Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

НЕОТЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ

   


В. И. Колосков, начальник Управления футбола Спорткомитета СССР, кандидат педагогических наук
 

В настоящее время созданы все условия для успешной работы над повышением мастерства футболистов и класса игры команд.

Футболом у нас организованно занимаются более 600 тыс. человек. Ежегодно 3,5 млн. мальчишек участвуют в соревнованиях на призы клуба «Кожаный мяч». Чемпионат страны проводится в трех лигах. В 196 командах мастеров работают 362 аттестованных тренера. Создана стройная организационная система подготовки резервов, в которой занято более 3 тыс. штатных тренеров. С 1977 г. ряды наставников команд мастеров пополнились высококвалифицированными специалистами — выпускниками Высшей школы тренеров (ВШТ).

В командах высшей лиги ныне уже 14 выпускников этой школы, первой — 11 и второй — 36. Решены все вопросы материально-хозяйственного содержания команд мастеров. Намного богаче стал наш футбол спортивны­ ми базами, в том числе полями с искусственным подогревом и орошением. Появились футбольные манежи, позволяющие вести полноценную учебно-тренировочную работу круглогодично.

Созданные футболистам условия позволили значительно расширить календарь соревнований. Выше стало качество подготовки резервов для команд мастеров, что, в свою очередь, привело к возрастанию напряженности и зрелищности чемпионата страны, к появлению ряда самобытных команд — таких, как «Динамо» (Киев) и «Спартак», «Динамо» (Тбилиси), «Зенит» и др. В целом успешно выступают на международной арене сборные юношеские и молодежная команды Советского Союза.

Вместе с тем неудовлетворительный итог участия олимпийской сборной в турнире XXII Игр и ведущих советских клубов в розыгрыше Кубка УЕФА, медленный рост мастерства таких перспективных команд, как «Динамо» (Минск) и «Арарат» (Ереван), «Черноморец», СКА (Ростов-на-Дону) и «Кайрат» (Алма-Ата), и таких в свое время подававших надежды футболистов, как Суслопаров, Юрчишин, Баль, Хапсалис, Черенков, Шавло, Глу-

 

шаков, Дараселия, Дубинин и др., говорят о крайне слабой реализации наших богатейших возможностей.

Главная причина нехватки у нас футболистов международного класса — а отсюда и слабого выступления сборных и клубных команд СССР в официальных международных встречах — в том, что в большинстве команд, как и во многих спортивных школах, низок уровень учебно-тренировочной и воспитательной работы. Руководители и тренеры команд недопустимо мало внимания уделяют идейной и нравственной закалке футболистов, воспитанию у них воли, мужества и гордости за честь своего клуба, за престиж страны.

Спорт высшего мастерства характеризуется в наши дни ростом как соревновательных, так и тренировочных нагрузок. До 1200 час. в год достигает объем тренировок у хоккеистов и баскетболистов, у волейболистов и игроков в ручной мяч. Футболисты-профессионалы Запада проводят за сезон до 85 матчей, тренируясь, как правило, по два раза в день. При этом тренировки их имеют выраженную атлетическую направленность, проводятся в высокоинтенсивном режиме, с полной самоотдачей игроков, то есть в условиях, максимально приближенных к игровым.

В нашем же футболе картина иная. Как; показал анализ прошедшего сезона, общий объем практических занятий в командах высшей лиги составляет в среднем всего 583 часа, а в отдельных командах и того меньше: в «Арарате» — 535, в «Торпедо» — 527, в «Динамо» (Москва) — 503, в «Кубани» — 446; в командах же первой лиги «Гурия» (Ланчхути) и «Факел» (Воронеж) — лишь 299 и 479 час. соответственно. Если учесть, что игроки большинства клубов проводят в сезоне до 55 матчей, то общий объем их тренировочных и соревновательных нагрузок находится в пределе 700 час. в год. Он явно недостаточен для совершенствования мастерства футболистов, их волевых, атлетических и технико-тактических качеств. К тому же значительная часть этого объема (200 — 250 час.) приходится на подготовительный период и лишь 450 —

Library   3   Up


Contents

 

Home
 

500 час. — на семь месяцев соревновательного. А если учесть, что тренировки в соревновательном периоде проводятся, как правило, с малой и средней интенсивностью, непременно убедишься — при такой работе рассчитывать на резкое повышение мастерства не приходится.

Не менее важно для роста мастерства футболистов и содержание тренировки. Так, направленный «тотальный футбол», принятый ныне на вооружение всеми сильнейшими сборными и клубными командами мира, требует от каждого игрока высокого исполнительского мастерства, соответствующего уровня развития функциональных возможностей и атлетических качеств (и прежде всего скоростно-силовых), высокой психологической устойчивости и стойких волевых качеств. Естественно, что при планировании тренировок и подборе упражнений обязателен учет этих наиболее характерных тенденций. Однако, как показал анализ учебно-тренировочной работы в командах мастеров, во многих коллективах основным средством тренировки по-прежнему остаются все те же «квадраты» (хотя и несколько модифицированные), двусторонние игры с незначительным сопротивлением, с большими паузами и неплотной опекой. А такие проверенные временем средства, как продолжительные кроссы, фартлек, скоростно-силовые упражнения с отягощениями, жесткие методы тренировки (интервальный, повторный, круговой, поточный), практически исчезли из подготовительного арсенала.

Результат? Низкий уровень развития функциональных и атлетических возможностей футболистов.

Приведу пример: из 327 футболистов, сдававших нормативы по физической подготовке в 1980 г., только 18 получили оценку «отлично» в беге на 3000 м. И это при нормативе 10,5 мин.! А в беге на 400 м в норматив 57 сек. уложились лишь 67 человек.

Показатели развития физических качеств ниже средних отмечены в командах «Карпаты», «Арарат», «Торпедо», «Локомотив», «Пахтакор», «Кубань».

Если иметь в виду, что результат в беге на 3000 м в какой-то мере отражает аэробные способности футболистов (общую работоспособность), а в беге на 400 м — анаэробные гликолитические возможности (специальную работоспособность) организма, то нетрудно догадаться, что одна из причин слабых выступлений наших футболистов на международной арене — в несоответствии их функциональных и атлетических возможностей требованиям сегодняшнего дня. Игнорирование значимости этой важной стороны подготовленности футболистов дорого стоило советскому футболу в прошедшем олимпийском сезоне.

К сожалению, проблемы нашего футбола

 

не исчерпываются недостатками в области атлетической и функциональной подготовки игроков. Они значительно шире. Лимитирующими факторами по-прежнему остаются низкий уровень технической оснащенности игроков, узость тактической образованности (и, естественно, кругозора), ограниченность игрового мышления, недопустимо слабое исполнительское мастерство и порой полное отсутствие волевых качеств. Все это и привело тренеров сборной СССР в крайнее затруднение при комплектовании олимпийского состава. А клубные команды в большинстве своем в который уже раз «убедили» в неспособности демонстрировать зрелищную, комбинационную и результативную игру.

Есть и другие проблемы. Мы, например, много дискутируем о разных концепциях игры, о моделях футболистов и команд, о системах и структурах, но крайне мало используем в практике достижения, уже сегодня ставшие достоянием лучших зарубежных команд, как и свой порой не менее богатый отечественный опыт. Поклонение идее обороняться только за счет создания мощного заслона с большим числом защищающихся привело к тому, что в нашем футболе практически нет защитников, способных сыграть эффективно против индивидуально сильных форвардов команд-соперниц, типа Кигана, Румменигге, Теречека, Исмаила и др. Идея атаковать главным образом только за счет создания численного перевеса на каком-либо участке поля привела к тому, что у нас практически не осталось игроков, способных в острых ситуациях брать игру на себя, умело сочетающих высокое индивидуальное мастерство с коллективными действиями. Исключение, пожалуй, только Блохин да Аджем. Не густо для нашего многомиллионного футбола! Не открою секрета, сказав: воспитать одного выдающегося футболиста гораздо сложнее, нежели подготовить команду-середняка. А советский футбол, к сожалению, пока идет как раз в основном по второму пути, главные «идеи» которого — сохранить команде место в той или иной лиге, решить неизменно возникающие локальные задачи и т. д. В соответствии с локальными задачами и строят тренировочный и воспитательный процессы в большинстве наших команд. К чему это приводит, мы из года в год в течение многих лет убеждаемся, подводя итоги выступлений сборной и клубных команд страны в официальных международных соревнованиях. Выход из создавшегося положения видится в постоянном совершенствовании тренировочного и воспитательного процессов в спортивных школах и в командах мастеров. И главное здесь — изменение самой философии подхода к организации тренировки: тренировка должна не только быть приближена к игре, а, более того, по содержанию и

 
Library   4   Up


Contents

 

Home
 

требованиям, предъявляемым к разным компонентам мастерства (технике, тактике, физической и волевой подготовке), и превосходить игру. Только при этом условии можно рассчитывать на качественный сдвиг в нашем футболе. Нет нужды доказывать, что организовать такие тренировки могут только те тренеры, профессиональное мастерство которых отвечает требованиям сегодняшнего дня. А требования эти очень и очень высоки. Они обязывают тренеров досконально знать все, что касается самого футбола, хорошо разбираться в теории и методике спортивной тренировки, в физиологии, психологии и биохимии, иметь педагогические способности, беспредельно любить футбол и служить личным примером для игроков.

Многое еще предстоит сделать и в области научно-методического обеспечения подготовки футболистов, начиная с решения организационных вопросов, связанных с созданием комплексных научных групп в каждой команде мастеров, с оснащения этих групп нужной аппаратурой и обеспечения их эксперимен-

 

тальной базой и кончая разработкой комплексных программ многолетней подготовки футболистов. Одна из наиболее актуальных проблем в футболе высшего мастерства, на мой взгляд, — проблема сохранения игроками (а значит, и командами) высокой игровой работоспособности на всем протяжении соревновательного периода. Она особенно важна в этом году, поскольку решающие игры отборочного турнира чемпионата мира 1982 г. наша сборная проведет на завершающей стадии сезона-81. В отдельных игровых видах спорта некоторые методические и прикладные задачи данной проблемы уже решены, что позволяет надеяться на успешное решение их (с учетом специфики) и в футболе.

Коренное улучшение учебно-тренировочной и воспитательной работы, единство этих процессов — вот главные задачи, решению которых мы должны придавать первостепенное и первоочередное значение. Только решив эти задачи, можно повысить мастерство футболистов, достичь стабильных успехов на международной арене.

 

 

ИГРОК РОЖДАЕТСЯ В ИГРЕ

   


О. С. Кучеренко
 

Давно подмечено, что этапы развития футбола, его своеобразные вехи — чемпионаты мира.

В 1958 г. в Швеции бразильцы удивили футбольный мир тактической системой 4+2+4. На протяжении ряда последующих лет она стала считаться классической. Это была, можно сказать, вершина так называемого р о м а н т и ч е с к о г о    ф у т б о л а    с типичными для него быстрыми крайними форвардами-дриблерами, искусными центральными нападающими, полузащитниками-диспетчерами... С другой стороны, наличие четырех защитников уже не позволяло атакующим столь свободно чувствовать себя вблизи чужих ворот. Один из двух стопперов обязательно страховал другого и фланговых игроков обороны, а те, в свою очередь, — центральных защитников.

Принципиально новым в системе 4+2+4 было то, что крайним (а иногда и центральным) защитникам вменялось в обязанность подключаться к атакам. Это потребовало от них универсальной подготовки — технического и тактического умения действовать в нападении, высокой подвижности, выносливости... Схема 4+3+3 как вариант бразильской системы, показанная впервые в действии чемпионами мира в 1962 г. в Чили, вовлекла в орбиту универсальных действий уже и некоторых игроков атаки, начавших в обязательном порядке отходить назад для помощи обороне.

 

На первенстве мира 1962 г. всех удивили англичане: их команда оборонялась и атаковала... ввосьмером. Футболисты поражали воображение огромной работоспособностью, неутомимостью, подвижностью. Это была сборная, в которой всё трудились, и — это важно подчеркнуть — работа в ней доминировала над игрой. Новую концепцию поэтому довольно метко окрестили  «и н д у с т р и а л ь н ы м»    ф у т б о л о м. Да, такая игра была динамичнее, рациональнее, приносила неплохие результаты. В какой-то мере прогрессивная (увеличилось число атакующих и обороняющихся), зрелищно она все же была малоинтересной.

Этот стиль стал переходным этапом к так называемому «т о т а л ь н о м у»    ф у т б о л у, истоки которого берут начало в игре сборной ФРГ и амстердамского «Аякса» начала семидесятых годов: игра велась всюду, на каждом участке поля, и в ней принимали участие все футболисты.

Резко увеличилось число игроков, умеющих квалифицированно действовать, не только на своем месте, но и (по мере необходимости) в других амплуа.

Окончательно «тотальный» футбол восторжествовал на чемпионате мира 1974 г., и лучшими его представителями стали голландцы.

В чем его суть?

Library   5   Up

 

      Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало