|
Рис. Схема устройства для регистрации параметров движения штанги:
1 — штанга, 2 — шнур, 3 — показатель растяжения шнура, 4 - показатель угла выхода шнура, 5 — тормозящий двигатель, 6 — преобразующий блок, 7 —
траектория движения штанги
ской градуировки позволяет в зависимости от потребностей получать на произвольном регистраторе сигнал; равный скорости 5 м/с или ускорению 10 м/c. Это имеет существенное значение для измерения скорости и ускорения штанги, так как
|
|
позволяет
оперативно считывать с графиков величины этих параметров (см. рисунок).
Полученные диаграммы траектории движения штанги можно оценивать и
интерпретировать в двух аспектах: 1) провести количественный анализ, т. е.
определить количественные величины характерных фаз движения штанги, например
величины отклонения траектории движения штанги от вертикали, величины моментного
понижения штанги; 2) провести качественный анализ, т. е, дать оценку
траектории движения штанги с точки зрения ее плавности.
Другим видом измерения и записи являются так называемые фазовые диаграммы,
позволяющие, как и диаграммы траектории движения штанги, получать количественную
и качественную характеристики техники. Например, учитывая градуировку высоты и
скорости, можно быстро определить скорость движения штанги на произвольной
высоте подъема.
Существует также возможность измерения и записи изменений основных скоростей
Vx и Vy , а также ускорения ах
и ау в функции времени.
Устройство может быть использовано и как универсальный прибор для измерения
движения любой точки тела человека или спортивного снаряда, за исключением очень
обширных, быстрых или ударных движений.
Устройство получило положительную оценку спортсменов и тренеров. |
|
В течение двух лет нами проводилось обследование в естественных условиях спортивной тренировки 27 подростков 12 — 14-летнего возраста. В начале обследования все они имели примерно одинаковую физическую подготовленность. На первом году занятий испытуемые входили в весовые категории 52 — 56 кг, а на втором году — в категорию 56 — 60 кг. Отклонение от нормы весовых категорий не превышало 1,5 кг.
В течение всего времени занимающиеся находились под медицинским наблюдением в городском врачебно-физкультурном диспансере. Кроме того, у них тестировались следующие показатели: уровень развития быстроты (бег на 40 м), скоростно-силовых качеств (прыжок в высоту толчком двух ног по В. М. Абалакову и прыжок в длину с места), силовых возможностей, которые определялись по показателям абсолютной силы отдельных мышеч-
|
|
ных групп (сгибателей стоп, разгибателей туловища и бедра, становой силы) с использованием методики А. В. Коробкова и Г. И. Черняева в модификации Б. М. Рыбалко. Определялись также результаты в классических упражнениях, показанные подростками на соревнованиях (табл. 1 и 2). Отдельно в конце каждого года обучения для данной группы занимающихся проводился корреляционный анализ связи показателей тестов с результатами в рывке и толчке.
Корреляционный анализ позволил выявить степень взаимосвязи спортивного результата в рывке и толчке с указанными выше тестами в зависимости от стажа тренировочных занятий.
Из семи применяемых в исследовании контрольных упражнений были выделены два теста (высота прыжка в длину с места и становая сила), которые показали наиболее высокую корреляци- |