![]() |
|
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Т а б л и ц а 4 Оценки экспертами игр сборной СССР (в баллах в среднем за матч)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
пали в силу своих возможностей (возраст, международный опыт и др.). Команда формировалась на базе московского «Спартака» — чемпиона страны 1979 г. (6 чел.). Других игроков в олимпийскую команду дали: «Динамо» (Тбилиси) и «Динамо» (Москва) — по 3, «Динамо» (Киев) — 2, «Динамо» (Минск), «Арарат» и СКА (Ростов-на-Дону) — по 1. И хотя в контрольных играх было просмотрено в общей сложности 47 футболистов из разных команд, основу олимпийской сборной составили игроки, привлекавшиеся на все восемь сборов и вошедшие в окончательный состав: Пильгуй, Чивадзе, Челебадзе, Андреев, Оганесян, Бессонов, Дасаев, Романцев, Хидиятуллин, Черенков, Шавло, Гаврилов, Сулаквелидзе, Никулин, Газзаев. Следовательно, костяк состава (13 чел.) определился практически после первых двух сборов, что говорит о высокой степени взаимопонимания и о сплоченности вошедших в него (за редким исключением) игроков, позволивших успешно управлять как коллективом в целом, так и отдельными футболистами. Резерв (4 чел.) был сформирован почти заново буквально в завершающем цикле подготовки команды, без длительной проверки на предыдущих сборах. Новые игроки не вписа- Т а б л и ц а 5 Модельные и фактические показатели технико-тактических действий (ТТД) игроков сборной олимпийской команды СССР
|
лись в олимпийский состав и практически не оказали команде существенной пользы. Сравнительные данные позволяют определить, в какой степени за полгода подготовки футболистам удалось приблизиться к некоторым модельным показателям (табл. 5). В команде в основном были собраны сильнейшие молодые футболисты страны, не участвовавшие в отборочных матчах первенства мира 1978 г. Средний возраст игроков — 23,9 года — оптимальный для решения главной задачи, поставленной перед командой. Определенный интерес представляет выраженный в сантиметрах рост футболистов-олимпийцев (табл. 6). Т а б л и ц а 6 Рост футболистов сборной олимпийской команды СССР
Полуфинальный матч со сборной ГДР, несмотря на очевидное игровое преимущество (см. табл. 1), наши проиграли из-за чрезвычайно низкой надежности действий (брак — 30,4%), ввиду потери самообладания после пропущенного гола и в какой-то мере из-за неудовлетворительного состояния поля к моменту встречи. Этот матч показал, что игра советских олимпийцев нуждается в совершенствовании за счет повышения атлетических качеств и функциональных возможностей футболистов, их психологической устойчивости и способности вести эффективную борьбу в условиях жесткой опеки, за счет накопления опыта вы- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
12 |
![]() |
![]() |
|
![]() |
||
![]() |
||||
Момент матча сборных СССР и ГДР на Играх XXII Олимпиады ступлений в напряженных официальных поединках. Что касается основных концепций игры, то они сомнений не вызывают. Практика формирования команды, содержание игры коллектива сборной в основном перспективны и в дальнейшем должны получить развитие. Подготовка команды велась комплексно, при строгом сбалансировании всех сторон тренированности футболистов и с учетом специфики выступления в олимпийском турнире, которая выражалась в режиме игр, проведенных а течение всего турнира на фоне не только относительного, но и абсолютного недовосстановления (табл. 7). Таким образом, соревновательной практике было отдано около пятой части времени подготовки (почти 20%). Остальное время заняли практические занятия по технической, тактической и физической подготовке. Незначителен в общем временном объеме процент комплексных занятий и специальных занятий по технике владения мячом (всего семь), причем специальным занятиям по технике владения |
мячом отводилось время лишь в подготовительном периоде. Технику владения мячом в «чистом» виде игроки осваивали в течение 40 — 50% времени на технико-тактических занятиях, как правило разделяясь на две большие группы: одна участвовала в игровых упражнениях, вторая отрабатывала технику владения мячом (преимущественно «на ударах»). Целесообразность такого подхода еще следует оценить. Немаловажную роль играли в системе подготовки команды и индивидуальные занятия: они позволяли корректировать тренировочный процесс, т. е. в известной мере нивелировать воздействия (на состояние футболистов. — Прим. ред.) упражнений, задававшихся без строгого учета особенностей индивида. Соотношение групповых и индивидуальных занятий иллюстрирует табл. 8. В подборе форм, средств и методов индивидуальных занятий еще многое предстоит сделать. Серьезна и проблема соотношения объема и интенсивности* тренировки (табл. 9 и 10). Здесь многое зависит от выбора основных методов тренировки. В нашем конкретном слу- * Интенсивность оценивали по соотношению одно-, двух- и трехразовых тренировок в день. |
|||
![]() |
13 |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Т а б л и ц а 7 Распределение соревнований и занятий в период подготовки олимпийской сборной
Т а б л и ц а 8 Соотношение групповых и индивидуальных занятий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
чае в роли главного метода выступает игровой. Данные, приводимые в табл. 9 и 10, характеризуют недостаточную продолжительность тренировочных занятий, хотя в известной мере эта недостаточность компенсируется соревновательной практикой. Об интенсивности занятий можно судить по данным, приводимым в табл. 11. Таким образом, соревновательные и большие нагрузки составили 28,5%, средние — 42,8 |
и малые — 18,6, что отражает сущность игрового и интегрального методов тренировки, положенных в основу подготовки олимпийской команды и экспериментально проверенных в практике работы с футболистами московского «Спартака». Конечно, вопросы управления олимпийской командой, содержания занятий и состязаний нельзя рассматривать в отрыве от связей игроков сборной с командами клубов, с подготовкой резервов, с материально-техническим |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
14 |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Т а б л и ц а 9 Объем учебно-тренировочной работы (число занятий и соревнований разной продолжительности)
Т а б л и ц а 10 Объем учебно-тренировочной работы (число занятий)
Т а б л и ц а 11 Распределение дней занятий разной интенсивности по месяцам подготовки
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
15 |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
уровнем, научно-методическим обеспечением и — что особенно важно — в отрыве от комплексного воспитания (трудового, политического, нравственного) спортсменов. Все это было, остается и будет оставаться предметом специального и всестороннего изучения. В статье же хотелось осветить на конкретном примере подготовки и выступления сбор- |
ной СССР некоторые вопросы управления игрой олимпийской сборной, процесс становления и развития игрового метода тренировки в действии, имеющие перспективу. Думаю, что доведение опыта работы с олимпийцами 1980 г. до более широкого круга специалистов и всех заинтересованных лиц поможет более успешно готовиться к Олимпиа-де-84. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итоги олимпийского турнира 1980 г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
16 |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |