Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

еще один советский пловец-баттерфляист — Леонид Мешков из Сталинграда, преодолевший 100 м за 1.07,4 (24 апреля, Москва). Не прошло и 10 дней, как Семен вернул себе мировой рекорд — 1.06,8.

В то время американские пловцы и их тренеры усиленно готовились к Берлинской олимпиаде, в программу которой входило плавание брассом не на 100, а на 200 м. Освоить баттерфляй на 200-метровой дистанции — поставили перед собой задачу американцы. Но на Олимпиаде 1936 г. их ждало разочарование: медали всех достоинств на 200-метровой дистанции достались представителям классического брасса во главе с японцем Тетсоу Хамуро, а сильнейший представитель американского баттерфляя Джимми Хиггинс занял только 4-е место.

«Погрешности в технике, недостатки в тренировке», — объяснил этот провал баттерфляя А. А. Ваньков. — Устранить их, — и баттерфляй полностью вытеснит брасс».

Вскоре так и случилось: в апреле 1938 г. С. Бойченко проплыл 200 м с новым мировым рекордом — 2.36,2, в мае 1940 г. — за 2.33,7, а через год — в мае 1941 г. показал свой самый выдающийся результат — 2.29,8, на 7,4 с превысив мировой рекорд, принадлежавший тогда американцу Джеку Кезли. Почти десять лет продержалось в мире нетронутым это достижение Семена Бойченко, а его мировой рекорд 1941 г. на стометровке — 1.05,4 оставался незыблемым до апреля 1946 г., когда его обновил на 0,3 с Леонид Мешков.

Восемь мировых и четырнадцать всесоюзных рекордов по плаванию, множество побед

 

на чемпионатах СССР и на других крупнейших всесоюзных соревнованиях, успешные выступления за рубежом — таков личный вклад Семена Петровича Бойченко в достижения отечественного спорта. Он поражал всех своей редкой активностью, неутомимостью, всегда стремился участвовать в соревнованиях, стартовал не только в баттерфляе, но и в вольном стиле на всех дистанциях, в плавании на спине. Еще и на 33-м году своей жизни сумел завоевать золотую медаль чемпиона СССР. А затем переключился на тренерскую работу, получив к тому времени диплом об успешном окончании высшей школы тренеров ГЦОЛИФК. Семен Петрович подготовил немало юных мастеров спорта. Его часто можно видеть в числе судей крупнейших всесоюзных и международных соревнований по плаванию. Начиная с 1954 г. и до сих пор он неизменно переизбирается членом президиума Федерации плавания СССР, в течение 15 лет был руководителем Московской федерации плавания, в последние годы является ее почетным председателем. Ему присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР. Он награжден орденом «Знак Почета». 50 лет в спорте. Пора бы и на заслуженный отдых. Но нет! В апреле 1982 г., когда Семену Петровичу исполнилось 70 лет, его можно было встретить в шесть утра бодро шагающим по Мироновской улице к Дворцу водного спорта. А там в 6.30 он так же, как 25 и 30 лет назад, займет свое постоянное место у бортика бассейна и в который раз скомандует своим юным ученикам: «На старт! — К здоровью и спортивным победам, марш!»

 

 

ОТВЕЧАЕМ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ


     

От редакционной коллегии. Продолжаем в этом сборнике открытую в 1978 г. рубрику. Просим читателей направлять свои вопросы по адресу: 101421, ГСП, Москва К-6, Каляевская ул, 27. Издательство «Физкультура и спорт».

В этом сборнике на вопросы читателей С. Васина (Ужгород), Е. Колышевой (Москва), Н. Балантер (Могилев), А. Дмитринко (Луцк) отвечает старший тренер по плаванию Спорткомитета СССР, заслуженный тренер РСФСР Николай Евдокимович Калганов.

Вопрос. Многие ДЮСШ обучают школьников, но одни набирают «первоклашек», другие детей 2 — 3-х или даже 4 — 5-х классов. Детей каких классов целесообразнее всего обучать, чтобы наиболее эффективно пополнять группы ДЮСШ?

Ответ. Практика работы спортивных школ плавания показывает, что самыми подходящи-

 

ми для обучения спортивному плаванию являются ученики 2-х и 3-х классов, т. е. 7 — 9-летние дети. В этом возрасте физическое развитие детей и способности к координации движений позволяют усваивать навык плавания наиболее успешно.

Вопрос. Чем отличаются детские группы плавания ДЮСШ от создаваемых в бассейнах? Может ли тренер зачислять в группы начальной подготовки ДЮСШ всех желающих заниматься плаванием?

Ответ. Организуемые администрациями бассейнов так называемые абонементные группы или «группы-классы» общеобразовательных школ принципиально отличаются от групп ДЮСШ. Первые создаются для детей, желающих научиться плавать. Количество и порядок наполнения таких групп регулируются администрацией бассейна и не зависят от способностей детей к плаванию. В группы началь-

Library   85   Up


Contents

 

Home
 

ной подготовки ДЮСШ зачисляются только способные к спортивному плаванию дети, прошедшие конкурсные испытания.

Однако между этими двумя типами групп должна существовать тесная связь, так как среди занимающихся в абонементных группах или «группах-классах» нередко встречаются способные к плаванию ребята.

Вопрос. Много разговоров идет о проблемах физической подготовки и технического мастерства юных пловцов. В чем их причины и каким образом их решить?

Ответ. Повышение внимания со стороны тренерского состава (в первую очередь тренеров ДЮСШ) к освоению техники плавания всеми способами, а также стартов и поворотов является одной из важнейших задач отечественного плавания.

В последние годы наши тренеры сумели освоить современную методику тренировки, научились применять большие объемы плавания (до 15 — 20 км в день) и достигли определенных успехов. К сожалению, большие объемы плавания стали использоваться во многих ДЮСШ преждевременно (т. е. в работе с 11 — 13-летними спортсменами), а иногда и в ущерб здоровью. Причем большей частью это делалось за счет сокращения времени на изучение техники. А без тщательного освоения техники плавания, стартов и поворотов невозможно достичь высшего уровня мастерства. Основы становления технического мастерства спортсменов в плавании начинаются в ДЮСШ с 9 — 11-летнего возраста. Практика показала, что только те юные спортсмены, которые до 13 — 14 лет в совершенстве освоили современную технику плавания, добиваются, успехов в дальнейшем.

Проект новой программы ДЮСШ предусматривает снижение годового объема плавания занимающихся учебно-тренировочных групп спортшкол до 700 — 1000 км, без сокращения времени, которое отведено на занятия с указанными группами сейчас. Это позволит

 

тренеру и спортсмену значительное время уделять каждодневному, кропотливому изучению и совершенствованию техники плавания, стартов и поворотов.

В нашей стране издано много книг и брошюр, выпущено кинолент, позволяющих всесторонне изучить технику плавания. Одним из таких источников является и наш сборник «Плавание», который на своих страницах регулярно освещает эти вопросы. Так, в данном выпуске этому посвящается ряд статей.

Вопрос. Как в настоящее время оценивается бригадный метод работы тренеров ДЮСШ плавания?

Ответ. В свое время бригадный метод работы сыграл положительную роль. Разделение труда тренеров внутри школы было вызвано необходимостью выделить для подготовки лучших спортсменов ДЮСШ наиболее опытных специалистов. Этот метод и в настоящее время успешно используется в ряде видов спорта, в частности, в прыжках в воду. Однако в плавании в связи с созданием ПЦ бригадный метод стал изживать себя и вот почему.

Возросшие скорости в плавании потребовали создания плавательных центров (ПЦ), где лучшие пловцы и тренеры могут добиваться высших результатов. Таким образом, ПЦ стал как бы новой бригадой ДЮСШ. В таком комплексе сохранился принцип: лучший ученик продолжает подготовку у лучшего тренера. В то же время тренеры спортшкол сейчас не готовят спортсмена «снизу доверху». Теперь у каждого тренера ДЮСШ появилась возможность пробовать свои силы и готовить юных спортсменов самому, вплоть до передачи их в ПЦ или вместе с учениками продолжить их подготовку в ПЦ. В таких новых условиях необходимость в бригадном методе работы отпала. В отдельных случаях бригадный метод возможен лишь на добровольных началах тренеров, решивших объединить свои усилия.

 
Library   86   Up

 

   Prev Назад   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало