Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

МАССОВЫЙ ФУТБОЛ


СМОТР-КОНКУРС: ИТОГИ И ЗАДАЧИ

   
В. С. Порохня, член президиума Федерации футбола СССР
 

В сентябрьском (1981 г.) постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» указано, что «усиление партийного и государственного руководства физической культурой и спортом в стране должно дополняться дальнейшим развитием общественных начал в физкультурном движении, повышением роли добровольных спортивных обществ и федераций по видам спорта в решении важнейших задач физического воспитания советских людей»*.

В физкультурном движении число людей, систематически посвящающих свободное время общественной работе по футболу, достигло полутора миллионов и продолжает расти.

Использовать огромный потенциал социальной активности трудящихся, направлять работу общественников в нужное русло, уметь опереться во всех делах на добровольных помощников — обязанность каждого спортивного работника.

Как эти задачи решаются? Как выполняется постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о более широком приобщении общественности к управлению развитием футбола?

На эти и другие вопросы должен был ответить, в частности, Всесоюзный смотр-конкурс работы федераций футбола союзных республик, Москвы и Ленинграда. Его объявила на 1981 — 1982 гг. Федерация футбола СССР, а Спорткомитет СССР приказом от 11 января 1982 г. утвердил, обязав соответствующие спорткомитеты всемерно содействовать проведению столь важного мероприятия.

Поддержка Спорткомитета СССР способствовала тому, что в смотре-конкурсе приняло участие 13 федераций из 17-ти. Большинство спорткомитетов прислало необходимые материалы в соответствии с требованием Положения о смотре-конкурсе. Не в полном объеме поступили материалы от федераций футбола Ленинграда, Казахской, Латвийской, Киргизской, Армянской и Туркменской ССР, что не дало возможности оценить вклад общественности в развитие футбола в этих регионах сполна.

К сожалению, несмотря на неоднократные напоминания, лишившись возможности не только показать свою работу (а она, особенно

 


* КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 14. М., 1982, с. 479.

 

в Литовской ССР, заслуживает внимания), но и сравнить ее с работой федераций футбола других союзных республик, не приняли участия в конкурсе федерации футбола Молдавской, Таджикской, Литовской и Эстонской ССР.

Объявляя смотр-конкурс, Федерация футбола СССР ставила конкретную цель: повысить роль и ответственность общественности в деле дальнейшего развития футбола в стране. Проверка работы республиканских и местных федераций и анализ материалов, присланных на смотр-конкурс, показали, что в основном эта цель достигнута.

В ходе Всесоюзного и республиканских смотров-конкурсов Федерации футбола прежде всего укрепились организационно.

В большинстве президиумов рука об руку трудятся над решением общих задач спортивные и комсомольские работники, преподаватели вузов и журналисты, ветераны спорта.

В целом федерации футбола значительно активизировали и разнообразили деятельность. Если несколько лет назад внимание общественности было в основном нацелено на решение вопросов и проблем команд мастеров, а также на проведение соревнований, то сейчас наши лучшие федерации 56% времени стали посвящать оргработе, массовому и детско-юношескому футболу, 35% — соревнованиям и лишь 9% — командам мастеров, которыми вплотную должны заниматься прежде всего спортивные организации.

Все чаще федерации футбола принимают по тем или иным вопросам организационной работы, массового и детско-юношеского футбола соответствующие решения, а затем контролируют ход их выполнения. Ключевые же проблемы выносят на обсуждение коллегий спорткомитетов. В таком подходе к делу с лучшей стороны проявили себя федерации футбола Украины, Белоруссии, Москвы и РСФСР.

Более четким стало организационно-методическое руководство развитием футбола. В некоторых республиках появились разработки и методические пособия для выборного футбольного актива, для тренеров-общественников и для судей. Для работников этих категорий стали проводить республиканские, отраслевые и кустовые семинары, курсы и сборы.

Соревнования республиканского и местного масштабов теперь проходят на более высоком уровне (в большинстве своем в соответствии с организационно-методическими указа-

Library   31   Up


Contents

 

Home
 

ниями Спорткомитета СССР и Федерации футбола СССР).

Постоянное внимание (особенно ведущих республиканских федераций) к работе местных федераций и бюро футбольных секций в коллективах физкультуры положительно отразилось на развитии футбола. В 1981 — 1982 гг. в стране было создано 5830 новых футбольных коллективов физкультуры и дополнительно вовлечено в занятия футболом около полумиллиона человек. Сегодня футбол — четвертый в стране вид спорта по широте охвата занимающихся (около 5 млн. человек). Впереди по этому показателю — лег-

 

кая атлетика, волейбол и лыжи, которыми занимаются мужчины и женщины.

Согласно Положению о смотре-конкурсе футбольных федераций, Центральная комиссия, руководствуясь методикой балльных оценок, должна была расставить по местам все федерации, участвующие во Всесоюзном смотре-конкурсе (см. таблицу). После тщательной проверки комиссией необходимые материалы рассмотрел президиум Федерации футбола СССР. Окончательно участники Всесоюзного смотра-конкурса заняли места в следующем порядке:

 

Федерации футбола

Фамилии и инициалы председателя, его заместителей, ответственного секретаря

Сумма баллов

УССР

Фоминых Н. Ф., Оратовский В. Т., Пустоваров Ю. Е., Шмигельский Б. Н.

1230

Москвы

Старостин А. П., Широков И. Ф., Широкий Ю. В., Бимеле В. А.

963

БССР

Бозененков М. Г., Косенюк В. А., Болдырев Д. М., Жук В. Д.

772

РСФСР

Понедельник В. В., Гущин Н. Т., Самусенков И. Е.

704

Ленинграда

Смирнов В. Н., Люкшинов Н. М., Захарченко Ю. В., Раппопорт И. С.

380

КазССР

Болтагулов И. Б., Мусакулов А. М., Ибрагимов Р. Я., Есимбеков С. Е.

327

АзССР

Ахундов К. М., Адыгезалов Р. А., Ямпольский А. З.

306

ГрузССР

Харатишвили И. А., Джебашвили О. Д., Клибадзе Д. В., Пайчадзе Б. С., Бочарадзе И. А.

300

АрмССР

Казарян Л. Э., Степанян С. Н., Чахмахчян Л. X., Казарян Н. А.

294

КиргССР

Медеров О. А., Балик О. А., Косымкулов К. К., Ишмухамедов С.

270

ТуркССР

Курбанов С. К., Отчерцов В. П., Джуманадзаров С. X., Пелогейкин В. В.

268

ЛатвССР

Нефедов П. Ф., Балт С. А., Шедрин А. А., Гилис Я. С.

205

УзССР

Усманов В. У., Согонов Г. Л., Исмайлов О. Д., Ханазаров Д. X., Балла Б. П.

178

Заметная разница в баллах, заработанных участниками Всесоюзного смотра-конкурса, отражает истинный вклад каждой федерации в развитие футбольного хозяйства. В то же время она — прямой укор работникам отделов футбола спорткомитетов республик за то, что они не сумели направить усилия общественности на решение многогранных вопросов организаторской работы, массового и детско-юношеского футбола. Больше всего от такого невнимания страдают дети и юноши, которые не попадают в футбольные школы и классы.

Президиум любой федерации футбола не может работать без комиссий, поскольку именно комиссии изучают и оценивают постановку работы на местах, обобщают накопленный опыт, организуют и проводят соревнования, готовят рекомендации для обсуждения на заседаниях президиумов.

Учитывая значимость комиссий, Федерация футбола СССР при разработке Положения о Всесоюзном смотре-конкурсе пришла к выводу о необходимости оценить и их вклад в

 

улучшение организационно-массовой работы по футболу в стране.

Лучшими во Всесоюзном смотре-конкурсе стали в порядке занятых мест:

по организационно-массовой работе — комиссии федераций футбола УССР (Ю. Е. Пустоваров — председатель), Москвы (Н. Н. Кулаков), БССР (И. И. Ключенович), РСФСР (К. Н. Демченко) и АзССР (В. К. Кармаев — председатель);

по детско-юношескому футболу — комиссии федераций футбола Москвы (С. А. Сальман — председатель), УССР (Н. М. Черныш), БССР (В. Б. Лицинский), РСФСР (М. Д. Кравец) и АрмССР (А. О. Сираканян — председатель);

среди спортивно-технических комиссий УССР (М. Ю. Ходак — председатель), Москвы (И. Ф. Широков), РСФСР (Л. М. Глобус), Ленинграда (Д. С. Восков — председатель) и ЛатвССР (В. В. Таневский);

среди коллегий судей — Белорусская (С. А. Строев — председатель), Украин-

Library   32   Up


Contents

 

Home
 

екая (Н. Н. Балакин), Московская (И. О. Родин), Российская (Э. И. Шкловский — зам. председателя) и Грузинская (Н. И. Чхатарашвили — председатель);

среди тренерских советов федераций футбола — УССР (О. Н. Джус), Ленинграда (Н. В. Афанасьев), БССР (Г. Б. Абрамович), РСФСР (В. Е. Карпов), Москвы (Н. А. Монахов).

Все призеры Всесоюзного смотра-конкурса (федерации и комиссии) и их руководители отмечены наградами Спорткомитета СССР и Федерации футбола СССР.

Выявил конкурс и немало недостатков. Ра-бота многих федераций футбола союзных республик и их комиссий еще далеко не всегда отвечает требованиям положений об этих организациях.

Чтобы поднять организационно-массовую работу по футболу на должную высоту, спорткомитеты в первую очередь должны укрепить составы президиумов федераций футбола и их комиссий работоспособным общественным активом и нацелить этот актив на решение задач, способствующих развитию футбола в стране.

В рекомендациях состоявшегося в Волгограде всесоюзного совещания по массовому футболу, утвержденных в ноябре 1982 г. приказом Спорткомитета СССР, записано, что в течение ближайших двух лет мы должны:

 

создать федерации и секции футбола во всех районах, городах, ДСО и коллективах физкультуры, где они еще не созданы; провести переаттестацию судей и тренеров, работающих в массовом футболе; повсеместно организовать для таких судей и тренеров, а также для выборного актива постоянную учебу; ежегодно анализировать ход выполнения плана развития футбола; в районных, городских и областных соревнованиях внедрить клубный зачет (команды мальчиков, юношей, молодежные, взрослых); организовать команды и регулярно проводить соревнования по месту жительства; усилить политико-воспитательную работу среди футболистов всех возрастов; взять под контроль другие вопросы футбольной жизни.

Думаю, работникам отделов футбола спорткомитетов не лишне глубоко и всесторонне изучить эти рекомендации и привлечь для их реализации широкий актив общественности.

Со своей стороны, президиум Федерации футбола СССР поручил своим комиссиям усилить связь с однопрофильными комиссиями федераций футбола союзных республик, Москвы и Ленинграда и оказать им практическую и методическую помощь.

Воплотить задуманное в дела — насущная задача спортивных и общественных организаций страны.

 

 

ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАБОТЕ
ПО РАЗВИТИЮ МАССОВОГО ФУТБОЛА
В СПОРТИВНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ УКРАИНЫ

   
П. И. Безносенко, старший тренер отдела футбола Спорткомитета УССР, член комиссии по организационно-массовой работе Федерации футбола
 

В сентябре 1983 г. президиум Федерации футбола СССР одобрил опыт работы по развитию массового футбола на Украине, федерация футбола которой стала победителем I Всесоюзного смотра-конкурса работы республиканских федераций. Отмеченные успехи стали возможны потому, что к организаторской работе была привлечена большая армия активистов.

В нашей республике футбол культивируют в каждых 7 из 10 коллективов физкультуры. Этим видом спорта занимается свыше миллиона физкультурников Украины. Для учебно-тренировочной работы и проведения соревнований мы располагаем 911 стадионами и 19 366 футбольными полями. Работу по развитию футбола проводят 1514 штатных тренеров, более 103 тыс. общественных инструк-

 

торов и более 104 тыс. судей. Массовый футбол республики уже дал свыше полумиллиона разрядников. Только в Кубке Украины, по неполным данным, в минувшем году приняло участие около 25 тыс. команд низовых коллективов.

Если к этому добавить потенциальные возможности для развития футбола в УССР, станет ясно, сколь велико и как сложно футбольное хозяйство республики. Успешное решение задач по развитию футбола находится в полной зависимости от знания, умения управлять, от качества организаторской работы. Только государственными органами: спорткомитетами, добровольными спортивными обществами и ведомствами — без участия и помощи со стороны общественной федерации, секций футбола, общественных инструкторов и

Library   33   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало