитета СССР, заслуженный тренер СССР
 

Политико-воспитательная работа среди спортсменов сборных команд по спортивным единоборствам осуществляется в соответствии с решениями XXVI съезда КПСС, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» и направлена на воспитание у спортсменов любви и преданности к социалистической Родине, формирование марксистско-ленинского мировоззрения, высокой идейности, непримиримости к буржуазной идеологии, высоких морально-политических и нравственных качеств, готовности до конца бороться за победу на мировой спортивной арене.

Важное место в коммунистическом воспитании спортсменов отводится трудовому и военно-патриотическому воспитанию, направленному прежде всего на сознательное выполнение комплексных индивидуальных планов олимпийском подготовки, на добросовестное отношение к тренировкам как на централизованных сборах, так и по месту жительства. В конце спортивного сезона спортсмены отчитываются за выполнение личных комплексных планов на комсомольских и общих собраниях коллектива.

Важное средство воспитания спортсменов — принятие сборными командами страны повышенных обязательств, организация между ними социалистического соревнования. При подведении итогов соревнования учитываются количество завоеванных золотых медалей и очков юношескими, молодежными и взрослыми командами на первенствах и чемпионатах Европы и мира, качество проводимой политической учебы в команде, повышение общеобразовательного и культурного уровня, общественная деятельность.

В системе воспитания эффективно используются такие формы работы, как участие спортсменов в коммунистических субботниках

 

по благоустройству спортивных баз, стадионов, залов, площадок, оказание помощи близлежащим от учебно-тренировочных баз колхозам и совхозам, выезды на ударно-комсомольские стройки.

Так, сборная команда по классической борьбе участвовала в коммунистическом субботнике по благоустройству детского спортивного городка на Центральном стадионе имени В. И. Ленина. В совхозе «Кадино» Могилевской области спортсмены оказали труженикам села помощь в заготовке сена на строительстве мемориального комплекса «Борцам за Советскую власть на Могилевщине».

Выполняя постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта», сборные команды по видам борьбы ежегодно выезжают на ударно-комсомольские стройки в районы Сибири и Дальнего Востока, в места Нечерноземья, где встречаются с рабочими бригадами, молодежью, оказывают практическую помощь по внедрению физической культуры и спорта в повседневную жизнь строителей. по созданию спортивных секций борьбы.

В 1982 г. сборная команда по борьбе самбо выезжала на Западный и Бурятский участки БАМа по маршруту Братск — Усть-Кут — Звездный — Магистральный — Улькан — Иркутск — Улан-Удэ — Нижнеангарск — Северобайкальск. Члены сборной команды по вольной борьбе были в Павлодарской области, по борьбе классической — в Тюмени. Спортсмены встречались с молодыми строителями на рабочих местах, в молодежных общежитиях, в клубах и Домах культуры, в общеобразовательных школах и пионерских лагерях. Они проводили беседы с рабочими, давали показательные выступления, оказывали помощь в проведении практических занятий в коллективах физиче-

Library   5   Up

 

   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало