|
500 час. — на семь месяцев соревновательного. А если учесть, что тренировки в соревновательном периоде проводятся, как правило, с малой и средней интенсивностью, непременно убедишься — при такой работе рассчитывать на резкое повышение мастерства не приходится.
Не менее важно для роста мастерства футболистов и содержание тренировки. Так, направленный «тотальный футбол», принятый ныне на вооружение всеми сильнейшими сборными и клубными командами мира, требует от каждого игрока высокого исполнительского мастерства, соответствующего уровня развития функциональных возможностей и атлетических качеств (и прежде всего скоростно-силовых), высокой психологической устойчивости и стойких волевых качеств. Естественно, что при планировании тренировок и подборе упражнений обязателен учет этих наиболее характерных тенденций. Однако, как показал анализ учебно-тренировочной работы в командах мастеров, во многих коллективах основным средством тренировки по-прежнему остаются все те же «квадраты» (хотя и несколько модифицированные), двусторонние игры с незначительным сопротивлением, с большими паузами и неплотной опекой. А такие проверенные временем средства, как продолжительные кроссы, фартлек, скоростно-силовые упражнения с отягощениями, жесткие методы тренировки (интервальный, повторный, круговой, поточный), практически исчезли из подготовительного арсенала.
Результат? Низкий уровень развития функциональных и атлетических возможностей футболистов.
Приведу пример: из 327 футболистов, сдававших нормативы по физической подготовке в 1980 г., только 18 получили оценку «отлично» в беге на 3000 м. И это при нормативе 10,5 мин.! А в беге на 400 м в норматив 57 сек. уложились лишь 67 человек.
Показатели развития физических качеств ниже средних отмечены в командах «Карпаты», «Арарат», «Торпедо», «Локомотив», «Пахтакор», «Кубань».
Если иметь в виду, что результат в беге на 3000 м в какой-то мере отражает аэробные способности футболистов (общую работоспособность), а в беге на 400 м — анаэробные гликолитические возможности (специальную работоспособность) организма, то нетрудно догадаться, что одна из причин слабых выступлений наших футболистов на международной арене — в несоответствии их функциональных и атлетических возможностей требованиям сегодняшнего дня. Игнорирование значимости этой важной стороны подготовленности футболистов дорого стоило советскому футболу в прошедшем олимпийском сезоне.
К сожалению, проблемы нашего футбола
|
|
не исчерпываются недостатками в области атлетической и функциональной подготовки игроков. Они значительно шире. Лимитирующими факторами по-прежнему остаются низкий уровень технической оснащенности игроков, узость тактической образованности (и, естественно, кругозора), ограниченность игрового мышления, недопустимо слабое исполнительское мастерство и порой полное отсутствие волевых качеств. Все это и привело тренеров сборной СССР в крайнее затруднение при комплектовании олимпийского состава. А клубные команды в большинстве своем в который уже раз «убедили» в неспособности демонстрировать зрелищную, комбинационную и результативную игру.
Есть и другие проблемы. Мы, например, много дискутируем о разных концепциях игры, о моделях футболистов и команд, о системах и структурах, но крайне мало используем в практике достижения, уже сегодня ставшие достоянием лучших зарубежных команд, как и свой порой не менее богатый отечественный опыт. Поклонение идее обороняться только за счет создания мощного заслона с большим числом защищающихся привело к тому, что в нашем футболе практически нет защитников, способных сыграть эффективно против индивидуально сильных форвардов команд-соперниц, типа Кигана, Румменигге, Теречека, Исмаила и др. Идея атаковать главным образом только за счет создания численного перевеса на каком-либо участке поля привела к тому, что у нас практически не осталось игроков, способных в острых ситуациях брать игру на себя, умело сочетающих высокое индивидуальное мастерство с коллективными действиями. Исключение, пожалуй, только Блохин да Аджем. Не густо для нашего многомиллионного футбола! Не открою секрета, сказав: воспитать одного выдающегося футболиста гораздо сложнее, нежели подготовить команду-середняка. А советский футбол, к сожалению, пока идет как раз в основном по второму пути, главные «идеи» которого — сохранить команде место в той или иной лиге, решить неизменно возникающие локальные задачи и т. д. В соответствии с локальными задачами и строят тренировочный и воспитательный процессы в большинстве наших команд. К чему это приводит, мы из года в год в течение многих лет убеждаемся, подводя итоги выступлений сборной и клубных команд страны в официальных международных соревнованиях. Выход из создавшегося положения видится в постоянном совершенствовании тренировочного и воспитательного процессов в спортивных школах и в командах мастеров. И главное здесь — изменение самой философии подхода к организации тренировки: тренировка должна не только быть приближена к игре, а, более того, по содержанию и |
|