|
тяжелоатлетов. На этот недостаток неоднократно указывал государственный тренер СССР по тяжелой атлетике Ю. А. Сандалов в своих выступлениях в печати. Подводя итоги VII Спартакиады народов СССР, он вновь обратил внимание на неудовлетворительное выступление многих тяжелоатлетов, в частности на то, что 17% участников этой Спартакиады имели нулевые оценки. Как отмечает Сандалов, «столь большое количество неудачных выступлений на спартакиадном помосте — следствие слабой технической подготовки (разрядка наша. — Л.С.) и соревновательной дисциплины»*. Такое положение сложилось, можно смело утверждать, с одной стороны, потому, что многие тренеры в погоне за силой и тренировочными объемами просто забыли о важности технического мастерства, а с другой — потому, что еще многие кардинальные вопросы технической подготовки тяжелоатлетов не нашли своего решения. Достаточно сказать, что на сегодня нет еще точного разграничения между понятиями «совершенствование техники» и «совершенствование в технике». Хотя это совершенно разные вещи. Совершенствование техники означает процесс ее развития (изменения) в историческом плане. Так, в период зарождения тяжелой атлетики техника была очень примитивна. В дальнейшем ее совершенствование протекало в основном по двум направлениям:
а) совершенствовалась координация в работе мышц в опорных фазах подъема штанги до подседа;
б) видоизменялись способы подседа в направлении увеличения их глубины (па смену полуподседам пришла диагональ, ее смен или высокие «ножницы», которые постепенно видоизменялись — увеличивалась их глубина, на смену «ножницам» пришла разножка). Сегодня уже определилась в общих чертах необходимая координация в работе мышц при подъеме штанги до подседа: вначале работают более крупные мышцы, затем средние, а в конце — мелкие. Определились и пространственно-временные параметры классических упражнений: траектории движений штанги и общего центра тяжести тела спортсмена, ритм классических упражнений и его частей. Второй аспект эволюции техники, т. е. увеличение глубины подседа, на сегодня, можно смело утверждать, полностью исчерпан: подседа с более глубокой посадкой, чем разножка, уже не существует.
Каковы же дальнейшие пути совершенствования спортивной техники тяжелоатлета? Нам представляется, что здесь имеется два основных направления: а) дальнейшее улучшение двигательной координации на основе совершенствования управления движением и всевозрастающей связи между техникой и физическими качествами на базе учета индивидуальных особенностей спортсменов, б) увеличение быстроты движений во всех компонентах классических упражнений.
* Ю.А. Сандалов. Перед главным стартом. Ежегоник "Тяжелая атлетика". М., ФиС, 1980, стр. 4.
|
|
Как показывают специальные исследования, резервные возможности в повышении спортивных результатов только за счет совершенствования техники классических упражнений еще достаточно велики**.
На каждом историческом этапе развития техники имеется свой рациональный ее образец (модель), которым должен овладеть спортсмен, доведя это овладение до высокой степени совершенства. Этот процесс носит название «совершенствование в технике». Это очень сложный многолетний педагогический процесс, где успех всецело зависит от профессиональной подготовки тренера. В этом процессе очень важно знать дальнейшее направление развития техники, для того чтобы совершенствоваться в ней с учетом ближайшей перспективы ее развития.
Наиболее слабым местом сегодня в технической подготовке тяжелоатлетов является именно процесс овладения спортивной техникой и совершенствования в ней, так как отсутствует необходимая достаточно разработанная методика этого процесса. Последнее обусловлено еще большим количеством белых пятен в понимании самой сущности спортивной техники.
До настоящего времени под техникой понималась (а значит, и исследовалась) в основном ее внешняя биомеханическая структура. В действительности же под техникой следует понимать не только биомеханическую структуру движений, но и двигательные и психические компоненты управления этими движениями, обеспечивающие высокий и устойчивый конечный результат (Д. Д. Донской, 1968, 1971; В. М. Дьячков, 1972).
Под двигательными компонентами управления движениями надо понимать все виды двигательной подготовки спортсмена, находящиеся в органической взаимосвязи между собой. Это уровень и рациональное соотношение в развитии всех физических качеств. Это уровень развития координационных способностей спортсмена, т. е. умение управлять своими движениями. В этом управлении исключительную роль играют умения рационально использовать имеющиеся физические качества, в первую очередь ведущие, а также различные инерционные и деформационные силы (Н. А. Берн-штейн, 1966).
** Об этом говорят, в частности, проведенные нами исследовании степени реализации тяжелоатлетами статических силовых возможностей (абсолютной силы) в ведущих фазах классических упражнений. Сегодня этот показатель у высококвалифицированных тяжелоатлетов составляет в подрыве, например, 55 — 60% из возможных. Нельзя не отметить, что 15 лет назад этот показатель равнялся 40%, что убедительно показывает процесс совершенствования спортивной техники и тяжелой атлетике.
Правомерность этого критерия техники показана тесной корреляционной связью между статической и динамической силой при подъеме больших отягощений. Так, при подъеме 80%-ного веса, по данным Ю. Б. Верхошаиского (1977), коэффициент корреляции между названными величинами составил 0,822. Аналогичная картина получена нами в эксперименте на тяжелоатлетах. |
|