Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ми о бортик, движения ногами, как при плавании брассом;

4) в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, движения ногами брассом (2 — 3 цикла движений);

5) то же, что предыдущее упражнение, но в скольжении на спине, руки у бедер;

6) плавание с помощью движений ногами брассом с плавательной доской и без нее (руки вперед, руки у бедер).

 

Урок 34

Задачи: совершенствование навыка плавания кролем на груди и на спине; умения выполнять учебные повороты, старт с тумбочки, соскок с метрового трамплина; умения плавать с помощью движений ногами брассом.

На суше и в воде используются соответствующие упражнения из предыдущих уроков.

 

Урок 35

Задачи: совершенствование навыка плавания кролем на груди и на спине; оценка умения плавать с помощью движений ногами кролем на груди и на спине (20 — 25 м); оценка умения выполнять учебные повороты и соскок в воду вниз ногами с метрового трамплина; оценка техники выполнения комплекса упражнений № 3.

 

На суше и в воде используются соответствующие упражнения из уроков 27 — 34 и контрольные упражнения.

 

Урок 36 (контрольный)

Задачи: контрольные испытания в плавании кролем на груди и на спине (по выбору) на дистанции 20 — 25 м.

На суше: разминка, выполнение комплекса упражнений № 3.

В воде: 1) разминка с использованием плавания кролем на груди и на спине с полной координацией движений и по элементам;

2) контрольные испытания (оценивается техника плавания и умение выполнять старт с тумбочки) в плавании кролем на груди и на спине на дистанции 20 — 25 м со старта (пловцы, независимо от избранного способа плавания, выполняют старт с тумбочки; в заплывах на спине после скольжения на груди и выхода на поверхность, переворачиваются на спину и преодолевают дистанцию способом на спине);

3) эстафета (длина одного этапа 10 — 12 м) кролем на груди;

4) свободное купание, игры.

Задание на дом: продолжать ежедневное выполнение комплексов упражнений (чередовать комплексы № 1, № 2 и № 3 через каждые 1 — 2 недели); готовиться к сдаче норм комплекса ГТО (ступень «К стартам готов»).

 

 

К ВОПРОСУ ИНТЕНСИФИКАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ *

   
В. В. Медяников, старший тренер Управления плавания Спорткомитета СССР,
Ю. И. Радыгин, доцент кафедры плавания, ГИФК, Львов
 

Проблема массового обучения населения плаванию, вставшая особенно остро в последние годы, требует пересмотра традиционных методов, принятых в детских спортивных школах и учебных группах плавательных бассейнов: необходимо сократить сроки обучения и повысить эффективность освоения учебного материала.

Известно, что перед коллективами детских спортивных школ стоит задача заложить фундаментальные основы «школы плавания», поэтому программа обучения состоит из большого количества подготовительных упражнений по освоению воды, упражнений на изучение элементов техники спортивных способов плавания. Процесс обучения длится несколько месяцев и обеспечивает тщательный отбор перспективных юных пловцов.

При массовом обучении, решают иные задачи (одна из них — овладение плавательными навыками как средством профилактики несчастных случаев на воде. Это позволит сократить

 

в 2 — 3 раза как общую продолжительность курса обучения, так и количество изучаемых упражнений и способов плавания, используя для этого рентабельную методику ускоренного обучения по уплотненным мини-программам. Сокращение продолжительности начального обучения имеет смысл при проведении занятий на открытых водоемах в нестабильных погодных условиях.

Курс обучения по уплотненным мини-программам целесообразно начать с недели предварительного закаливания, изучения комплекса общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на развитие подвижности суставов и общей гибкости, координации движений, упражнений на освоение положения «высокого локтя» при имитации гребковых движений.


 

* Материал статьи адресован тренерам-преподавателям и инструкторам плавания, имеющим достаточную методическую подготовку.

Library   38   Up


Contents

 

Home
 

В дальнейшем каждый урок необходимо начинать с упражнений на суше, создавая четкую психологическую установку на занятия в воде. На суше должно быть досконально изучено все, что изучается в воде. Особое внимание следует обратить на отработку имитационных упражнений руками и ногами и упражнений на согласование дыхания с движениями рук.

В комплекс упражнений на суше помимо ходьбы, бега, наклонов вперед, назад, в сторону, попеременных и одновременных круговых движений руками вперед и назад обязательно должны войти следующие упражнения.

1. И. п. — стоя, держа в прямых руках палку или полотенце. «Выкрут» назад-вперед через голову. Руки во время выкрутов не сгибать. Ширину хвата постепенно уменьшать.

2. И. п. — сидя на пятках, упор руками сзади. Приподняться на коленях на 10 — 15 см от земли и опуститься, придерживая себя руками, лечь на спину, легко покачиваться. Стопы ног не напрягать.

3. Попеременные движения ногами в вертикальной плоскости (как при плавании кролем) в различных и. п.: сидя с опорой руками сзади; полулежа с опорой на предплечья; лежа с руками, вытянутыми вдоль туловища, и с руками, вытянутыми за голову; сидя с руками, вытянутыми вверх.

4. Попеременные движения ногами в вертикальной плоскости, как при плавании кролем, в положении лежа на груди: с вытянутыми вдоль туловища руками; одна рука вытянута вперед, другая — вдоль туловища; с вытянутыми вперед руками.

5. Стартовый прыжок вверх.

6. Овладение положением «высокого локтя». И. п. — стоя в полунаклоне с опорой левой рукой о колено, давить правой рукой в течение 6 — 8 с на опору. Повторить, сменив положение рук.

Для новичков, испытывающих водобоязнь, неделю предварительного закаливания следует использовать для устранения этого состояния. Их необходимо выделить в отдельную группу и организовывать дополнительные специальные занятия. Чувство страха у новичков снижает уровень восприятия и усвоения материала, в результате чего занимающиеся не могут объективно оценить свои действия, что резко снижает результативность учебного процесса.

Добиться у новичков непринужденного состояния пребывания в воде можно такими упражнениями: погружение лица в воду; открывание глаз под водой и рассматривание предметов под водой; соскок в воду с высоты 30 — 70 см. Полезны игры в воде типа «волейбол в кругу», «баскетбол» и задания: кто быстрее преодолеет определенное расстояние с различным положением рук (с гребковыми движениями руками), кто выше выпрыгнет из воды и др.

 

Завершить курс приобщения к воде следует выполнением контрольных упражнений: 1) собрать со дна на глубине по грудь 8 — 10 цветных камешков; 2) выполнить 3 соскока в воду с высоты 30 — 70 см (глубина в месте соскока по грудь).

Приступая к выполнению основной части программы курса обучения, рекомендуется придерживаться следующей структуры распределения материала в уроке: повторение трудно осваиваемых элементов и связок и исправление общих и индивидуальных ошибок путем многократного повторения упражнений (10 — 15 мин); изучение элементов техники плавания, простейших взаимосвязей и согласования движений (10 — 15 мин), закрепление элементов техники плавательных движений, взаимосвязей и согласования движений в изменяющихся условиях и ситуациях (10 — 15 мин).

Такой порядок позволяет основной массе занимающихся успешно овладевать учебным материалом, а тренерам дает возможность уделить время отстающим.

Помогают овладеть учебным материалом игры, в которые включаются изучаемые в уроке упражнения, а также соревновательные задания и выполнение упражнений на оценку*.

Комплекс упражнений для обучения плаванию на открытых водоемах

1-й комплекс: 1) ходьба с попеременными гребковыми движениями руками вперед, назад; 2) продвижение вперед с одновременными гребковыми движениями руками; 3) всплывание в группировке «поплавок»; 4) лежание на груди с различным положением рук и ног: руки и ноги в стороны; руки вытянуты вперед параллельно или сомкнуты, ноги в стороны; ноги сомкнуты, руки в стороны; руки параллельно или сомкнуты; ноги сомкнуты;

5) лежание на спине с различным положением рук и ног: руки и ноги разведены в стороны; руки разведены в стороны, ноги сомкнуты; руки вдоль туловища, ноги разведены в стороны; руки вытянуты параллельно за головой, ноги в стороны; руки вытянуты параллельно за головой или сомкнуты, нош сомкнуты;

6) скольжения на спине и на груди с толчка от дна.

Контрольные упражнения: 1) из и. п. стоя по грудь в воде, упасть вперед на воду и принять положение группировки («поплавок»), встать на дно; 2) из и. п. лежа на груди перевернуться в положение лежа на спине; 3) проскользить 5 — 7 м с толчка от дна на спине и на груди.

2-й комплекс состоит из выдохов в воду: в ладошки с водой, с опусканием лица в воду, с поворотами головы в сторону для вдоха, с имитацией гребка рукой, как в кроле, продвигаясь по дну на четвереньках.

 
Library   39   Up


Contents

 

Home
 

Контрольные упражнения: 1) выполнить 20 выдохов в воду, не нарушая ритма в любом удобном для занимающегося положении; 2) выполнить 10 выдохов в воду, делая вдох с поворотом головы вправо; 3) то же с поворотом головы для вдоха влево.

3-й комплекс: 1) отработка выдохов в воду с поворотом головы в сторону в положении стоя в полунаклоне с опорой рукой о колено, другая рука вытянута вперед; то же в другую сторону; 2) согласование выдохов в воду с гребком одной (другой) рукой в положении стоя в наклоне; 3) согласование движений руками с выдохами в воду и продвижением по дну (шагами) с поворотами головы для вдоха влево и вправо.

Контрольные упражнения: 1) выполнить 20 выдохов в воду в согласовании с попеременными движениями руками («мельница»), как при плавании кролем, поворачивая голову для вдоха вправо; 2) то же с поворотами головы для вдоха влево.

4-й комплекс: 1) движения одной ногой (другой), не напрягая стопу; 2) удары стопой по мячу (плавающей резиновой игрушке); 3) попеременные движения ногами; 4) движения ногами кролем на груди с выдохами в воду.

Контрольные упражнения: 1) ритмично работать кролем ногами на спине, образуя на поверхности бурун воды в течение 1 мин; 2) ритмично работать кролем ногами на груди с выдохами в воду, не опуская ноги в течение 1 мин.

5-й комплекс: 1) движения руками кролем с продвижением по дну и выдохами в воду; 2) попытка плыть кролем на груди, не касаясь ногами дна; 3) попытка плыть кролем на груди с толчка от дна в скольжении.

Контрольные упражнения: скольжение с толчка от дна и проплывание кролем на груди 8 — 10 м.

6-й комплекс: 1) скольжение на спине с толчка от дна с легкими попеременными движениями ногами кролем, с различным положением рук: руки вдоль туловища; одна — вдоль туловища, другая рука вытянута вперед; обе вытянуты вперед; 2) скольжение с легкими движениями ногами кролем и гребком двумя руками одновременно; 3) скольжение с попеременными движениями руками и ногами, как при плавании кролем на спине.

Контрольное упражнение: скольжение на спине с легкими попеременными движениями ногами и одновременными или попеременными движениями руками 8 — 10 м.

7-й комплекс: 1) ныряние с движениями ногами кролем и одновременными гребковыми движениями руками; 2) прохождение «ворот» под водой; 3) игры на закрепление элементов техники плавания на спине и на груди; плавание с доской и т. д.

 

Контрольные упражнения: 1) преодолеть двое ворот, которые расположены в 2 — 3 м друг от друга; 2) проплыть «винтом», поворачиваясь с груди на спину, работая одними ногами кролем 8 — 10 м.

8-й комплекс: совершенствование техники плавания кролем на груди с поворотами головы для вдоха вправо, влево.

Контрольное упражнение: проплыть 15 — 20 м кролем на груди с дыханием.

9-й комплекс: совершенствование техники плавания кролем на спине.

Контрольное упражнение: проплыть 15 — 20 м кролем на спине.

Обучающихся, имеющих предрасположенность к брассу, следует познакомить со спаренными комплексами упражнений (суша-вода) на изучение техники движений руками, ногами и согласования движений при плавании брассом.

10-й комплекс: 1) имитация гребка одной ногой брассом в положении стоя, контролируя правильное положение стопы рукой;

2) имитация гребка другой ногой брассом;

3) имитация гребков ногами брассом в положении сидя с опорой руками сзади; 4) имитация гребков ногами брассом в положении лежа на груди, контролируя правильное положение стоп руками; 5) имитация гребков ногами в положении лежа на груди.

11-й комплекс: 1) движения ногами брассом в воде, сидя с опорой руками о дно; 2) движения ногами брассом в воде в горизонтальном положении с опорой руками о дно;

3) движения ногами брассом в скольжении на груди и на спине; 4) плавание ногами брассом с подвижной опорой в руках (плавательная доска, надувной круг); 5) движения руками брассом в положении стоя в полунаклоне (вначале с произвольным дыханием, затем с выдохами в воду).

Контрольные упражнения: 1) проплыть 20 м ногами брассом на груди с плавательной доской; 2) проплыть 15 м ногами брассом на спине, руки вытянуты вдоль туловища; 3) стоя в полунаклоне, выполнить 15 гребков руками брассом с выдохами в воду.

12-й комплекс: 1) согласование движений руками и ногами брассом, стоя по пояс в воде; 2) согласование движений руками, ногами, движений ногами и дыхания в скольжении.

Контрольное упражнение: проплыть брассом 20 м.

Курс обучения, рассчитанный на 12 — 16 уроков, завершается многократным самостоятельным проплыванием отрезков дистанции но 15 — 20 — 25 м (с корректировкой техники отдельных элементов способа плавания, избранного занимающимся) и участием в соревнованиях по сдаче норм комплекса ГТО.

 
Library   40   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало