|
преодоления дистанции замедлилась. Это явление в большей мере обусловлено тем, что каждое дальнейшее улучшение результатов требует все более резкого возрастания мощности работы спортсменов. Скажем, повышение скорости на дистанции на 3% может быть достигнуто лишь при увеличении механической мощности на 9%, а повышение скорости на 5% требует подъема мощности на 25°/о и т. д. При этом имеется в виду лишь полезная мощность, т. е. полностью реализующаяся в скорость, гребцы же должны повышать свою работоспособность в еще большей степени.
Такого рода рассуждения привели выступавшего на коллоквиуме профессора физики П. Буша (Швейцария) к выводу о том, что на дистанции 2000 м при безветрии возможная предельная скорость для одиночки — 4,8 м/с, а для восьмерки — 5,9 м/с, что составляет 6 мин 56 с и 5 мин 33 с соответственно. Наши расчеты позволяют предполагать возможность несколько лучших результатов. Понятно, что рост работоспособности не может быть беспредельным и при современном развитии спорта и знаниях о тренировке физическая и функциональная подготовленность спортсменов многих стран становится практически одинаковой.
В настоящее время в странах, где академическая гребля находится на высоком уровне, специальная физическая работоспособность (СФР) гребцов оценивается по суммарной механической работе, производимой гребцом за 6 мин в тесте, моделирующем соревновательную деятельность на гребном эргометре (чаще всего используется гребной эргометр Гессинга (Норвегия). Известно, что для гребцов международной элиты характерным в этом тесте является объем работы, примерно равный 15000 кГм, или мощность работы в 1 мин, отнесенная к весу тела, равная 30 кГм/мин на кг веса тела.
Корреляционный анализ показывает, что между этими показателями и СФР и временным результатом на соревнованиях существует достаточно тесная связь. В то же время ясно, что скорость лодки в очень большой мере зависит и от эффективности преобразования СФР гребцов в скорость, т. е. от КПД, в самом общем виде понимаемом как отношение скорости лодки к мощности, развиваемой гребцами. Этот КПД, по сути, выражение технической подготовленности: чем выше КПД, тем выше мастерство.
Имеется значительный опыт, говорящий о том, что никакая, даже самая высокая работоспособность не может обеспечить высокой скорости лодки при низкой эффективности гребли, т. е. при плохой технике. Трудность заключается в том, что если такой высокий уровень специальной или общей физической подготовленности известен на количественном уровне и не вызывает споров, то понимание совершенной техники не очень точно выражено даже
|
|
на качественном
уровне, не говоря уже о количественном, и всегда вызывает большое разнообразие мнений.
Именно вопросами количественного описания и оптимизации движений гребца в лодке и занимается биомеханика академической гребли. Нельзя не отметить и влияния на скорость лодки конструкции инвентаря (лодки, весел), что не составляет собственно предмета биомеханики, но может иногда рассматриваться в совокупности с ней в связи с общей задачей повышения скорости лодки.
Сегодня в биомеханике академической гребли используются и развиваются два основных подхода, обусловленные методикой: непосредственная регистрация усилий, скоростей, ускорений, угловых и линейных перемещений различными датчиками в лодке и дистанционная фиксация системы гребец — лодка — вода с помощью специальной биомеханической киносъемки с последующим расчетом почти тех же параметров, что и в первом случае. Сложилось так, что первый подход используется для исследований с точки зрения движения лодки в целом, перемещения весел и банки (подвижного сиденья), усилий на веслах, подножке; второй — преимущественно для изучения характеристик движения звеньев тела гребца. При первом подходе информация либо передается на обрабатывающую аппаратуру телеметрически (провода или радио), либо накапливается на магнитной ленте в лодке для последующей обработки на берегу. При биомеханической киносъемке проявленная пленка проецируется на экран, с которого считываются координаты точек, обрабатываемые в дальнейшем в соответствии с программой исследований. Первый методический подход получил наиболее широкое распространение в настоящее время, о чем свидетельствует тот факт, что на коллоквиуме, где 11 специалистами из 7 стран (Швейцарии, ФРГ, США, СССР, Японии, ГДР, Италии) было сделано 14 отдельных сообщений, второму же подходу (биомеханической киновидеосъемке) был посвящен всего один доклад целиком (США) и в трех об этом упомянуто (СССР, ФРГ, Италия).
Для выделения общего и существенного вопросы биомеханики академической гребли, рассматривавшиеся на коллоквиуме, излагаются далее в целом по материалам всех выступлений. Правда, отдельные аспекты были разобраны лишь в каком-либо одном докладе.
Таким, в частности, был первый доклад проф. Буша, в котором он в дополнение к уже упомянутому ранее весьма подробно остановился на гидродинамике процессов движения лодки в воде и показал, что гоночная гребля проходит как раз в зоне скоростей, характерных для срыва потока, от ламинарного течения к турбулентному, что приводит к значительному возрастанию сопротивления движению. В связи с этими рассуждениями была подчерк- |
|