Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

— повышение уровня атлетической готовности и достижение на ее основе стабильности, вариативности двигательных качеств и навыков, а также умение ими пользоваться в сложных игровых ситуациях;

— воспитание умения реализовывать высокие атлетические качества и функциональные возможности, навыки и умения игроков, достигнутые в тренировочном процессе, в ответственных турнирах и в отдельных матчах;

— воспитание высоких волевых и нравственных качеств, помогающих игрокам показывать высокий уровень игровых действий как результат полной самоотдачи каждого в ходе всего состязания;

— совершенствование способностей осваиваться с «агрессивным» окружением соперников, считая их одним из факторов повышения мастерства и превращая в мотивацию игровой деятельности;

— воспитание адекватной психологической реакции на успехи и неудачи (как индивиду-

 

ально, так и коллективно), добиваясь того, чтобы счет матча не отражался на уровне мастерства;

— достижение высокой надежности в выполнении всех игровых действий в жестких условиях борьбы с соперником;

— совершенствование технико-тактического мастерства футболистов высокого класса главным образом за счет систематического и многократного повторения технико-тактических действий в игровых ситуациях;

— выделение в тренировочном процессе гораздо большего времени на совершенствование индивидуального технико-тактического мастерства с моделированием игры;

— построение тренировочного процесса с учетом двух процессов, в которых заложено универсальное понимание игровой деятельности футболиста: моделирования и приспособления возможностей футболистов к условиям игры; подчинения хода игры индивидуальным особенностям футболистов.

 

 

 

О НЕКОТОРЫХ ПУТЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОЧНОСТИ УДАРОВ

 

   


Г. А. Смирнов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры футбола ГЦОЛИФКа
 

Точное выполнение технических приемов позволяет игрокам и команде выигрывать время, сохранять силы, вести игру в быстром темпе, комбинационно и результативно.

Вот почему вопрос овладения современной техникой, т. е. вопрос о достижении максимально возможной результативности ударов по воротам и точности передач, о высоком качестве выполнения других приемов, поставлен перед современной практикой особенно остро.

Каково же состояние дел в этой части подготовки игроков в отечественном футболе?

Много лет назад известный специалист М. Д. Товаровский, анализируя итоги VIII чемпионата мира, отмечал, что сборная СССР отстает от ведущих футбольных сборных как по количеству, так и по точности передач мяча и ударов по воротам.

Что же изменилось за прошедшие годы?

Подводя итоги сезона 1980 г., футбольный обозреватель О. Кучеренко делает вывод, что «невысокая результативность, неумение реализовывать выгодные ситуации по-прежнему остаются одним из главных недостатков нашего футбола» *. При этом отмечается, что средняя


* «Советский спорт», 1980, 25 ноября.

 

результативность оказалась самой низкой за последние три года.

Можно предположить, что истоки причин недостатков, характерных для игроков команд мастеров, кроются в недостаточной эффективности обучения азам футбола в детском и юношеском возрасте.

Подтверждают мое предположение слова бывшего старшего тренера юношеской сборной СССР С. Мосягина: «Главный недостаток молодых игроков — неумение использовать голевые моменты. Тренеры футбольных школ и юношеских команд ведут обучение упрощенно. Удары по воротам отрабатываются, как правило, точно так же, как и 20, 30 и более лет назад, — ведение мяча от центра поля с последующим ударом по воротам» *.

В таком случае остается предположить, что тренеры команд разного уровня недостаточно осведомлены в теоретических и практических аспектах совершенствования точностных движений вообще и в футболе в частности. На этом и хотелось бы остановиться.

Прежде чем перейти к изложению материала, рассмотрим более подробно термины «точность» и «меткость», поскольку частенько ими выражают одно и то же понятие.


* «Футбол—Хоккей», 1977, № 24.

Library   24   Up


Contents

 

Home
 

В настоящее время под термином «точность» принято подразумевать степень соответствия результата двигательной задаче, т. е. результат действия.

Под термином «м е т к о с т ь» имеется в виду способность человека в большей или меньшей степени выполнять движение точно.

 

Генерализованность и специфичность меткости

 

Определено, что у футболистов способность точно поражать цель при помощи ударов достигается врожденными или наследуемыми факторами, т. е. задатками. Таким образом, можно говорить о точностных задатках (как и о скоростных, координационных, интеллектуальных и др.).

Способность точно поражать цель разными ударами и в разных условиях их выполнения в определенном смысле общая, генерализованная. А именно: если футболист точен в ударах по цели, то есть основания полагать, что он будет в значительной мере точен и в других точностных движениях (например, бросая мяч в баскетбольную корзину, поражая цель теннисным мячом и т. д.).

Безусловно, подобная общая способность точно наносить удары по мячу в известной мере зависит не только от природной одаренности, но и от общей двигательной подготовленности и от ее специфики.

Однако общая генерализованная способность точно бить по мячу довольно невелика — около 15 — 18%. Поэтому совершенствование в каком-либо техническом приеме обычно не ведет к повышению точности выполнения другого приема.

Например, тренировка футболиста в ударах по мячу ногами не повысит точности ударов головой. Более того, между точностью даже одинаковых ударов, но выполненных в разных условиях, связь весьма низкая.

Таким образом, меткость футболистов определяется некоторой в известной мере обобщенной способностью к точности ударов, зависящей от природных задатков и от общей двигательной подготовленности. Данная генерализованная способность служит как бы фундаментом, на котором базируется меткость, достигаемая в конкретном техническом приеме и являющаяся сугубо специфичной. Более того, на уровне высокого спортивного мастерства генерализованная способность, как правило, не проявляет переноса тренированности в точности одного вида ударов на другие.

Из этого положения следует очень важный практический вывод: для достижения достаточно высокого уровня точности какого-либо удара в игре необходимо при его совершенствовании учитывать все нюансы, в которых он непосредственно выполняется.

Если проследить динамику точности ударов

 

у футболистов на протяжении ряда лет, то можно заметить: прирост значителен лишь на начальном этапе спортивной карьеры. По достижении зрелого мастерства точность стабилизируется.

Главная задача этапа совершенствования — поддержание максимально высокой меткости. Решение ее возможно лишь при правильной организации процесса тренировки, требующей соблюдения ряда методических правил:

1. Независимо от того, какому разделу подготовки посвящена тренировка (физической, технической, тактической), если она проходит с мячом, тренер обязан планировать упражнения так, чтобы постоянно уделять внимание совершенствованию точности ударов и передач.

2. Проявление меткости весьма специфично и очень чувствительно к изменению условий выполнения ударов. Это относится к функциональному и психологическому фону, к особенностям техники применительно к игровым ситуациям и т. п. Вот почему тренировка на точность должна проходить на совершенно определенном (отвечающем конкретным задачам) функциональном, психологическом и технико-тактическом фоне.

3. При выборе средств тренировки и подборе упражнений следует помнить, что нельзя тренировать точность вообще. Причины недостаточно высокого развития меткости ударов у отдельных игроков и у команды в целом могут быть разными. Поэтому сначала надо выявить лимитирующие звенья и лишь после этого подбирать средства для их устранения. Внимание тренера может быть сосредоточено на:

— повышении общего уровня двигательной подготовленности (особенно на начальных этапах);

— совершенствовании техники выполнения ударов и передач (в стандартных и в вариативных условиях игровой обстановки);

— совершенствовании психологической устойчивости к различным сбивающим факторам;

— совершенствовании устойчивости к физической нагрузке.

Методические приемы тренировки точности ударов и передач

Отмечу некоторые приемы и методы совершенствования меткостных способностей футболистов, по каким-либо причинам не нашедшие достаточно широкого использования в практике учебно-тренировочного процесса.

Изменение веса мяча. Этот прием предполагает, что использование мячей разного веса в тренировке приведет к совершенствованию двигательной чувствительности игроков, а это, в свою очередь, отразится на меткостных способностях футболистов.

 
Library   25   Up


Contents

 

Home
 

Как показали исследования, использование облегченных мячей и варьирование их веса (от облегченных до нормальных) способствуют повышению точности ударов. Безусловно, такие задания более предпочтительны в начале обучения, но не исключаются и при совершенствовании приемов квалифицированными спортсменами.

В то же время использование утяжеленных мячей (весящих больше, чем соревновательные) не только не дает положительных результатов — ни с точки зрения совершенствования техники, ни с точки зрения повышения точности, — но порой приводит даже к отрицательным последствиям.

К сожалению, приходится признать, что использование данного методического приема в тренировке в настоящее время затруднено по чисто организационной причине: в нашей промышленности не налажен выпуск облегченных мячей разного веса. Остается лишь уповать на лучшее, а специалистам пожелать оставаться оптимистами.

Изменения размеров целей (как вертикальных, так и горизонтальных), по-видимому, не влияют на отработку точности ударов и передач.

 

Тренировка точности и скорости

 

С сожалением, но вынужден констатировать: в вопросах скоростной техники наш футбол пока еще отстает от мирового.

Основной недостаток его, на мой взгляд,— в не совсем верном принципе тренировочной работы: будто бы точность передач мяча и ударов по воротам, достигнутая при работе на малой (привычной) скорости, как бы автоматически переносится и на действия более быстрые.

Однако, как показали результаты исследований, такого «переноса» точности нет. К примеру, у юных футболистов точность ударов в цель в привычном темпе вдвое хуже, чем у квалифицированных. При выполнении же ударов в быстром темпе их точность снижается примерно одинаково (в 1,7 раза).

В тренировке точности быстрых движений

 

 

Рис. 1

 

были попытки отдельно отрабатывать точность, не уделяя особого внимания скорости, и отдельно — скорость, пренебрегая (до известной степени) точностью. Считалось, что такой подход позволит одновременно повысить и скорость, и точность. Итог недавно проведенного исследования убедил в нецелесообразности такого подхода. Лучшие результаты достигались, когда равное внимание уделялось одновременно обоим показателям.

С этой точки зрения важен с о р е в н о в а т е л ь н ы й   м е т о д. Для более эффективного совершенствования точности ударов и передач, как и для повышения физических кондиций (быстроты, ловкости и др.), можно использовать соревнования, в которых оценивалось бы несколько моментов. Так, на начальных этапах обучения может принести неоценимую пользу соревнование на звание «Самый быстрый и самый меткий». Сколь часто на практике приходится видеть игроков достаточно точных, но выполняющих все движения медленно (как бы на месте), либо быстрых, но... неточных. Поэтому превосходство какого-то игрока по одному из показателей еще не дает ему право считать себя победителем (это же относится и к команде в целом).

В дальнейшем тренер должен использовать упражнения соревновательного характера, в которых сохранялся бы этот принцип, и, работая с конкретными игроками, придерживаться (очевидно) предполагаемой системы ведения игры, главная цель которой •— организация финальной части атаки.

Примеры. Тренер, исходя из реальных возможностей, решает повысить эффективность фланговых атак с целью улучшения результативности команды. Воплощая задуманное, он на тренировочных занятиях использует множество разных упражнений. Вот одно из возможных.

Упражнение проводится в форме соревнования. Игрок А (рис. 1) обводит стойки и передает мяч на ход игроку В. Тот, обработав мяч, бьет по воротам, после чего рывком устремляется в угол поля (где лежат мячи) и выполняет прострельную передачу на ход игроку Б, который наносит удар по воротам с ходу.

 

Рис. 2

 
Library   26   Up


Contents

 

Home
 

П р и м е ч а н и я:

1. Упражнение выполняется до тех пор, пока каждый из игроков не побудет во всех ролях.

2. Другая команда выполняет то же упражнение, но в другие ворота.

3. Критерии определения победителя — быстрота выполнения упражнения и число забитых голов.

 

Другой пример направлен на совершенствование организации быстрой контратаки.

Игрок команды А сильным ударом направляет мяч в поле (рис. 2). После этого цель игроков команды А — поочередно обежать стойки, а команды Б — овладев мячом, забить его в ворота (не менее чем после трех передач). Гол считается забитым, если не все игроки команды А успели сделать перебежку.

 

П р и м е ч а н и я:

1. Игроки команды А могут выполнять любое задание (в зависимости от задачи занятия).

2. Победитель определяется после поочередной смены мест командами.
 

Приведенные упражнения не претендуют на оригинальность, но то, что сами принципы повышения результативности ударов по воротам в практике нашего учебно-тренировочного процесса «не срабатывают», — факт бесспорный.

Совершенствованию точности ударов способствуют задания контрастного характера. Речь идет о том, чтобы при ударах в цель и при передачах мяча игроки посылали мяч с разных расстояний и на разные дистанции. Причем чем чаще будут сменяться подобные задания, тем выше окажется тренировочный

 

эффект. В этой связи следует поставить под сомнение полезность широко используемых в тренировочных занятиях упражнений, когда футболисты часто бьют по воротам (либо в какую-то цель) с одного расстояния (как правило, с линии штрафной площадки) или, разойдясь на произвольную дистанцию, монотонно передают мяч друг другу.

Таким образом, основной метод отработки точности передач и ударов по воротам — приближение условий обучения и совершенствования к игровым.

Р е к о м е н д у ю:

1. Выполнять упражнения на повышенной скорости.

2. Вводить пространственные и временные ограничения.

3. Систематически усложнять условия выполнения упражнений.

4. Изменять состояния самого тренирующегося.

5. Варьировать число участвующих в упражнении.

6. Использовать пассивное и активное сопротивление со стороны соперника.

Описанные методические приемы и методы отработки меткости не следует использовать в тренировочной работе как самоцель. Их применение требует от тренера творческого подхода. Помимо этого необходимо помнить, что одновременно с работой над меткостью следует решать и другие задачи подготовки классных футболистов: функциональные, технические, тактические и психологические.

 

 

ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ УДАРОВ

 

   


А. В. Попов, Киевский ГИФК
 

Вопросы совершенствования техники ударов на современном этапе развития футбола приобретают особую актуальность в связи с тем, что результативность наших команд все еще низка. Тренеры и научные работники продолжают поиск новых средств и методов тренировки ударов.

Как мне представляется, одним из резервов повышения результативности футболистов может служить применение в учебно-тренировочном процессе данных, полученных на базе анализа структуры ударов по мячу. Результаты исследований, проведенных Н. А. Бернштейном, Л. В. Чхаидзе, Г. П. Ивановой, Ф. К. Агашиным и другими специалистами в области теории ударных движений, а также методические работы С. А. Савина, М. П. Сушкова, К. П. Лясковского, А. Чанади и др. подтверждают выдвинутую гипотезу.

Начальный этап организации тренировоч-

 

ного процесса, основанного на показателях соревновательной деятельности,— педагогические наблюдения. Итоги таких наблюдений за игровой деятельностью отдельных футболистов позволили определить тенденции в применении разных способов нанесения ударов квалифицированными футболистами и сравнительную эффективность этих способов. В ходе наблюдений удары дифференцировались в зависимости от цели (удары по воротам и передачи), дистанции (до 15 м — короткая; 15—25 м — средняя; свыше 25 м — дальняя), условий (в единоборстве с соперником, т. е. при лимите времени на выполнение ударного действия, и в свободных условиях — при отсутствии явных помех, когда время выполнения удара не обусловлено игровой ситуацией) и способа выполнения (удары внутренней стороной стопы; внутренней, средней и внешней частями подъема; носком, пяткой и головой).

Library   27   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало