Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ся, постоянной скорости подъема или спуска. В каждом конкретном случае в зависимости от режима работы лифта и конституции человека (тело человека не абсолютно твердое тело) отклонения в давлении будут различные. Так, взяв напольные, пружинные весы в лифт своего дома, я констатировал, что собственный вес 90 кг при замедлении подъема «уменьшался»* на 9410 кг, а при замедлении спуска «увеличивался» на 78 кг. На стоянках и участках равномерного подъема или спуска весы показывали 90 кг.

 

Аналогия с лифтом, проведенная итальянцами, весьма полезна, так как контакт человека с полом кабины осуществляется односторонне, под действием силы тяжести. То же имеет место при спусках на лыжах, где разгрузка и перегрузка лыж при выполнении многих приемов играет огромную роль. Поэтому малейшее искажение законов механики в трактовке техники имеет принципиальное значение и, как правило, приводит к ошибочным выводам.

 

 

ТЕХНИКА НА СЛУЖБЕ СПОРТСМЕНОВ


КОНСТРУКТИВНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАЛЫМ БУКСИРОВОЧНЫМ ЛЫЖНЫМ ПОДЪЕМНИКАМ (МБЛП)

   
Л. Р. Иоффе, О. А. Батыгин, Ленинград
 

К категории подъемников МБЛП относятся канатные дороги протяженностью до 400 — 600 м со съемными индивидуальными бугелями, предназначенные для буксировки лыжников на гору.

Цель статьи — регламентировать конструктивные характеристики и правила эксплуатации таких подъемников, чтобы обеспечить максимальную безопасность пользования ими.

В настоящее время в эксплуатации имеется большое число подъемников самых различных конструкций. За редким исключением они спроектированы кустарно и изготовлены из случайных подручных материалов или готовых агрегатов. Конструкции многих подъемников не подвергались инженерному расчету. При создании подобных подъемников не всегда учитывались требования обеспечения максимальной безопасности. Часто такие подъемники эксплуатируются без соблюдения правил техники безопасности, в результате чего имеются несчастные случаи, иногда с довольно тяжелыми последствиями для пострадавших. Приводимые требования помогут устранить перечисленные недостатки. При разработке требований был использован положительный и негативный опыт, накопленный горнолыжниками Ленинграда и Ленинградской области.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МБЛП

1. Обеспечение максимальной безопасности пользования подъемником. Под максимальной безопасностью понимается возможность без-


* Вес тела не меняется. Изменяется сила давления на пол лифта.

 

опасного пользования подъемником даже лицами, не прошедшими специального инструктажа, в том числе детьми.

2.  Подъемник должен быть предельно прост и надежен в эксплуатации так, чтобы во время его работы не требовалось постоянного присутствия специального лица (механика).

3.  Простота и надежность должны гарантировать безаварийную и безопасную работу подъемника при выполнении самых минимальных контрольно-профилактических мероприятий, не требующих участия в них специальных должностных лиц. Под минимальными мероприятиями следует понимать производство ревизий перед пуском и перед выключением подъемника, а также выполнение необходимых ремонтных работ при обнаружении неисправностей в его механизмах.

ТРЕБОВАНИЯ К ТРАССЕ
(БУКСИРОВОЧНОЙ ДОРОЖКЕ) ПОДЪЕМНИКА

1.  На трассе подъемника в пределах габаритного коридора (4 м в ширину и 2,5 в высоту) не должно быть каких-либо предметов или препятствий, создающих помехи движению буксируемых лыжников.

Ширину отсчитывают от тягового каната в сторону лыжни, высоту — от поверхности лыжни по вертикали.

2.  В поперечном сечении нижняя граница габаритного коридора, т. е. линия снежного покрова, не должна иметь большого наклона; рекомендуется наклон не более 3° (разница высот на ширине 4 м не более 0,2 м).

3.  Возвышение каната над буксировочной дорожкой — в пределах от 0,5 м до 2,5 м.

Library   64   Up


Contents

 

Home
 

Учитывая данные требования, трассу для подъемника подбирают с благоприятным (вогнутым) продольным профилем либо производят специальные планировочные работы (выемки, насыпи), устраивают эстакады, устанавливают промежуточные опоры, в том числе и обратные (прижимные), варьируют натяжение каната. Обратная ветвь каната (холостая) не должна находиться в пределах габаритного коридора.-

4.   При необходимости выполнения земляных работ на трассе подъемника ширина выемки по низу не должна быть менее 4 м, а при устройстве насыпи или эстакады ширину по ее верху можно уменьшить до 2,5 м.

5.   Трасса подъемника должна быть четко обозначена и отделена от трассы спуска либо специальной разметкой, либо древесно-кустарниковой растительностью. Необходимо обеспечить возможность перехода лыжников с любого места трассы подъемника на трассу спуска.

6.   На трассе подъемника не должно быть участков с попутным уклоном (это допускается только на площадке отцепки).

7.  Посадочная площадка (нижняя станция) подъемника не должна иметь крутизну более 5°. Посадочную площадку огораживают для организации очереди и поддержания порядка среди лыжников.

8.   Площадка отцепки (верхняя станция) подъемника должна иметь крутизну не более 10° (желательно горизонтальную). Минимальная протяженность площадки lmin определяется по выражению:

lmin (м)=2V (м/с),

где V (м/с) — скорость буксирования лыжника.

Площадка отцепки ограничивается местом нахождения конечного устройства подъемника, за который не должна заходить зацепная часть бугеля.

ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ ПОДЪЕМНИКА

1.     Скорость буксировки ограничивается Vmax = 3 м/с. Расчетное минимальное расстояние между буксируемыми лыжниками определяется из зависимости:

Smin=tmin × Vmax , где tminминимальный

временной интервал между моментами прицепки лыжников установлен в 4 с.

2.   Тяговая машина должна обеспечивать быструю остановку каната при выключении подъемника, а также невозможность реверсивного движения под влиянием веса лыжников при выключенном двигателе.

Максимально допустимый инерционный пробег каната при отсутствии нагрузки (т. е. без лыжников) — 1 м.

3.  На подъемниках с промежуточными опорами должна быть исключена возможность за-

 

тягивания лыжника на опору. В связи с этим запрещается применение звездообразных дисков («звездочек») или высоких ребер у опорных шкивов (высота ребер ограничивается 20 мм). Высота расположения опорных механизмов над лыжней не должна превышать 1,5 м.

4.   Применение упомянутых в предыдущем пункте «звездочек» категорически запрещается также с целью предотвращения травм от случайного попадания руки (кисти) лыжника под канат на опорном шкиве.

Опорные шкивы должны иметь резиновую футеровку трапециевидного профиля, прикрывающую ребра шкивов. Металлические ребра шкивов не должны иметь острых кромок.

Опорные механизмы конструируются по балансирной схеме, т.е. в виде двух последовательно расположенных на балансире шкивов.

Неподвижные элементы опорной конструкции должны иметь такую конфигурацию, чтобы не возникало опасности травмирования руки лыжника, случайно оказавшейся под канатом при прохождении мимо опоры (для этого рекомендуется ставить щиты-обтекатели).

5.   Сплетка каната делается так, чтобы диаметр каната в месте сплетки не увеличивался более чем на 25% и чтобы поверхность каната была гладкой, т. е. без «ершистости».

6.   Перед верхним конечным механизмом (перед тяговой машиной — при ее верхнем расположении или перед оборотным шкивом — при нижнем расположении тяговой машины) должно быть установлено ограничительное устройство, исключающее возможность затягивания бугеля и лыжника в опасную зону.

7.   В качестве ограничительного устройства рекомендуется применять электромеханическую стоп-систему ЛГЛК, автоматически выключающую подъемник при заходе сцепной части бугеля в опасную зону (см. сборник «Лыжный спорт», вып. 2. М., Физкультура и спорт, 1981).

Конструкция ограничительного устройства должна со стопроцентной надежностью исключать возможность проникновения зацепной части бугеля за границы опасной зоны.

Не допускается применение устройств типа «шлагбаум», «турникет» и т. д. Датчик системы необходимо размещать непосредственно на бегущем канате.

8.   Для реализации требования п. 2 рекомендуется в комплект тяговой машины подъемника вводить электромагнитный тормоз или использовать тяговый редуктор червячного типа с шагом ниже критического (самотормозящий).

9.  Подъемник должен иметь не менее двух выключателей: один на верхней станции, другой на нижней. При протяженности трассы подъемника более 300 м, а также при наличии промежуточных опор или отсутствии прямой видимости между концами трассы выключатели следует располагать и в средней ее части

 
Library   65   Up


Contents

 

Home
 

на расстоянии надежной видимости, в местах, удойных для осуществления быстрой остановки подъемника кем-либо из буксируемых лыжников.

10.   Съемные прицепные устройства — бугели должны отвечать следующим требованиям.

Седельную часть необходимо изготовлять из податливого материала, например из кордовой резины. Это обеспечивает быстрый и безболезненный сход лыжника с седла в аварийной ситуации. Седельная часть из твердого материала в виде бруска, круглого или прямоугольного сечения, к использованию не допускается.

Фал, соединяющий седельную часть бугеля с зацепной частью (крюком), следует изготовлять из брезентового ремня, что в сравнении со шнуром резко снижает вероятность захлестывания и запутывания фала на канате в случае вращения последнего вокруг своей оси. Длина фала 140 — 180 см.

Крюк бугеля рекомендуется изготовлять из Прутковой стали диаметром 910 мм. Такой зацеп практически не повреждает канат. Зев зацепа должен быть больше диаметра каната не менее чем на 1 мм.

Бугели поясного типа (фал связывает крюк с поясным ремнем) к использованию не допускаются. Это относится и к бугелям, снабженным легко размыкаемыми замками, аналогичными применяемым на самолетных ремнях безопасности.

11.  На нижней станции подъемника, в пределах посадочной площадки, нисходящая (холостая) ветвь каната должна быть расположена достаточно высоко, чтобы исключить возможность ошибочного зацепления за нее лыжника. Для этого рекомендуется применять оборотный (тяговый — при нижнем расположении тяговой машины) шкив большого диаметра.

ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНИКА

1. Эксплуатация подъемника без специально разработанных Правил пользования подъемником (ППП) не разрешается.

2.  Лица, пользующиеся подъемником, должны изучить ППП.

3.   Текст ППП необходимо размножить. Один экземпляр должен всегда находиться в машинном помещении подъемника. Основные положения ППП следует написать крупным шрифтом и вывесить возле подъемника в виде ярких таблиц.

4.   За соблюдением ППП должен следить тренер или ответственный дежурный.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ППП

1. Перед тем как зацепиться бугельным крюком за канат, вынь руки из петель палок. Палки возьми под мышки (под левую или правую руку).

 

2.   Цепляйся крюком за канат снизу.

3.   Расстояние до впереди поднимающегося лыжника должно быть не менее 12 м (место помечено флажком).

4.   Во время буксировки держись на 0,5 — 0,7 м левее (правее) линии опор (каната). Двигайся прямолинейно, сохраняя ровную лыжню.

5.  Если крюк стал вращаться и закручивать фал вокруг каната, постарайся его раскрутить, оттягиваясь в сторону от каната, или, сойдя с седла, раскрути его вручную.

Если ликвидировать закрутку не удается, надо отпустить бугель и отойти в сторону, приняв меры для немедленной остановки подъемника.

6.     Остановка подъемника производится нажатием на ближайшую стоп-кнопку (красная кнопка на опорной стойке).

7.  Внимательно следи за передними лыжниками: в случае падения или задержки кого-либо из них или при иных осложнениях немедленно отцепись от каната, отойди в сторону, прими меры для срочной остановки подъемника, предупреди задних лыжников.

8.  Для отцепки от каната энергично подтянись за фал и резко ослабь его натяг.

9.   В любом случае остановки подъемника отцепись от каната и перейди на спусковую трассу. Ожидание последующего спуска подъемника на буксирной лыжне категорически запрещается.

10.   Увидев, что канат соскочил с опорных шкивов, прими меры для немедленной остановки подъемника.

Установи канат на опорные шкивы и передай сигнал о пуске подъемника.

11.   Услышав команду: «Остановить подъемник», поспеши к ближайшей стоп-кнопке и нажми на нее.

12.   Чтобы снова пустить подъемник после его остановки, убедись надежным образом, что причина остановки подъемника устранена. Только после этого, дав предупредительный сигнал, включи подъемник.

13.   Если остановка была осуществлена автоматически стоп-системой, то для пуска подъемника необходимо сперва вставить чеку в гнездо (на стойке конечной опоры).

ПРИМЕРНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОМУ ЗА ПОДЪЕМНИК

1.  Право включать подъемник предоставляется лишь лицам, внесенным Правлением коллектива (старшим тренером, директором ДЮСШ и др.) в список ответственных за подъемник (ОЗП).

2.   Лица, перечисленные в списке, во время дежурства несут ответственность за обеспечение безопасности и безаварийности пользования подъемником и выступают в качестве полномочных представителей Правления коллекти-

 
Library   66   Up


Contents

 

Home
 

ва (от лица старшего тренера, директора и др.).

3.   Лица, допущенные к исполнению функций ОЗП, имеют личные ключи от пускового шкафа подъемника. Самовольная передача ключа другому лицу не допускается.

4.   Права и обязанности ОЗП вступают в силу для лица, стоящего в списке, с момента записи о принятии на себя ответственности в журнале эксплуатации подъемника. Без такой записи включать подъемник не разрешается.

5.   Функции ОЗП прекращаются после выключения подъемника и соответствующей записи в журнале. Допускается передача функций ОЗП другому лицу, стоящему в списке, без выключения подъемника, т. е. на ходу. Смена ОЗП должна оформляться записями в журнале.

6.    Перед первоначальным в данный день пуском подъемника ОЗП обязан внимательно просмотреть в журнале записи предыдущего ОЗП и ознакомиться с возможными замечаниями по работе подъемника.

Необходим также внешний осмотр тормоза и аварийной стоп-системы, чтобы убедиться в их исправности, проверить, не примерзли ли тормозные колодки к барабану и т.д.

Если примерзание обнаружено, надо его ликвидировать, например, легким постукиванием молотком и т. д.

7.  Для подготовки подъемника к пуску следует личным ключом открыть пусковой шкаф и поставить автоматический предохранитель в верхнее положение «ВКЛ».

8. Пуску подъемника должен предшествовать его осмотр. С этой целью ОЗП поручает одному из лыжников спуститься к нижней станции, с тем чтобы убедиться в правильности положения каната в желобе шкива. Кроме того, ОЗП направляет 2 — 3 лыжников для ревизии опор 2, 3 и 4.

Результаты осмотра сообщаются голосом или сигналом по эстафетной схеме снизу наверх.

9.  После получения положительного сигнала, свидетельствующего о нормальном состоянии нижних агрегатов подъемника, ОЗП может нажать на кнопку «Пуск». При этом необходимо визуально и на слух убедиться в том, что электропривод подъемника работает нормально (обратить внимание на скорость вращения тягового шкива — она должна составлять около 1 об/с, на тормозные колодки, которые должны быть разжаты, на отсутствие гудения в двигателе и запаха горелой изоляции) .

Если электропривод работает нормально, ОЗП выходит из машинного помещения и запирает его на замок.

10.   После пуска подъемника производится повторная, более основательная, ревизия. Проверяется состояние каната и особенно сплеток

 

на предмет «заершения» или признаков расплетения. Такой осмотр выполняется стоя возле конечной опоры (у кнопки выключения) с одновременным «прощупыванием» гладкости каната ветошью.

В случае захватывания канатом ветоши следует подъемник остановить и тщательно осмотреть участок «заершения». ОЗП должен решить вопрос о возможности дальнейшей эксплуатации подъемника или о необходимости устранения «заершения». Как правило, если на поверхности каната имеется большое «заершение», эксплуатация подъемника запрещается.

Далее ОЗП спускается к нижней станции, осматривает ее состояние, оценивая степень натяжения каната, и в случае необходимости организует его подтяжку с помощью ручной лебедки.

В ходе последующего подъема ОЗП осматривает состояние канатно-протяжных механизмов промежуточных опор, обращая внимание на правильность прохождения по ним как рабочей, так и холостой ветвей тягового каната:

—  опорные шкивы должны находиться в вертикальной плоскости, ориентированной строго вдоль трассы подъемника;

—  вращение шкивов не должно сопровождаться скрипом или писком;

—  при прохождении бугельного крюка балансиры должны мягко, без шума качнуться и вернуться в исходное положение;

—   резиновая футеровка шкивов не должна иметь повреждений;

—  под барабанами обратных опор канат должен проходить, не касаясь ребер барабана и не выходя из пределов его правой (левой) половины.

11.   Заканчивая первый контрольный подъем, ОЗП проверяет аварийную стоп-систему. Для этого следует, не отцепляясь от каната, продолжать движение вплоть до удара бугельного крюка о следящий ролик стоп-системы (правильно отлаженная стоп-систсма вызовет быструю остановку подъемника, так что бугельный крюк не успеет достигнуть шкива конечной опоры. Если это не произойдет, необходима регулировка стоп-системы).

В случае необходимости производится регулировка стоп-системы и тормоза. У стоп-системы регулировке подлежит длина вытяжного шнура, с помощью которого вытягивается чека из гнезда стоп-кнопки. Тормоз регулируется посредством уменьшения зазоров между колодками и барабаном, а также увеличения натяжения пружины, прижимающей колодки к барабану.

12.  При обнаружении каких-либо неисправностей или необходимости проведения ремонтно-наладочных работ ОЗП опускает автоматический тепловой предохранитель в положс-

 
Library   67   Up


Contents

 

Home
 

ние «Выкл», исключает доступ к нему и вывешивает на пусковом шкафу запрет: «НЕ ВКЛЮЧАТЬ».

В зависимости от характера неисправностей ОЗП либо объявляет о том, что подъемник не будет включен, либо организует ремонтно-восстановительные работы.

В журнале делается соответствующая запись.

13. Если в результате ревизии установлено

 

удовлетворительное состояние подъемника, то после упомянутой в п. 11 обязательной проверки срабатывания стоп-системы ОЗП окончательно включает подъемник и объявляет о возможности пользования им. В течение всего времени работы подъемника, т. е. до момента его выключения (или до момента передачи функций ОЗП другому лицу), ОЗП осуществляет наблюдение за состоянием всех агрегатов и механизмов подъемника.

 

 

Возможные (вероятные) неполадки при работе подъемника и способы
их устранения

Неисправности

' Причины неисправности

Способы устранения

Снижение скорости буксировки:

гудение двигателя, перегрев, запах горелой изоляции


Отсутствие напряжения на одной из фаз

Остановить подъемник

Проверить напряжение по фазам, установить причину отсутствия напряжения, устранить ее. Рекомендуется установить реле-автомат отключения двигателя при обрыве фазы

Неполное разжатие тормозных колодок

1. Нарушение нормальных зазоров

Отрегулировать зазоры

2. Перенатяг пружины

Отрегулировать натяг пружины

Пробуксовка каната на тяговом шкиве

1. Перегрузка (слишком мал интервал между буксируемыми лыжниками)

Увеличить интервал

2. Пуск подъемника под нагрузкой

Не включать подъемник под нагрузкой

3. Обледенение каната

Устранить обледенение на канате и шкиве Устранить касание канатом снега

4. Недостаточность натяжения каната

Увеличить натяг с помощью лебедки на нижней (верхней) станции

Сбрасывание каната с опор

1. Нарушение ориентации балансира вдоль трассы подъемника

Остановить подъемник

(возможна наброска каната и на ходу) Восстановить правильное положение балансира

2. Повреждение резиновой футеровки шкивов

Сменить футеровку

Сгон каната к ребру барабана обратной опоры

Нарушение ориентации барабана

На ходу подъемника подтяжкой расчалок восстановить ориентацию

 

14. ОЗП обязан следить за соблюдением всеми лыжниками Правил пользования подъемником и особенно за порядком подцепки их у нижней станции.

При необходимости ОЗП берет себе в помощь двух-трех дежурных по трассе из числа присутствующих спортсменов и т. д.

 

15.  Как ОЗП, так и дежурные должны иметь нарукавные повязки. Указания ОЗП и дежурных обязательны для всех пользующихся подъемником и трассами.

16.  ОЗП решает вопросы о допуске на подъемник посторонних лиц (в случаях затруднения обращается к членам правления).

Library   68   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало