Больше года минуло с того момента, когда выступление советских футболистов в чемпионате мира-82 было признано неудовлетворительным. За это время Спорткомитет СССР разработал систему централизованной подготовки сборных новых созывов к грядущим чемпионатам мира и Европы, к олимпийским турнирам, а также, Положение о футбольном клубе, тренировочные программы для спортивных школ и для команд мастеров, другие документы. Создана комиссия по аттестации тренеров и игроков. Введены нормативные требования к подготовленности футболистов. Тщательно контролируется теперь работа детско-юношеских спортивных школ. Разработана «Учебная программа для спортивных школ», введены новые режимы работы и наполняемости групп, повышены нормативные требования по технической подготовке юных футболистов. Разработана новая система территориальных, ведомственных и всесоюзных соревнований для футбольных школ и для команд коллективов физкультуры.
Однако всего этого для гарантии будущих успехов недостаточно без заинтересованности судьбами футбола со стороны местных партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и физкультурных организаций.
К сожалению, руководители отделов и управлений республиканских спорткомитетов (как и тренеры сборных) редко бывают на местах, недостаточно активно добиваются внедрения новейших достижений методики спортивной тренировки, передового отечественного и зарубежного опыта в практику. Малоэффективно используются возможности общественных организаций (федераций футбола, тренерских советов и др.).
Добиться значительного повышения мастерства футболистов без коренной перестройки учебно-тренировочного процесса невозможно. Система «тренировочная программа — контроль — реализация» не срабатывает частенько из-за нежелания спортивных руководителей вникать в суть дела. Примеров тому множество. Спортивные руководители и тренеры, партийные, профсоюзные и комсомольские ор-
|
|
ганизации не всегда и не везде уделяют должное внимание идейной и нравственной закалке спортсменов, воспитанию у них трудолюбия и воли, мужества и гордости за честь представлять свой коллектив, город, область, республику, наконец, страну во всесоюзных и международных соревнованиях. «Философия» практицизма, замыкающегося лишь на турнирных очках, необходимых для внешнего благополучия, уже нанесла и (не будучи навсегда изжитой) продолжает наносить нашему футболу большой вред: сугубо практичное отношение к турнирным задачам не обязывает тех, кто призван к этому, в первую очередь искать и находить оригинальные способы ведения игры, раскрывать творческие возможности футболистов, что в конечном счете отражается на росте спортивного мастерства губительно.
Сегодня уже неоспоримо: не улучшив кардинально в командах мастеров и в детских спортивных школах учебно-тренировочный и воспитательный процессы, основанные на объективных закономерностях развития большого спорта, нечего и думать о высоких и стабильных достижениях на мировой арене.
Перестройка методов подготовки кадров в футболе должна выражаться не столько в увеличении объема спортивных нагрузок (хотя это и продолжает оставаться актуальной проблемой для абсолютного большинства команд мастеров), сколько в содержании и идейной направленности учебно-тренировочного процесса, вытекающей из ведущих тенденций современного футбола — активности, наступательности, разносторонности.
Основополагающей в построении процесса тренировки и в подборе тренировочных средств остается подготовка высококвалифицированных футболистов, которые гармонично сочетали бы в себе высокий уровень технического мастерства (особенно скоростной техники и ее надежности в условиях многочисленных сбивающих факторов), виртуозности и оригинальности с широким тактическим кругозором и футбольной эрудицией, основанными на игровом атлетизме, большом объеме скоростной рабо-
|