Contents

 

Home
 

гом на закрытых кортах, его удары часто заставляют меня врасплох. Я не могу все время играть в атакующем стиле, в то время как Борг может носиться по площадке бесконечно. Единственный путь к победе, который мне известен, терпеливо дожидаться, когда Борг пошлет короткий мяч, и тут же выходить к сетке для завершающего удара с лёта. Однажды Джон Ньюкомб заявил, что через пять, лет Борг не сможет играть правой рукой. Он считает, что Борг с такой силой закручивает каждый мяч резким, хлыстообразным движением, что никакой руке не выдержать подобных нагрузок в течение длительного времени. Все это чепуха. Феноменальное здоровье Борга — залог всех его успехов».

Борг о Виласе

«Гиллермо уступает в скорости Макинрою, Герулайтису, Коннорсу и мне. Мы с ним игроки одного стиля, разница лишь в том, что многие удары у меня получаются чуть-чуть лучше. Несколько лет назад мы обычно вместе проводили тренировки, а во время турне Вилас был моим самым близким другом.

В поисках путей повышения мастерства тренер решил, что Виласу необходимо изменить стиль игры. Вместо того чтобы продолжать совершенствовать удары с задней линии, первостепенное внимание стало уделяться подаче и игре с лёта. Сейчас у меня сложилось такое впечатление, что Гиллермо чувствовал себя значительно увереннее, когда играл в более привычной для себя манере с задней линии. Его самый впечатляющий успех пришел к нему в 1977 г., когда Вилас выиграл десять турниров подряд, включая открытый чемпионат США. Причем все эти победы были одержаны на глинопесчаных кортах».

* * *

Вот мы и познакомились с мнениями сильнейших игроков мира о самих себе. Как и всякому мнению, им присущ некоторый субъ-

 

ективизм. Например, недоумение Д. Коннорса по поводу успешных выступлений Б. Борга на «быстром» травяном покрытии в Уимблдоне. Однако, сопоставив ряд других высказываний, мы сами находим достаточно обоснованный ответ: во-первых, Борг очень быстр и «всегда успевает к мячу»; во-вторых, он прекрасно видит площадку и его трудно застать врасплох; в-третьих, он обладает превосходными обводящими ударами по отскочившему мячу; в-четвертых, он значительно улучшил подачу и удары с лёта.

Аналогично приведенному анализу можно получить довольно точное представление о каждом из игроков, об их сильных сторонах, их индивидуальных особенностях.

Сильнейший теннисист — это не обязательно сильнейший во всех компонентах. Среди высокого уровня развития индивидуальных качеств, необходимых для игры в теннис, у одних выделяется «сверхбыстрота» у других — потрясающее «чувство мяча», у третьих — видение площадки и следующего хода соперника, у четвертых — необыкновенные выдержка и концентрация внимания и т. д. Сочетания различных качеств определяют тот или иной стиль и уровень игры спортсменов.

Наряду с этим хотелось бы отметить и то, что объединяет их. Прежде всего, это сознательное, профессиональное отношение к теннису — будь то соревнования высшего ранга или рядовая тренировка. Они целенаправленно подходят к формированию своего стиля, продумывают план игры применительно -к конкретному сопернику, подробно анализируют результаты своих выступлений на соревнованиях, намечают пути повышения спортивного мастерства.

В основе их замечательных успехов лежит титанический труд, направленный на повышение спортивной подготовки, постоянное стремление к овладению теннисными вершинами.

Правильное использование опыта сильнейших мастеров ракетки, по нашему мнению, будет способствовать повышению класса игры наших спортсменов и завоеванию ими ведущих позиций на мировой арене.

 

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ


СЮЗАННА ЛЕНГЛЕН

     

Сюзанна Ленглен, выдающаяся французская теннисистка, оставила яркий след в истории мирового тенниса. Ее имя вызывало священный трепет у поклонников, а ее участие

 

в турнире обеспечивало заполненные трибуны и толпы жаждущих «лишнего билетика».

Первое знакомство с теннисом произошло у Сюзанны в Ницце, куда ее семья выезжала

Library   61   Up


Contents

 

Home
 

на лето. С первых же шагов на корте она обратила на себя внимание естественностью а легкостью движений. Ее отец, человек предприимчивый, решил сделать из своей дочери чемпионку. Забегая вперед, следует сказать, что это ему удалось. Он был замечательным тренером, хотя и очень сурово относился к Сюзанне во всем, что касалось тенниса.

1914 год... — 14-летняя девочка в юбчонке выше колен и с огромным узлом волос на голове выигрывает чемпионат мира в Париже.

1918 год... Сюзанна — гибкая, прекрасно сложенная девушка, игра которой доставляет знатокам высочайшее наслаждение.

К сожалению, напряженная борьба, которую Сюзанна вела на корте, враждебность мелочных людей вне площадки, изнурительные тренировки — все это быстро подорвало ее здоровье.

1924 год — Сюзанна неузнаваема. Еще недавно такая жизнерадостная, счастливая, жадная к знаниям, она стала нервной, болезненной, выступления в соревнованиях доставляют ей жестокие нравственные страдания. В день подписания профессионального контракта она радостно воскликнула: «Наконец-то я смогу в свое удовольствие поиграть в теннис!» Увы, профессиональный контракт не принес, да и не мог принести, ей облегчения.

Бытует множества легенд о тренировках Сюзанны Ленглен. Так, в книге одного английского автора описывается, как месье Ленглен разбрасывал на своей стороне площадки монеты достоинством в один франк и Сюзанна должна была попадать в них мячом. Если это удавалось, монета принадлежала ей. Трудно представить, чтобы Сюзанна, имевшая привычку сорить деньгами, согласилась на подобную унизительную комедию. Однако несомненно, что отец в течение десяти лет заставлял ее напряженно тренироваться, что она часами должна была играть у стенки. Разумеется, многочасовая работа с мячом до смерти надоедала Сюзанне, но если бы отец не был так суров и непреклонен, она бы никогда не достигла такой стабильности в игре, такой уверенности в выполнении ударов, никогда бы не существовало «великой Сюзанны».

Ни одна женщина не могла сравниться с Сюзанной в быстроте перемещения на корте. Она необычайно умело контролировала мяч и действительно могла направить его именно туда, куда ей хотелось. Она была одной из первых женщин, которая блестяще овладела смэшем.

Сюзанна превосходила соперниц не силой ударов, а главным образом их стабильностью и изумительной точностью. При этом глубокое понимание игры позволяло ей быстро ставить противниц в критическое положение. Нужно также отметить ее исключительную волю к победе, подтверждением чего являются

 

знаменитые встречи с Ламбер-Шамберс в 1919  году и с Элен Уилс в 1926 году.

В 1919 году Сюзанна была еще далека от вершины своего мастерства и впервые играла на травяных кортах Уимблдона. Однако она сумела победить Ламбер-Шамберс, лучшую теннисистку мира, семикратную чемпионку Уимблдонского турнира. Отличавшаяся большим упорством, Ламбер-Шамберс решила в

1920   году взять реванш и еще раз приняла участие в Уимблдоне. Ей снова удалось пробиться в финал после побед над лучшими спортсменками того времени (Риан, Мак Кейн, Мэллори), но в финале она опять была разгромлена Сюзанной. Счет 6:3, 6:0 говорит сам за себя. Для тех, кто внимательно следил за восхождением Сюзанны, это не было сюрпризом.

Рене Лякост утверждал, что Сюзанне Ленглен принадлежит открытие своеобразной тактики ведения борьбы: чередуя длинные и укороченные удары, она добивалась того, что соперница быстро теряла силы: ведь передвигаться от задней линии к сетке и от сетки к задней линии куда трудней и утомительней, чем перемещаться только вдоль задней линии! Ни одна из ее противниц- не могла разгадать этот секрет, они без малейшей выдумки продолжали посылать однообразные удары справа и слева в глубину площадки. Такая примитивная манера игры не имела никаких шансов одержать верх над тактикой Сюзанны. Лякост уверял также, что именно Сюзанна Ленглен научила его играть длинными мячами.

Карьера Сюзанны Ленглен, начавшаяся победой в Уимблдоне в 1919 году, завершилась незабываемым матчем против Элен Уилс в 1926 году. В этот день Сюзанна была далека от своей лучшей формы, но она была горда, а ее боевой настрой был всегда высоким.

Так вот, если первый успех в чемпионате мира в 1914 году продемонстрировал только одаренность Сюзанны, то в Уимблдоне она показала уже и силу воли: ее матч против Ламбер-Шамберс был одним из самых прекрасных и драматичных. Первый сет со счетом 10:8 выиграла Сюзанна, хотя ее противница не раз была впереди. Не теряя присутствия духа, англичанка выигрывает второй сет — 6:4. В третьем сете впереди вновь Сюзанна — 4:1, но опытная Ламбер-Шамберс, играя с завидной смелостью, сначала сравнивает счет, а затем выходит вперед (6:5) и имеет 40: 15 — два матчбола. Уже на первом матч-боле все подумали, что игра закончена, ибо удар Ламбер-Шамберс застал Сюзанну на хавкорте в очень неудобной позиции. Но Сюзанне чудом удалось в прыжке дотянуться до мяча, и он, коснувшись сетки, перевалился на противоположную сторону. Второй матч-бол был выигран блестящим ударом слева

 
Library   62   Up


Contents

 

Home
 

вдоль линии — «мертвый мяч!» И наконец последнее усилие принесло Сюзанне победу.

Этим матчем, сделавшим Сюзанну необыкновенно популярной по ту сторону Ла-Манша, началась, как назвали англичане, «эра Ленглен».

Успехи Сюзанны восторженно принимались английской публикой, старый Уимблдон стали посещать огромные толпы зрителей, а трибуны не могли вместить всех желающих. Было решено построить новый Уимблдон с Центральным кортом, вмещающим восемнадцать тысяч зрителей. Однако никто не был уверен в том, окупятся ли затраты на строительство. Но вскоре все сомнения были рассеяны: билеты на трибуны нового Уимблдона были мгновенно раскуплены на все пятнадцать дней соревнований.

Жители Лондона хотели увидеть, как играет замечательная «французская девушка». Даже тон женской моде стала задавать Сюзанна. Какое она носит платье — плиссированное или прямое? Какого цвета у нее повязка — розового, розовато-лилового или же зеленоватого? Такие вопросы задавились на первых страницах газет. Огромные полотнища, на которых было написано «Сюзанна», опоясывали автобусы. Накануне матча с участием Сюзанны Ленглен фанатики тенниса с восьми часов вечера занимали очередь у входа в надежде получить билет на место из тех, которые не были пущены в продажу. Очередь называли «хвост Ленглен», и порой он достигал восьмисот метров в длину.

Между 1919 и 1926 годами Сюзанна шесть раз выиграла Уимблдонский турнир в одиночном разряде. Ее имени нет среди победителей Уимблдона 1924 года только потому, что она вынуждена была воздержаться от выступлений из-за тяжелой желтухи. Газеты не хотели верить в болезнь Сюзанны и заговорили о ее закате. В ответ отец Сюзанны в интервью, которое он дал одной английской газете, категорически заявил: «В будущем году моя дочь вновь появится на корте и будет играть лучше, чем когда-либо».

Сюзанна, видимо, не хотела, чтобы ее отец оказался лжецом, и в 1925 году показала один из самых фантастических результатов: в предварительных кругах Уимблдонского турнира она выиграла 40 геймов подряд, ни отдав ни одного, а в шести последующих матчах взяла 72 гейма, проиграв лишь пять! Такое огромное превосходство над противником походило на чудо.

Можно рассказать еще о многих впечатляющих достижениях Сюзанны Ленглен. Однажды во встрече с тремя сильнейшими теннисистками того времени — Мэллори, Мак Кейн и Риан — ей удалось в рамках одного турнира обыграть всех их, не потеряв ни од-

 

ного гейма. При этом первая из них взяла всего 18 очков, вторая — 14, и третья — 12.

Фантастическое происшествие произошло в финале смешанных пар на турнире в Монте-Карло. Встречались Ленглен — Альбарран против мисс Риан, лучшей в те времена партнерши в миксте, и могучего англичанина Ричи. Противники прекрасно знали друг друга, так как частенько встречались в финалах Лазурного берега. Англичанам ни разу не удавалось взять верх над французской парой.

Первый сет остался за французами. Но вдруг в начале второго сета партнер Ленглен получил сильнейший удар мячом, потерял сознание, и его вынесли за пределы корта. Сюзанна попросила соперников сделать перерыв на несколько минут. Англичане отказались И категорически потребовали продолжать игру. Тогда Сюзанна наклонилась к партнеру. попросила его подняться, занять место у самой сетки и не двигаться. После этого зрители стали свидетелями удивительного спектакля: в течение сорока пяти минут Сюзанна одна играла против двоих! В миксте Ленглен обычно выступала довольно сдержанно, не делая ошибок, но и особенно не блистая. Здесь же она полностью изменила игру. Непрерывно рискуя, закрыв полностью площадку, она под гром аплодисментов зрителей с боем взяла этот второй сет — 7:5.

Сюзанна Ленглен только однажды потерпела поражение в одиночном разряде: в 1921 году в Ныо-Йорке ее обыграла Мэллори. Дело в том, что Сюзанна, едва оправившись после тяжелого коклюша, приняла предложение совершить турне по Америке, сбор от которого шел в пользу разрушенных войной некоторых районов Франции. Несмотря на запрещение врачей и категорическое несогласие отца, она не смогла устоять перед просьбами, согласилась сыграть в одиночном разряде чемпионата Америки. Надо же было так случиться, что в первом же круге она встретилась с лучшей после нее теннисисткой мира Мэллори. Проиграв первый сет и чувствуя себя очень плохо, Сюзанна отказалась от продолжения встречи. Американская публика проявила невиданную жестокость, освистав великую чемпионку. Американская и даже французская пресса обрушилась на нее с нападками, и Сюзанна ужасно страдала от такой несправедливости.

Оставалось одно: взять реванш в Европе. Случай вскоре представился. В следующем, 1922 году в Уимблдоне Сюзанна вновь встретилась с Мэллори. Американцы были уверены в том, что результат в чемпионате Америки был закономерным, а супруг Мэллори подкрепил эту уверенность пари на 10 000 долларов!

В день финала дождь лил беспрерывно весь день, и только к семи часам вечера Сю-

 
Library   63   Up


Contents

 

Home
 

занна и Мэллори смогли выйти на корт. Двадцать семь минут спустя все было кончено. Мэллори сумела выиграть только два первых гейма.

С зимы 1926 года начался поворот в карьере Сюзанны Ленглен. Осаждаемая бесконечными требованиями своих поклонников и официальных лиц, считавших, что она всегда должна добиваться лучших результатов, нервно истощенная, Сюзанна все чаще выражает желание немного расслабиться, познать обычную жизнь, свободу. Но судьба готовила ей новое испытание — в лице молодой американки Элен Уилс. Калифорнийка довольно скромно выступила в Уимблдоне в 1924 году, а в следующем году вообще не была в Уимблдоне. Сюзанна же вновь подтвердила свой высочайший класс, легко выиграв в одиночном разряде и вместе с Боротра и Риан в парных. Однако вскоре американка заставила признать себя, отлично выступив во множестве турниров на родине и одержав несколько выдающихся побед на Лазурном берегу.

Общественное мнение требовало матча между Ленглен и Уилс. Было решено, что он состоится в Каннах. Матч носил неофициальный характер, однако пресса создала ему такую рекламу, что он становился как бы матчем вызова, а ставкой в нем был титул игрока № 1 мировой классификации.

Назначенный первоначально на 15 февраля матч из-за плохой погоды был отложен. Назавтра в одиннадцать часов утра Сюзанна Ленглен и Элен Уилс вышли на корт гостиницы «Карлтон» в Каннах, трибуны которого смогли вместить далеко не всех желающих. Игра началась. Сюзанна никогда не была так бледна, никогда ее лицо не было так напряжено. Потом станет известно, что она всю ночь не смыкала глаз. Элен же, наоборот, ничем не выдает своего волнения, однако первые мячи летят у нее за площадку, и Сюзанна выигрывает первый гейм. Начиная со второго гейма драйвы американки приобретают стабильность, она начинает играть без ошибок. При удобном случае Элен выходит к сетке и выигрывает несколько очков. Сюзанна играет сдержанно. В пятом гейме ее удары вновь становятся точными, она заставляет Элен Уилс перемещаться во всех направлениях и выигрывает сет со счетом 6:3.

 

Начинается второй сет. Элен Уилс без устали наносит сильные удары, хорошо играет с воздуха и ведет в счете — 3 : 1. Затем она делает несколько ошибок, и счет 3:3. Однако Сюзанна устала, она останавливается, чтобы перевести дыхание, и просит воды. Седьмой гейм потрясающий, соперницы обмениваются сильнейшими ударами. Уилс выигрывает его, каким-то чудом отбив укороченный мяч. В следующем гейме — 4:4. Снова обмен ударами. Элен Уилс играет несколько медленней, но так же стабильно и берет гейм после прекрасного крученого удара справа. Сюзанна Ленглен встревожена, но в следующем гейме берет себя в руки и старается чередовать укороченные удары со свечами. При розыгрыше лишь одного очка Элен восемь раз бегала к сетке и обратно. Она настолько устала, что села на ракетку после проигрыша этого очка. Казалось, вопрос о победе Сюзанны решен: счет 6: 5 и 40 : 15. Зрители уже стали подниматься со своих мест. Вновь обмен сильными ударами. Элен Уилс наносит удар справа по диагонали. Мяч, кажется, уходит за пределы площадки, слышится: «Аут!» Элен Уилс бросает мячи и направляется к сетке, чтобы пожать руку своей противнице. Публика стоя приветствует Ленглен. Но... судьи остаются на своих местах: это кто-то из зрителей крикнул: «Аут!» — а мяч был правильным. Игра продолжается.

Легко представить, каково это было для Сюзанны, которая уже расслабилась от напряжения борьбы и вдруг должна продолжать встречу... Растерявшись, Сюзанна отдала этот гейм. Но вновь заставила себя успокоиться и в следующих двух геймах продемонстрировала свой талант и выиграла матч серией весьма уверенных ударов. 6:3, 8:6 — таков счет этого матча. В дальнейшем Сюзанна еще участвовала в профессиональных турнирах в США, однако восстановить свое здоровье не сумела и ушла из жизни в возрасте тридцати восьми лет.

Сюзанна Ленглен была самой удивительной теннисисткой всех времен, настоящей феей тенниса, самой обаятельной чемпионкой, которую когда-либо знала Франция.

 

Подготовил А. Ангелевич

 
Library       Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало