|
Рис. 4
ворота, а лыжник готовится к следующему нырку вперед-вниз по склону. Все это происходит быстро, в пределах времени инерционных перемещений тела в пространстве, поэтому такая техника применима лишь в слаломных поворотах.
В слаломе-гиганте более применим первый вариант — прохождение виражей в мягком амортизирующем стиле с активным разгибанием-ускорением между поворотами.
В заключение приведем пример прохождения ледового участка трассы слалома (рис. 4). Мы видим, что первые два поворота некрутые, 3-й и 4-й повороты значительно круче, а 5-й поворот тоже некрутой. Повороты 1-й и 2-й можно пройти либо просто опережением, либо ускоряющим сгибанием. Это зависит от ситуации (крутизны склона, рельефа, предварительной скорости, состояния трассы между воротами 3 и 4). Если на участке 3 — 4 натечный лед, то есть риск, пройдя ворота 3, не попасть в ворота 4 из-за сильного сноса. На таких участках применяется прием усреднения крутизны дуг.
В воротах 2 поворот делается круче, за счет этого траектория следующего поворота становится более отлогой, что уменьшает центробежную силу, стремящуюся сорвать лыжника с дуги. Она вычисляется по формуле:
mV2
F = ———
R
где m — масса лыжника, V — скорость, R — радиус поворота.
Таким образом, увеличивая радиус поворо-
|
|
та, мы уменьшаем центробежную силу и, следовательно, уменьшаем риск бокового сноса. Именно в этом состоит смысл усреднения крутизны дуг: в спрямлении наиболее крутых дуг за счет увеличения крутизны предыдущих поворотов. Этот прием применяется не только в целях безопасности прохождения трассы, но и для уменьшения торможения на «закрытых» участках трассы.
Далее, пройдя ворота 2 и закруглив дугу 2 с целью спрямления дуги 3, лыжник должен выполнить максимальное приподнимание до ворот 3, с тем чтобы максимально самортизировать в конце дуги 3. Повороты 3-й и 4-й проходятся с максимальной амортизацией и мощным разгибанием. Кроме того, 4-й поворот спрямляется за счет запаздывания в ворота 5, согласно тому же принципу усреднения дуг, так как поворот в ворота 6 не представляет особой трудности.
Приведенный пример может иметь не однозначное решение, потому что в нем с целью упрощения не учитывался фактор рельефа. Смысл примера в том, чтобы показать, что анализу поддаются практически все действия горнолыжника, хотя, конечно, в известном приближении.
Итак, чтобы уверенно кататься на льду, вам необходимо:
1. Хорошо наточить лыжи.
2. Научиться проходить виражи в мягком полурасслабленном стиле.
3. Стремиться сохранить высокую стойку для выполнения «аварийного» сгибания, компенсирующего снос на натечном льду.
4. На участках с натечным льдом запускать лыжи в вираже слегка поперек движения, стремясь за счет проскальзывания найти кантами больше микронеровностей на льду.
5. Во второй половине виража расслабляться, чтобы компенсировать снос (то есть делать сгибание).
При уходе из-под вас внешней лыжи стремиться оставить под собой внутреннюю лыжу для опоры.
7. Если траектория движения ЦМ значительно отклоняется от прямой (самый сложный случай на льду), то в конце поворота делать ускоряющее разгибание в направлении предполагаемого перемещения ЦМ, сопровождая его опорой на палку. Это необходимо и в том случае, если снос продолжается, так как коротким интенсивным сверхдавлением можно погасить снос и заставить ЦМ изменить направление.
8. При наличии на трассе отлогих и крутых поворотов использовать прием усреднения крутизны дуг.
9. На некрутых слаломных поворотах для быстрейшего прохождения дистанции применять прием ускорения сгибанием.
10. Не бояться льда, он дает самое главное — ощущение скорости!
|
|