|
он стал затягивать сцены своего фиглярства перед публикой все больше и больше. Наконец, терпение мое лопнуло. Подозвав Нэстасе к себе, я сказал: «Илие, так больше продолжаться не может». Я понимал, что по правилам соревнований мне нужно было просто призвать его к порядку официальным путем, по микрофону.
— Почему же вы тогда обратились к Нэстасе, так сказать, приватно вместо того, чтобы исполнить свои судейские обязанности официально?
— На это есть свои причины. Публика к тому времени уже «завелась»: стала швырять на корт жестяные банки из-под пепси, подстрекать Нэстасе к новым безобразиям. Конечно, формально я мог предупредить Нэстасе и даже наказать его штрафными очками. Боюсь, однако, что это лишь подлило бы масла в огонь. В то время система штрафных очков была только что введена, и публика не имела о ней ни малейшего понятия.
— Удивились ли вы, когда вас вдруг заменили на вышке, после того, как вы в конце концов дисквалифицировали Нэстасе?
— Я посчитал это оскорблением. А поведение старшего судьи Майка Блэнчарда просто «убило» меня. Судите сами: Майк подошел ко мне и приказал отсчитать положенные по правилам 30 секунд и в случае невозобновления игры дисквалифицировать Нэстасе. «Майк, — ответил я, — не нужно идти на поводу у публики». Я считал, что, несмотря на все «фокусы», Нэстасе имел право довести матч до конца. «В таком шуме, — продолжал я. — Нэстасе все равно не сможет подавать. Давайте доиграем этот матч завтра». «А я тебе говорю, — парировал Майк, — считай положенные 30 секунд и дисквалифицируй его». Что мне оставалось делать? Я отсчитал не 30, а 45 секунд и закончил матч.
Не успел я, однако, сойти с вышки, как на корт вышел директор-распорядитель чемпионата Билл Тальберт в сопровождении Майка и матч возобновился под их руководством.
По окончании послематчевой пресс-конференции я был в слезах. А довести меня до такого состояния нелегко. Я крепкий орешек.
— Почему же организаторы соревнования не поддержали вас? Ведь Нэстасе был неправ и заслуживал наказания.
— Да, заслуживал. Тем не менее организаторы безоговорочно стали на сторону Нэстасе. Не забывайте, Нэстасе — это ««звезда», а «звезды» — это не только реклама турнира, но и его касса.
— Ну и что же было дальше?
— А дальше мне, как будто ничего не случилось, поручили судить полуфинальную встре-
|
|
чу между Роскоу Таннером и Витасом Герулайтисом. Полуфинал я отсудил без происшествий, но в один момент, как говорится, пошел на сделку с совестью. Вспоминать об этом даже сейчас, неприятно. А дело было так: Роскоу выиграл первых два сета и вел в третьем. В этот момент у Витаса сдали нервы. Он схватил мяч и запустил им в зрителей. Я все это отлично видел, но сделал вид, что ничего особенного не произошло, хотя имел полное право наказать Герулайтиса штрафным очком. После встречи Роскоу сказал мне: «Фрэнк, почему ты не наказал Витаса?» Мне было стыдно». Потому, — ответил я, — что не желал, чтобы меня снова снимали с вышки. Я понимаю: я поступил нечестно, но такова судейская жизнь...
— Отличается ли публика на открытом чемпионате США от своих собратьев на других соревнованиях?
— В основном публика ведет себя достойно. Однако иногда ею нужно руководить. Обычно я делаю это с помощью микрофона, когда публика аплодирует красивой игре. Зрители должны помнить, что теннис — это игра, требующая максимальной концентрации внимания. Они могут шуметь и кричать вволю на бейсбольном матче, когда мяч летит со скоростью 90 или 100 миль в час. А вот, например, игрока в гольф, который готовится к удару, выводит из себя уже любой шум, включая стрекот кинокамер. Так же и в теннисе. Поэтому эмоции зрителей необходимо контролировать, но делать это нужно тактично.
— Почему судьи не занимаются воспитанием молодых теннисистов? Ведь все проблемы начинаются именно в юном возрасте.
— Да потому, что многие из них падки на всякого рода сенсации. Они нередко стремятся создать сенсацию даже там, где ее нет и в помине. А, кстати, когда действительно случается что-то серьезное, они не знают, что делать.
— Почему?
— Судьи не хотят быть справедливыми потому, что это может привести к нежелательным конфликтам. Конфликт может подмочить их репутацию, заставить организаторов соревнований отказаться от их услуг.
— Бытует мнение, что назначение арбитров на судейство нередко зависит от капризов ведущих мастеров. Так ли это?
— К сожалению, так. И этому в немалой степени потворствуют организаторы соревнований. Необходимо следовать не капризам отдельных «звезд», а правилам игры, перед которыми все должны быть равны — и спортсмены, и судьи. Законы тенниса существуют для того, чтобы их выполнять. |
|