Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ходили соревнования в парном разряде. В них принимали участие шесть сильнейших мужских пар. Как и предсказывали специалисты, победителями стали Д. Макинрой и П. Флеминг, которые неизменно выигрывали этот один из самых престижных турниров в течение последних шести лет. Успешные выступления этой пары продолжают удивлять специалистов по теннису, так как Д. Макинрой по-прежнему занимает ведущие позиции в мире и в одиночном разряде. Пока он остается единственным теннисистом, великолепно играющим как в одиночном, так и парном разрядах.

Флеминг и Макинрой — игроки атлетического наступательного стиля, у них есть два основных козыря, которые приносят им успех. Во-первых, оба обладают превосходной, но не похожей одна на другую подачей. У Флеминга мощная первая подача и весьма эффективная вторая, а Макинрой выполняет трудную для приема резаную подачу. Во-вторых, и Флеминга

 

и Макинроя практически невозможно обвести у сетки.

Эти два прекрасных теннисиста впервые объединились осенью 1977 г., когда Д. Макинрой попал в полуфинал Уимблдона, начав выступление с отборочных соревнований.

Особого внимания заслуживает выход в финал турнира «Мастере» чехословацких спортсменов Т. Шмидта и П. Сложила, которые по праву занимают одно из лидирующих мест в мировой классификации в парном разряде. Это новый большой успех чехословацкой школы тенниса.

Среди других участников парных встреч выделялись молодые спортсмены из Швеции А. Яррид и Г. Симонссон. В упорной борьбе за выход в финал они уступили более опытной чехословацкой паре Т. Шмидту — П. Сложилу 6 : 1, 6 : 7, 5 : 7, но тем не менее их игра произвела на специалистов благоприятное впечатление.

 

 

ЛЕНДЛ О СЕБЕ И О МИРОВОЙ ТЕННИСНОЙ ЭЛИТЕ

     

В последнее время я часто выигрываю. Но случается уходить с корта и побежденным. Меня часто спрашивают, как я отношусь к поражениям.

Как и у каждого теннисиста, да и вообще спортсмена, поражения, как говорят, особая статья. О них всегда особый разговор, поражения заставляют глубже осмысливать свою игру, извлекать уроки из сделанных ошибок. Не скрою: если бы не мой проигрыш Макинрою на турнире «Флашинг Мидоуз», то мы бы не выиграли в Праге Кубок Дэвиса...

Макинрой относится к числу тех теннисистов, которые обладают каким-то особым, неповторимым умением игры с лёта. Удар с лёта у этого спортсмена практически неотразим. В борьбе за право играть в четвертьфинале я выиграл у Соломона, и моим следующим соперником был Макинрой. Он выходил к сетке раз за разом. Удержать его на задней линии я не мог. «Пусть выходит, — сказал я себе, — пока не надоест». Я надеялся переигрывать его обводками.

Следует добавить, что интерес к матчу проявился огромный. Представьте себе, что четвертая программа американского телевидения вела прямую трансляцию игры на пятьдесят три штата, в то время как финал передавался только на сорок. Это подогревало страсти, накаляло атмосферу. Мой тренер Войтек Фибак записал весь матч на видеомагнитофон, и, когда мы позже вместе с ним вновь и вновь просматривали в гостинице в спокойной обстановке отснятый материал, стало ясно, что в этой игре мне недоставало крученой свечи. В четвертом сете американец вел 3 : 2 и 40 : 0, после того, как мне удалось несколько раз выиграть очки ударами слева, впереди был уже я — 4 : 3 и

 

40 : 15. Но Макинрой упорно продолжал идти к сетке. Вот в этот момент мне и следовало бы вспомнить о свечах, прибегнуть к этому эффективному оружию. И я бы мог выиграть. Запись злополучного четвертого сета мы прокручивали не один раз, после чего Войтек сказал: «Эх, если бы ты вышел на корт сейчас! Конечно, ты бы остался у задней линии. Бестолку было идти, в свою очередь, к сетке. Свечи, только свечи, хорошо и правильно сыгранные, могут помочь в такой ситуации. Ты даже себе представить не можешь, какое это страшное оружие! Многие хотели бы им воспользоваться, но не все в совершенстве владеют им». Так, выбыв из турнира «Флашинг Мидоуз», я понял, что на предстоящих тренировках свечам следует уделить особое внимание.

Перед матчем с Аргентиной отработке как раз этого удара я и посвятил большую часть времени, отведенного на подготовку. Тренер Корда то и дело качал головой после безуспешных попыток моего соперника сыграть смеш в ответ на мои крученые свечи. Все хорошо помнят, что именно шесть моих свечей в конце матча помогли решить исход встречи с Виласом в мою пользу.

Болельщики, вероятно, помнят, что на открытом первенстве США я победил Соломона 6 : 1, 6 : 0, 6 : 0, установив тем самым своеобразный рекорд этих турниров — рекорд самого крупного выигрыша. Однако этот успех, добытый в борьбе, создал у многих людей, не видевших матча, обманчивое впечатление легкости моей победы. Но вряд ли вы сможете себе представить, как тяжело складывалась встреча. Если опираться на голые цифры, то победитель в этом матче буквально растоптал соперника. Но должен сказать, что при счете 3 : 1 в пер-

Library   48   Up


Contents

 

Home
 

вом сете я почувствовал полный упадок сил. Я медленно возвращался на место, стараясь затягивать паузы. При этом я повторял себе: «Ты должен продержаться еще хотя бы один гейм». Дальше я старался уже не сдаться до конца первого сета, ну а потом был близок к тому, чтобы прекратить сопротивление. Но если ты ведешь в счете, у тебя приподнятое настроение и усталость проявляется не так сильно. Ты можешь обрести второе дыхание. В матче с Соломоном мне очень мешала жара, сочетавшаяся с повышенной влажностью. Я почти задыхался. Но я видел, что американский теннисист устал еще больше. И все же меня весьма удивили слова Соломона на заключительной пресс-конференции. Он признался, что также хотел сложить оружие в первом сете, уже при счете 2 : 1 в мою пользу. Так что мысль сдаться пришла мне в голову на целую игру позже!

В такой ситуации я оказываюсь не первый раз. Немного раньше нечто подобное произошло со мной в Торонто в матче с Боргом. Правда, тогда я чувствовал себя куда хуже. Но всякий раз, когда мне казалось, что силы мои на исходе, я подымал глаза на шведа и говорил себе: «Смотри, перед тобой прославленный чемпион, но и он не выдерживает напряжения. А ты играешь вовсе не плохо. Возьми себя в руки и думай о победе!»

Многие утверждают, что этот напряженный ритм турниров, составленных из сильных игроков, выдержать невозможно, что рано или поздно накапливается усталость.

Что можно сказать по этому поводу? Повторяю: когда выигрываешь, усталости как бы не чувствуешь. А вот когда проигрываешь, то такое ощущение, что сыграна сотня геймов. Мастер высокого класса обязан побороть усталость и продолжать поединок. Учтите, что действительная усталость в теннисе приходит куда позже, чем кажущаяся первоначальная, принимаемая иногда игроками за настоящую. Когда твой соперник — игрок посредственный, то на твоей стороне психологическое преимущество. Теннисиста средней руки, выходившего на площадку против Борга, гипнотизировало одно имя знаменитого шведа, пятикратного победителя Уимблдона — рекорд уникальный в истории тенниса. Уже это обстоятельство заранее давало Боргу дополнительные шансы. И не играет особой роли, какова в тот момент спортивная форма Борга, как он себя чувствует морально и физически. Не удивительно, что большинство теннисных звезд без особого труда попадает в финал серьезных турниров.

Точно так же и мне некоторые теннисисты отдавали матчи задолго до выхода на корт. Ведь не секрет, что в мировом списке лучших теннисистов я числюсь в первой десятке, а это, сами понимаете, у соперника вызывает не просто уважение, но, как мы говорим, и дрожь в коленках. Но было бы ошибкой обнаруживать

 

свой страх, выходя на встречу с именитым соперником. Ведь тогда тебя может вывести и» равновесия любой хорошо сыгранный им мяч. Никаких внешних признаков волнения! Можно даже немного бравады, и более слабый соперник поймет, что конечно же, сегодня у него нет никаких шансов. Сколько раз благодаря выдержке, самообладанию мне удавалось попасть в финалы крупных турниров. Причем я умудрялся в дни матчей еще и потренироваться, сил хватало на то и другое — ведь я не выкладывался полностью за игру.

Если считать количество играемых ежегодно турниров, то у меня их больше, чем у других теннисистов, зачисляемых в мировую теннисную элиту. И казалось бы, где-то я должен сломаться. Однако чисто арифметический подход здесь не годится. Турнирные нагрузки — палка а двух концах. Если бы я играл меньше, то и опыта для участия в таких турнирах у меня было бы явно недостаточно. А это значит, что я не смог бы успешно выступать там, где это мне удавалось до сих пор. Начало 1980 г. не принесло мне особых успехов. Мне следовало начать играть гораздо раньше, а не две недели спустя после Уимблдона: вот тогда я смог бы подняться в мировой табели о рангах на четвертое, а то и на третье место. Я же начал в Пол Спрингсе и там проиграл Паттисону 3 : 6, 4 : 6. В Денвере сразу же, в первом туре, уступил Скэнлону 4 : 6, 4 : 6, в Мэмфисе, во втором туре, Коннорсу 2 : 6, 3 : 6, в Вашингтоне дошел наконец до финала, но там, к сожалению, упустил победу. В Роттердаме вышел в полуфинал, но здесь проиграл Гюнтхардту 6 : 4, 6 : 7 и 3 : 6. Очередной турнир и снова поражение, причем опять в первом же туре. Готтфрид победил меня 7 : 6, 6 : 2. Потом я играл еще в полуфинале в Милане, в Монте-Карло снова выбыл во втором туре после поражения от Борга 2 : 6, 2 : 6. Такие неудачи в самом начале сезона снижают шансы на высокие места в мировом списке. Но если бы не было этих турниров, этих поражений, то сегодня я бы не смог претендовать на общее высокое место. Я говорил уже, что поражения могут способствовать продвижению вперед, если, конечно, человек учится на своих ошибках, делает из них правильные выводы.

Порой я чувствую себя невероятно усталым, ноги и все тело наливаются свинцом. Но я знаю: сопернику ничуть не легче. В последнем матче с Виласом у меня свело палец руки. Встреча состояла из пяти партий и продолжалась целых пять часов. Пот с меня лил градом, я все время ел соль и постоянно придерживал второй рукой шейку ракетки. В третьем сете, отбивая мяч слева, вообще держал ракетку двумя руками — иначе бы не смог удержать ее на весу.

Но ни в коем случае нельзя обнаруживать усталость. Я всегда стараюсь, напрягая остатки воли, выглядеть свежим. Трудно сказать,

 
Library   49   Up


Contents

 

Home
 

как это мне удается. Но, как ни маскируй свое самочувствие, рано или поздно внешние признаки усталости все-таки появятся. Борг — теннисист упорный и выдержанный, хорошо владеющий собой. Обычно его лицо ничего не выражало. И все же в моменты высшей усталости его лицо теряло каменную неподвижность. Уставший Вилас начинает чаще выбегать к сетке. Коннорс вертит головой, а Макинрой делает замысловатые жесты. И все же главное у каждого из них — умение взять себя в руки в решающий момент.

Особую, причем огромную, роль в теннисе играет такое качество, как смелость. Оно тесно связано с уверенностью игрока в своих силах, в самом себе. Если у вас нет ни смелости, ни уверенности в себе, вам никогда не стать большим мастером. Не путайте, однако, уверенность с самоуверенностью. Если вы выходите на корт и заранее уверены в превосходстве над незнакомым соперником, это еще не гарантия успеха: вам может попасться и крепкий орешек. В конце семьдесят восьмого года мне довелось во Франции впервые выступать по разряду взрослых. Разумеется, я должен был начать с квалификационных игр. Моим первым соперником был Фрейсс. Как и многих юниоров, меня переполняла уверенность. Но первый же матч с малоизвестным французским теннисистом не оставил и следа от моей самоуверенности. «О каких же вершинах ты мечтаешь, — говорил я себе, — если не можешь взять верх над игроком столь низкого класса?» Через неделю я снова встретился с Фрейссом, в снова поражение. Это был психологический нокдаун. Но я понял: отвага, не подкрепленная подлинной уверенностью в своих силах, не стоит и ломаного гроша...

Не у всех признанных мастеров тенниса удавалось мне выиграть. В Торонто я победил Борга и через пару дней должен был встретиться с Коннорсом. «Ну что ж, — сказал я себе, — позади Борг, на очереди — Коннорс!» Но как я ни старался, победа досталась противнику — 6 : 2, 6 : 0. Не хочется приводить подробных объяснений — в конце концов, важен результат. Ведь просто хорошая игра — это слишком мало для матча с таким соперником, как Коннорс!

Каждая победа над любым игроком мировой теннисной элиты всегда являлась для меня источником радости. Однако один матч в турнире, так же как один мяч в игре, погоды не делает. Все достигается постепенно, большим трудом и старанием. Сразу никогда ничего не получается. Сначала мне удавалось выигрывать у звезд мирового тенниса по нескольку геймов, позже — по целому сету. Но этого мало. Необходимо желание брать новые и новые высоты. Я шел от одной цели к другой, и мои сны становились явью. В свое время я добивался права участвовать в розыгрыше звания чемпиона страны среди взрослых. А потом наста-

 

ла пора бороться за выход в мировую десятку. Человек постоянно должен хотеть чего-то большего, не успокаиваться на достигнутом.

Нет большей радости, чем радость сбывшейся мечты. За этим скрывается титанический труд, способность одолеть невозможное. Небольшой экскурс в не столь уж далекое прошлое. На чемпионате республики в Остраве я выиграл у Гатька и Палы. До тех пор мне этого сделать ни разу не удавалось. Потом в полуфинале победил Гонзу Кодеша 6 : 1, 6 : 1 и 6 : 3, в финале — Ладю Зедника и подумал, что если Кодеш котируется где-то на уровне мировой двадцатки, то почему бы мне не рискнуть прорваться хотя бы в сотню? Меня никогда не оставляло желание взобраться еще на ступеньку. Я твердо знал, что не имею права сбавлять обороты! Потеря формы хотя бы на короткое время чревата тем, что твои конкуренты навсегда могут оторваться от тебя. В мировой теннисной элите считают именно так. Таково кредо Борга, Коннорса, Макинроя, Виласа, Соломона и Майера. Последний, кстати, может выиграть у кого угодно, но в матчах с игроками суперэлиты сдает позиции еще задолго до начала встречи, не выдерживая психологического пресса. Не случайны его откровения журналистам о том, что он никогда не станет даже третьей ракеткой мира, ибо просто не способен на это. И все знают, что это не дипломатия, не дешевое театральное представление, Майер играет с огоньком, но с пробелами в плане физподготовки, а главное не проявляя необходимого упорства. Например, в соревнованиях на «Флашинг Мидоуз» в игре со мной он прекратил сопротивление уже в первом сете. Стояла сильная жара, воздух был насыщен влагой. Но эти отрицательные факторы влияли и на меня. Я же не помышлял сдавать позиции, следуя принципу не прекращать борьбы, с каким бы именитым противником ни свел жребий.

Уважение теннисного мира пришло ко мне не вдруг. А началось все с того, что в семьдесят восьмом году я выиграл в Париже юниорский турнир. Потом победил еще в нескольких турнирах. И неожиданно для себя обрел популярность. Ведь большинство хороших игроков приходят посмотреть на тех, кто мог бы в будущем составить им конкуренцию в борьбе за призы. Когда в Барселоне я вышел в полуфинал, а год спустя победил в Париже Эша, то это было уже нечто. Теннисный мир не мог не заметить игрока, сделавшего такие заявки. Когда же ты вызываешь интерес, с тобой ищут контакта. Именитые игроки заговаривают с тобой в раздевалке, шутят, предлагают играть с ними в паре, приходят к тебе на тренировку. Ну а когда я впервые увидел их в качестве зрителей на своих матчах, то понял, что меня начали принимать всерьез.

 

Подготовил по материалам журнала «Стадион» А. Френкель.

 
Library   50   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало