|
В дальнейшем каждый урок необходимо начинать с упражнений на суше, создавая четкую психологическую установку на занятия в воде. На суше должно быть досконально изучено все, что изучается в воде. Особое внимание следует обратить на отработку имитационных упражнений руками и ногами и упражнений на согласование дыхания с движениями рук.
В комплекс упражнений на суше помимо ходьбы, бега, наклонов вперед, назад, в сторону, попеременных и одновременных круговых движений руками вперед и назад обязательно должны войти следующие упражнения.
1. И. п. — стоя, держа в прямых руках палку или полотенце. «Выкрут» назад-вперед через голову. Руки во время выкрутов не сгибать. Ширину хвата постепенно уменьшать.
2. И. п. — сидя на пятках, упор руками сзади. Приподняться на коленях на 10 — 15 см от земли и опуститься, придерживая себя руками, лечь на спину, легко покачиваться. Стопы ног не напрягать.
3. Попеременные движения ногами в вертикальной плоскости (как при плавании кролем) в различных и. п.: сидя с опорой руками сзади; полулежа с опорой на предплечья; лежа с руками, вытянутыми вдоль туловища, и с руками, вытянутыми за голову; сидя с руками, вытянутыми вверх.
4. Попеременные движения ногами в вертикальной плоскости, как при плавании кролем, в положении лежа на груди: с вытянутыми вдоль туловища руками; одна рука вытянута вперед, другая — вдоль туловища; с вытянутыми вперед руками.
5. Стартовый прыжок вверх.
6. Овладение положением «высокого локтя». И. п. — стоя в полунаклоне с опорой левой рукой о колено, давить правой рукой в течение 6 — 8 с на опору. Повторить, сменив положение рук.
Для новичков, испытывающих водобоязнь, неделю предварительного закаливания следует использовать для устранения этого состояния. Их необходимо выделить в отдельную группу и организовывать дополнительные специальные занятия. Чувство страха у новичков снижает уровень восприятия и усвоения материала, в результате чего занимающиеся не могут объективно оценить свои действия, что резко снижает результативность учебного процесса.
Добиться у новичков непринужденного состояния пребывания в воде можно такими упражнениями: погружение лица в воду; открывание глаз под водой и рассматривание предметов под водой; соскок в воду с высоты 30 — 70 см. Полезны игры в воде типа «волейбол в кругу», «баскетбол» и задания: кто быстрее преодолеет определенное расстояние с различным положением рук (с гребковыми движениями руками), кто выше выпрыгнет из воды и др.
|
|
Завершить курс приобщения к воде следует выполнением контрольных упражнений: 1) собрать со дна на глубине по грудь 8 — 10 цветных камешков; 2) выполнить 3 соскока в воду с высоты 30 — 70 см (глубина в месте соскока по грудь).
Приступая к выполнению основной части программы курса обучения, рекомендуется придерживаться следующей структуры распределения материала в уроке: повторение трудно осваиваемых элементов и связок и исправление общих и индивидуальных ошибок путем многократного повторения упражнений (10 — 15 мин); изучение элементов техники плавания, простейших взаимосвязей и согласования движений (10 — 15 мин), закрепление элементов техники плавательных движений, взаимосвязей и согласования движений в изменяющихся условиях и ситуациях (10 — 15 мин).
Такой порядок позволяет основной массе занимающихся успешно овладевать учебным материалом, а тренерам дает возможность уделить время отстающим.
Помогают овладеть учебным материалом игры, в которые включаются изучаемые в уроке упражнения, а также соревновательные задания и выполнение упражнений на оценку*.
Комплекс упражнений для обучения плаванию на открытых водоемах
1-й комплекс: 1) ходьба с попеременными гребковыми движениями руками вперед, назад; 2) продвижение вперед с одновременными гребковыми движениями руками; 3) всплывание в группировке «поплавок»; 4) лежание на груди с различным положением рук и ног: руки и ноги в стороны; руки вытянуты вперед параллельно или сомкнуты, ноги в стороны; ноги сомкнуты, руки в стороны; руки параллельно или сомкнуты; ноги сомкнуты;
5) лежание на спине с различным положением рук и ног: руки и ноги разведены в стороны; руки разведены в стороны, ноги сомкнуты; руки вдоль туловища, ноги разведены в стороны; руки вытянуты параллельно за головой, ноги в стороны; руки вытянуты параллельно за головой или сомкнуты, нош сомкнуты;
6) скольжения на спине и на груди с толчка от дна.
Контрольные упражнения: 1) из и. п. стоя по грудь в воде, упасть вперед на воду и принять положение группировки («поплавок»), встать на дно; 2) из и. п. лежа на груди перевернуться в положение лежа на спине; 3) проскользить 5 — 7 м с толчка от дна на спине и на груди.
2-й комплекс состоит из выдохов в воду: в ладошки с водой, с опусканием лица в воду, с поворотами головы в сторону для вдоха, с имитацией гребка рукой, как в кроле, продвигаясь по дну на четвереньках. |
|