|
||||
Для улучшения качества подготовки спортсменов необходимо разработать конкретные целевые планы-задания для сборных команд ДСО, ведомств, сборных команд республик, краев, областей и городов. Целевой план-задание должен конкретно определять количественные и качественные показатели подготовленности лыжников. Календарем соревнований надо предусмот- |
реть, обязательное участие в соревнованиях всех категорий лыжников, утвержденных в списочном составе ЦС ДСО и ведомств, не включая в этот список членов сборной команды страны. В подготовке лыжников-гонщиков немаловажное значение имеют вопросы методической направленности на развитие необходимых физических и морально-волевых качеств. |
|||
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНИКИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖЕРОЛЛЕРАХ В СРАВНЕНИИ С ТЕХНИКОЙ ЛЫЖНЫХ ХОДОВ |
||||
А. В. Кондратов, Москва |
||||
Современная подготовка лыжника-гонщика как обязательный элемент включает использование лыжероллеров. Большую часть циклической нагрузки в бесснежный период квалифицированные спортсмены выполняют, применяя это средство. Понятен поэтому интерес специалистов к разработке вопросов объективного обоснования применения лыжероллеров. По материалам киносъемки и специальными наблюдениями автор исследовал общие характеристики, фазовую структуру, угловые и кинематические показатели основных способов ходов группы лыжников-перворазрядников на участках различной крутизны при разных скоростях передвижения (точнее, интенсивности, поскольку скорость выражалась в процентах от средней соревновательной, принятой за 100%-ную). Диапазон скоростных режимов находился в пределах 75 — 115%. Наблюдения показывают, что скорости выше и ниже этих пределов практически в тренировке не применяются. Полученные данные позволили выявить оптимальные показатели элементов техники, определить закономерности их изменения и уточнить трактовку рациональности некоторых двигательных действий. Среди способов передвижения на лыжероллерах наиболее часто применяются два: одновременный одношажный и попеременный двухшажный ходы. Очень редко используется бесшажный ход. Первым способом преодолевают равнинные участки и пологие подъемы (до 5°), чего в лыжных гонках не бывает. Одновременный ход на подъемах возможен благодаря хорошему качеству качения лыжероллеров (конструкция ГДР) и высокой физической подготовке спортсменов. Попеременный ход применяется преимущественно на подъемах. Попеременный двухшажный ход. Техника преодоления подъемов на лыжах сильно из- |
меняется с увеличением крутизны склона. При передвижении на лыжероллерах структура хода более постоянна. Однако существуют некоторые особенности в технике преодоления различных по крутизне участков, поскольку с изменением условий передвижения на подъемах меняются скорость, длина и частота шагов. На рис. 1 представлены зависимости этих показателей от крутизны склона. Штриховой линией обозначены зависимости, выявленные при передвижении той же группы спортсменов на лыжах. Изменения общих показателей техники здесь наиболее заметны. Невысокая частота шагов — главная особенность передвижения на лыжероллерах. При увеличении крутизны склона частота возрастает незначительно. По нашим данным, даже несколько снижается на крутых подъемах. Разница с аналогичными лыжными показателями достигает 50%. Так, на подъеме 10° (более крутые подъемы на лыжероллерных трассах встречаются очень редко) частота шагов составляет 1,5 — 1,6 шага в 1 с. На лыжах подобные участки гонщики проходят с частотой более 2 шагов в 1 с. По-видимому, причиной этого является значительный вес лыжероллеров. (Представляется целесообразным при дальнейшем совершенствовании конструкции лыжероллеров уменьшить их вес.) Установлено, что различной интенсивности передвижения соответствуют определенные соотношения длины и частоты шагов. Возрастание их значении с ростом скорости неравнозначно. На крутых подъемах рост интенсивности обусловлен в большей степени увеличением длины, чем частоты шагов. На пологих склонах увеличение темпа движений является главным условием возрастания скорости. В упрощенном виде можно записать уравнения, выражающие зависимость длины и частоты ша- |
|||
7 |
Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |