Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ЗА КОРЕННУЮ ПЕРЕСТРОЙКУ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ И ПОЛИТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, ЗА ДЕЙСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ!

   


В. И. Колосков, начальник Управления футбола Спорткомитета СССР
 

Больше года минуло с того момента, когда выступление советских футболистов в чемпионате мира-82 было признано неудовлетворительным. За это время Спорткомитет СССР разработал систему централизованной подготовки сборных новых созывов к грядущим чемпионатам мира и Европы, к олимпийским турнирам, а также, Положение о футбольном клубе, тренировочные программы для спортивных школ и для команд мастеров, другие документы. Создана комиссия по аттестации тренеров и игроков. Введены нормативные требования к подготовленности футболистов. Тщательно контролируется теперь работа детско-юношеских спортивных школ. Разработана «Учебная программа для спортивных школ», введены новые режимы работы и наполняемости групп, повышены нормативные требования по технической подготовке юных футболистов. Разработана новая система территориальных, ведомственных и всесоюзных соревнований для футбольных школ и для команд коллективов физкультуры.

Однако всего этого для гарантии будущих успехов недостаточно без заинтересованности судьбами футбола со стороны местных партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и физкультурных организаций.

К сожалению, руководители отделов и управлений республиканских спорткомитетов (как и тренеры сборных) редко бывают на местах, недостаточно активно добиваются внедрения новейших достижений методики спортивной тренировки, передового отечественного и зарубежного опыта в практику. Малоэффективно используются возможности общественных организаций (федераций футбола, тренерских советов и др.).

Добиться значительного повышения мастерства футболистов без коренной перестройки учебно-тренировочного процесса невозможно. Система «тренировочная программа — контроль — реализация» не срабатывает частенько из-за нежелания спортивных руководителей вникать в суть дела. Примеров тому множество. Спортивные руководители и тренеры, партийные, профсоюзные и комсомольские ор-

 

ганизации не всегда и не везде уделяют должное внимание идейной и нравственной закалке спортсменов, воспитанию у них трудолюбия и воли, мужества и гордости за честь представлять свой коллектив, город, область, республику, наконец, страну во всесоюзных и международных соревнованиях.

«Философия» практицизма, замыкающегося лишь на турнирных очках, необходимых для внешнего благополучия, уже нанесла и (не будучи навсегда изжитой) продолжает наносить нашему футболу большой вред: сугубо практичное отношение к турнирным задачам не обязывает тех, кто призван к этому, в первую очередь искать и находить оригинальные способы ведения игры, раскрывать творческие возможности футболистов, что в конечном счете отражается на росте спортивного мастерства губительно.

Сегодня уже неоспоримо: не улучшив кардинально в командах мастеров и в детских спортивных школах учебно-тренировочный и воспитательный процессы, основанные на объективных закономерностях развития большого спорта, нечего и думать о высоких и стабильных достижениях на мировой арене.

Перестройка методов подготовки кадров в футболе должна выражаться не столько в увеличении объема спортивных нагрузок (хотя это и продолжает оставаться актуальной проблемой для абсолютного большинства команд мастеров), сколько в содержании и идейной направленности учебно-тренировочного процесса, вытекающей из ведущих тенденций современного футбола — активности, наступательности, разносторонности.

Основополагающей в построении процесса тренировки и в подборе тренировочных средств остается подготовка высококвалифицированных футболистов, которые гармонично сочетали бы в себе высокий уровень технического мастерства (особенно скоростной техники и ее надежности в условиях многочисленных сбивающих факторов), виртуозности и оригинальности с широким тактическим кругозором и футбольной эрудицией, основанными на игровом атлетизме, большом объеме скоростной рабо-

Library   3   Up


Contents

 

Home
 

ты, на высокой функциональной и психологической устойчивости.

В работе над совершенствованием тактики большего внимания требует решение проблем повышения универсальности игроков, сбалансированности оборонительных и атакующих действий, разнообразия технических приемов активных перемещений без мяча, а также стимулирование творчества футболистов. Здесь давно назрела необходимость перехода от слов к делу. Тем более что по всем этим вопросам Управление футбола Спорткомитета СССР десятилетиями снабжает тренеров всех рангов множеством методических писем и рекомендаций, основанных на последних достижениях науки и методики, обобщающих передовую практику отечественного и зарубежного футбола и других видов спорта, предоставляет многим наставникам возможность стажироваться в сильнейших иностранных клубах, приглашает для обмена опытом ведущих специалистов мирового футбола. И все же учебно-тренировочный процесс в нашем виде спорта прогрессирует крайне медленно. В очередной раз вынужден сегодня констатировать, что постановка учебно-тренировочного процесса в футбольных командах заботит лишь тренеров, а спортивные руководители, не вникая в ее суть и не удосуживаясь действенно этот процесс контролировать из года в год, лишь фиксируют одни и те же недостатки, но не добиваются как можно скорейшего устранения вскрытых и вскрываемых изъянов.

В наведении порядка в вопросах контроля учебно-тренировочной и воспитательной работы и в повышении действенности этого контроля решающая роль отведена руководителям ДСО и ведомств. Именно они должны строже спрашивать с футболистов и тренеров,

 

принимать самые энергичные меры морального и материального воздействия к тем, кто, не стремясь к росту личного профессионального мастерства, нарушает эстетические и моральные нормы социалистического общества, паразитирует за счет футбола, многое от него урывая, но практически ничего не отдавая взамен.

Изменить положение дел только ужесточая меры не удастся. Настоящий успех придет лишь к тем, кто четко сознает смысл своего труда и беззаветно отдает себя делу. В повышении сознательности, добросовестности, инициативности, чувства гражданского долга тренеров и спортсменов кроется значительный резерв нашего футбола. Таких тренеров и футболистов у нас большинство.

К сожалению, пока не найдены достаточно эффективные формы борьбы с негативными явлениями. Положение усугубляется еще и тем, что во многих организациях не готовят собственных резервов, предпочитая путь переманивания игроков, уже сложившихся. Подобные недостатки недавно удалось вскрыть в нескольких командах Российской Федерации, Узбекистана и Казахской ССР. Решительное устранение всех помех для плодотворной работы на местах весьма важно для судеб нашего футбола.

Очередной экзамен на высшую спортивную зрелость советским футболистам предстоит в чемпионате мира 1986 г. Без незамедлительного резкого улучшения учебно-тренировочной и воспитательной работы в командах мастеров и в детских спортивных школах, без повышения мастерства лучших игроков страны до уровня мировых «звезд» этого не добиться. Советский футбол может и должен соответствовать требованиям времени.

 

 

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ СБОРНОЙ СТРАНЫ

   
В. В. Лобановский, заслуженный тренер СССР, старший тренер сборной СССР
 

Концепция формирования сборной в футболе определяется прежде всего возможностями (уровнем развития футбола в стране) и обязательно — с учетом тенденций эволюции мирового футбола. Один из важных моментов в этом вопросе — представление о тактической структуре игры, позволяющей раскрывать и максимально использовать лучшие качества каждого члена коллектива.

Уровень советского футбола, и в частности футбола «в исполнении» сборной СССР, в целом мир оценивает достаточно высоко (даже с учетом осечки в финальном турнире XII мирового чемпионата). Однако даже имею-

 

щиеся возможности команда, призванная представлять наш футбол на спортивных аренах разных стран и континентов, реализует недостаточно эффективно. Это не позволяет нашей сборной, несмотря на неоднократные попытки, опередить национальные команды ведущих футбольных держав и завоевать надежные позиции лидеров мирового футбола.

Факторов, сдерживающих реализацию предоставленных нам возможностей, несколько. В одних случаях это нечеткое представление о тактической структуре игры в свете основных направлений развития футбола как игры, требующей достижения результатов. В дру-

Library   4   Up

 

   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало