|
||||||||||
сборной команды, 2 — подбор группы для трудного турпохода. Исходили из того, что в первом случае спортсмены при выборе товарищей будут руководствоваться их спортивными результатами и способностями, а во втором — нравственными качествами товарищей. Взаимоотношения спортсменов изучались в трех аспектах: 1) отношение члена команды к каждому другому ее представителю и к команде в целом. Здесь высчитывался коэффициент приемлемости Ар; 2) отношение всей команды к каждому члену. Здесь вы считывался коэффициент приемлемости Agr; 3) на основе сложившихся взаимоотношений определение сплоченности команды. Здесь высчитывался коэффициент сплоченности U. Помимо этого были получены другие показатели, характеризующие взаимоотношения спортсменов в команде: показатель динамики социальной жизни в коллективе — Е и коэффициент вариации изменчивости — С. Результаты обследования представлены в табл. 2. Таблица 2 Показатели межличностной приемлемости спортсменов
Как видно из табл. 2, коэффициенты Ар в ситуации «комплектование команды» невысокие и колеблются от 0,35 до 0,65 (интервал оценок от –1 до +1). Если учесть, что у более чем 50% участников коэффициенты приемлемости своих товарищей и команды в целом равны от 0,52 до 0,65, а также учесть наличие при этом высокой конкуренции за место в основном составе команды, то этот результат можно отнести к достаточно высоким. В ситуации «туристический поход» диапазон колеблемости коэффициентов Ар несколько шире и выше — от 0,2 до 0,85, особенно если принять во внимание, что у почти 50% участников восприятие товарищей и коллектива в целом оценивается коэффициентом от 0,6 до 0,85. Высокие оценки в ситуации «туристический поход» объясняются достаточно хорошим знанием спортсменами друг друга, особенно нравственных качеств. Узнать эти качества спортсмены могли в |
полной мере благодаря неоднократной совместной подготовке к соревнованиям, четкой ее организации. Социальный статус спортсмена в группе определялся коэффициентом приемлемости его группой (Agr). Как в ситуации «комплектование сборной команды», так и в ситуации «туристический поход» колеблемость коэффициентов велика: от –0,25 до 0,97 в первом случае и от –0,07 до 0,95 во втором. Как видно из табл. 2, коэффициенты восприятия каждого из спортсменов команды у 10 ее членов колеблются от 0,67 до 0,97 в графе «комплектование сборной команды» и у 17 человек — от 0,5 до 0,95 в графе «туристический поход». Эти данные свидетельствуют о том, что спортсмены, достаточно хорошо зная друг друга, очень требовательно отнеслись к оценке друг друга и команды в целом. Социальная характеристика команды выявлялась с помощью коэффициента сплоченности (U), определяющего меру ее единения. Показатели сплоченности команды в обеих ситуациях достаточно высокие: соответственно 0,48 и 0,57. Эти результаты подтверждаются еще и тем, что в обоих случаях показатель динамики социальной жизни группы (E) также высок: в ситуации «комплектование команды» равен 0,77, «туристический поход» — 0,85 (средненормативные показатели — 0,7). Коэффициент вариации изменчивости (С) также свидетельствует о положительных взаимоотношениях тяжелоатлетов: в ситуации «комплектование команды» — 18,6%, «туристический поход» — 41%. В обоих случаях в команде не наблюдается напряженности в отношениях между участниками сборов (показатели С не превышают 50%). При моделировании ситуаций «комплектование сборной команды» и «подбор группы для турпохода» было выявлено, что показатели взаимоотношений спортсменов несколько выше там, где выбор определялся в большей степени нравственными качествами, нежели спортивными способностями. Важным моментом при организации воспитательной работы является учет взаимоотношений между тяжелоатлетами и их тренерами на сборе. Изучение этих взаимоотношений велось с помощью шкалы ТС-1 (тренер — спортсмен). Исследование показало, что тяжелоатлеты очень высоко оценивают своих тренеров по гностическому компоненту (характеризующему компетентность тренеров как специалистов) — 7,3 балла (по восьмибалльной системе) и несколько ниже — по эмоциональному компоненту — 6,43 балла (характеристика по человеческим качествам) и по поведенческому компоненту — 6,22 балла (характеристика благоприятности общения тренера и спортсмена). Положительным фактом следует считать то, что 87% спортсменов дали высокую оценку тренерам как специалистам (оценки 8 и 7 баллов) и 82,5% — такую же оценку (8 и 6 баллов) их чисто человеческим качествам. Это служит свидетель- |
|||||||||
13 |
|
||||
ством серьезного подхода к определению тренерского состава сборной команды, высокого авторитета тренеров. Полученные результаты красноречиво говорят о положительных взаимоотношениях тренеров и спортсменов. Успешному проведению учебно-тренировочного сбора в большой степени способствовал заранее разработанный и утвержденный план воспитательной работы со спортсменами на этом сборе. Этот план включал разделы идейно-политического, нравственного и трудового воспитания. Уже во второй день подготовки к соревнованиям был избран на общем собрании коллектива спортсменов, тренеров и вспомогательного персонала (врач, массажисты) актив команды. Старостой стал спортсмен под № 22 (см. табл. 1). Этого тяжелоатлета, сравнительно недавно вошедшего в состав сборной команды, но уже успевшего завоевать авторитет товарищей по команде, отличают: культура поведения на тренировках и в быту, проявление высоких нравственных качеств по отношению к окружающим, достижение высоких спортивных результатов. Обо всем этом свидетельствуют результаты социометрического исследования, из которых видно, что спортсмен под № 22 является ярким лидером по количеству выборов со стороны товарищей. Культоргом команды был избран спортсмен №15. В состав редколлегии вошли спортсмены № 14, 17, 23, способные выступить в роли художников-оформителей, выпустить стенгазету, листки-молнии. Главным организатором всех совместных дел в команде являлся ее комсорг (№ 10). Этот спортсмен находился в гуще коллективных дел и событий, являясь первым помощником тренеров команды. С первого дня подготовки к соревнованиям все его участники придерживались единого обязательного режима жизнедеятельности. Контроль за его соблюдением ежедневно осуществляли дежурные спортсмен и тренер. В течение сборов было проведено четыре политинформации, с докладами на которых выступили 12 спортсменов. Была прочитана лекция о международном положении, активом команды выпущена стенгазета, посвященная Дню Советской Армии и Военно-Морского Флота. Мы обращали серьезное внимание на то, чтобы молодые тяжелоатлеты соблюдали гигиенические |
требования, в частности к подготовке и уборке мест занятий, следили за опрятностью своей спортивной формы. За время сбора были проведены все запланированные воспитательные мероприятия. Были организованы встречи с молодежью завода им. Серго Орджоникидзе и с воинами Советской Армии. Комсомольцы завода показали спортсменам музей трудовой славы своего предприятия. Команда спортсменов побывала также на Выставке достижений народного хозяйства СССР. Большое впечатление произвел на ребят Музей Вооруженных Сил СССР.' Его посещение прошло накануне праздника — Дня Советской Армии и Флота. Условия спортбазы позволяли демонстрировать художественные фильмы. Дважды за время сбора все спортсмены и тренеры приняли участие в трудовых воскресниках, оказывая помощь строителям олимпийского объекта. Выполнение запланированных воспитательных мероприятий, правильная организация тренировочного процесса, распределение общественных поручений среди тяжелоатлетов стали возможными благодаря знаниям и учету тренерами показателей взаимоотношения спортсменов, а также отношения спортсменов к ним. Следует подчеркнуть, что улучшению воспитательной работы с тяжелоатлетами на сборах будет способствовать твердое соблюдение следующих требований: 1. Четкая организация учебно-тренировочного процесса. 2. Преемственность в планировании воспитательной работы от соревнования к соревнованию. 3. Планирование и организация совместных коллективных дел тренеров и спортсменов. 4. Единство требований тренерского состава в вопросах учебно-тренировочной и воспитательной работы со спортсменами. 5. Налаживание системы деловых отношений в команде через включение ее участников в общественную деятельность. 6. Формирование у спортсменов стремления к самовоспитанию, умению работать над собой, над своими ошибками, быть самокритичным. 7. Правильная организация досуга, наличие необходимых условии для проведения полноценного отдыха спортсменов и тренеров. |
|||
14 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |