|
ям правильного выполнения движений в тех случаях, когда у лыжника отсутствуют необходимые двигательные навыки либо они сформированы неверно. В таких случаях работе по исправлению ошибок должен предшествовать строгий анализ техники.
Психологические причины чаще всего связаны с преодолением страха. Тренер-инструктор должен как бы исподволь помогать спортсмену избавиться от этого чувства: выбирать для тренировок склоны с выкатом, скорость увеличивать постепенно, использовать групповые спуски и т. д. Эта группа причин имеет гораздо более широкий аспект, чем предыдущая (уверенность в действиях, самоанализ, мотивация, самонастройка и др.).
Физиологическими причинами определяются те или иные особенности техники у людей разных конституций, пола и физической подготовленности. Сюда же относятся ошибки, связанные с утомлением, влиянием высокогорных условий.
Инвентарь может существенно влиять на технику и, стало быть, порождать ошибки. В зависимости от высоты, жесткости ботинок, степени наклона вперед голенищ техника значительно изменяется. Не менее важную роль играют лыжи, их упругость, жесткость, состояние скользящей поверхности и кантов. На технике стойки сильно сказывается расположение лыжных креплений.
Выбор рельефа и снежных условий для отработки того или иного приема имеет первостепенное значение, и этому вопросу в методических пособиях уделяют самое большое внимание. Неправильно порой поступают тренеры и инструкторы, когда выбирают очень пологие склоны: на таком рельефе выполнять приемы хотя и менее опасно, но наиболее трудно. Склоны следует подбирать такие, где лыжник развивает достаточную скорость и имеет оптимальные, наиболее благоприятные условия для выполнения приема. И, разумеется, рельеф учебного склона не должен вызывать боязнь.
Работать над исправлением ошибок лучше со всей группой сразу. Тренер располагает занимающихся на склоне так, чтобы каждый мог наблюдать за спусками своих товарищей (солнце и ветер не должны мешать) и хорошо слышать комментарий руководителя. Не всегда дают нужный эффект замечания на ходу. Лучше разъяснить ошибки сразу после спуска, когда ученики могут спокойно сосредоточить свое внимание на объяснении руководителя.
Темп работы над исправлением ошибок меняется. Вначале ошибки разбираются подробно: по очереди каждый выполняет прием, остальные наблюдают. Группа изучает типичные недостатки. Затем занятие проходит более динамично: тренер делает замечания после серии повторных исполнений, каждый работает над своей техникой. Иногда тренер поправляет на
|
|
ходу, чаще применяются групповые спуски.
Тренер должен четко определять особенности стиля каждого своего подопечного и понимать, что один и тот же технический элемент может исполняться в разных манерах. Так, поворот из упора совершенно по-иному выглядит в движениях коренастого ,и долговязого парней. По-разному они держат лыжи в прямом спуске и амортизируют неровности рельефа. Стиль может также зависеть от инвентаря. Если, например, крепления поставлены несколько впереди, то для правильной загрузки лыжник будет принимать так называемое осаженное положение «стульчика». И наоборот, при смещении креплений назад лыжник будет сильнее наклоняться вперед, сгибать колени и голеностопы.
Нередко при выполнении приема наблюдаются сразу несколько недостатков. Задача тренера — выделить основную техническую погрешность, которая бывает причиной многих других ошибок. После устранения основной ошибки зачастую техника улучшается коренным образом. Определить главную ошибку, то есть ту, которая в данный момент у данного лыжника тормозит обучение, иногда очень непросто. Порой она обнаруживается только после выполнения нескольких серий приемов или даже нескольких спусков в сложных условиях.
Помочь установить ошибку может изучение следов на снегу после выполнения приема. Нарушения плавности и ширины следа лыж, скругленности дуг свидетельствуют о недостатках в движениях верхней части тела, неправильной загрузке лыж.
Предупреждение ошибок куда проще, чем последующее их устранение. Чем скорее замечено нарушение в технике, тем легче его исправить. Привившиеся отрицательные навыки, лишние движения вскоре становятся существенным тормозом в техническом совершенствовании. Как известно, переучивать всегда сложнее, чем отрабатывать новые элементы. Тренер должен быть всегда внимательным к своим подопечным, никогда не выпускать из виду их индивидуального технического развития.
Приведенные ниже методические правила помогут тренеру увереннее ориентироваться при исправлении ошибок у своих учеников.
При обучении необходимо:
1. Указывать на недостатки сразу же после окончания спуска.
2. Выделять всегда одну, главную ошибку и не стремиться избавиться от всех дефектов одним махом. На практике такого чуда не произойдет.
3. Точно устанавливать причину, порождающую ошибку. При необходимости доходчиво разъяснять ее ученику.
4. Указывать на ошибки не в форме отрицания («Не садись назад!», «Нет разгрузки!» и т. п.), а предпочитать команды, стимулиру-
|
|