Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

между мужской и женской греблей, что послужило значительным толчком для развития женской гребли во многих странах. За. короткий срок в Великобритании, Новой Зеландии, Австралии и ряде других стран появились достаточно сильные команды, составившие конкуренцию признанным лидерам.

Завершая реорганизацию плана по развитию женской гребли, Международная федерация по рекомендации женской комиссии в 1978 г. приняла решение о включении в программу юношеского чемпионата ФИСА заездов девушек по полной программе.

Однако представители ряда национальных федераций тормозят развитие академической гребли среди женщин, считая ее сугубо мужским видом. Это приводит к значительному колебанию числа участвующих стран и спортсменок в различных соревнованиях. Если в первом чемпионате мира в 1974 г. в Люцерне участвовала 281 спортсменка и во всех заездах были проведены предварительные и полуфинальные заезды, то в 1978 г. стартовало почти на 100 чел. меньше.

Поэтому, чтобы поддержать интерес к женской гребле, комиссия ФИСА принимает меры для развития женской гребли в странах, ранее ее не культивировавших. Постепенно это дает положительные результаты. За последние годы количество стран, направляющих своих спортсменок на официальные чемпионаты, увеличилось до 31 (всего членами ФИСА являются национальные федерации 63 стран), и среди них появились Мексика, Япония, Греция, Китай и ряд других стран.

Активная роль в этом вопросе принадлежит федерациям социалистических стран, и в первую очередь СССР, ГДР, НРБ, СРР, которые на большинство чемпионатов мира направляют полные команды в составе шести экипа-

 

жей, всячески содействуя повышению интереса к этим соревнованиям, остроте спортивной борьбы. Наиболее высоких спортивных результатов, начиная с 1954 г., добились спортсменки Советского Союза, 84 раза первенствовавшие на чемпионатах Европы, мира и олимпийских играх в различных классах судов, ГДР (ОГК) — 52, Румынии — 14. Венгрии — 5 и Болгарии — 4. Команда Нидерландов, имеющая лучшие результаты среди стран Запада, дважды поднималась на высшую ступень пьедестала. Выполняя программу «солидарность», многие ведущие тренеры ряда социалистических стран выезжают для оказания помощи и передачи своего богатого опыта в другие страны. Вот уже на протяжении ряда лет советские специалисты помогают гребцам Перу, и небезуспешно. На последних Панамериканских играх в соревнованиях по академической гребле спортсмены команды Перу участвовали в финальных гонках. Тренеры ГДР постоянно работают на Кубе, тренеры Болгарии — в Греции.

В настоящее время Международная федерация и женская комиссия продолжают искать пути по расширению географии женской гребли и с этой целью в программу соревнований вносят некоторые изменения. С 1985 г. с целью унификации гребного инвентаря в женскую Программу включаются заезды на четверках парных без рулевой взамен четверок парных с рулевой; предполагается увеличить длину дистанции у женщин до 2000 м и у девушек до 1500 м, сделав их такими же, как у мужчин; возможно и включение в программу отдельных заездов для спортсменок легкого веса. Вопросы эти сложные, требующие серьезного изучения и обсуждения. Видимо, ими предстоит заниматься женской комиссии в настоящее время.

 

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БИОМЕХАНИКИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛИ

   
Н. Н. Озолин, кандидат педагогических наук, Москва
 

Коллоквиум тренеров, проводимый ежегодно Международной федерацией академической гребли (ФИСА), в 1984 г. был целиком посвящен проблемам биомеханики академической гребли.

Интерес к вопросам биомеханики академической гребли не случаен. Дело в том, что время преодоления дистанции (результат), по сути дела, зависит от двух факторов: мощности механической работы, производимой гребцами, зависящей от их функциональной подготовленности и психической мобилизации; эф-

 

фективности техники движении гребца, ее соответствия биомеханическим принципам и критериями совершенной техники. Именно техника определяет коэффициент полезного действия (КПД) гребца — меру трансформации механической мощности, развиваемой спортсменом, в скорость лодки.

Анализ временных результатов, показанных на крупнейших международных соревнованиях по академической гребле за последние 20 лет, говорит о том, что в последние два олимпийских цикла тенденция к улучшению времени

Library   66   Up


Contents

 

Home
 

преодоления дистанции замедлилась. Это явление в большей мере обусловлено тем, что каждое дальнейшее улучшение результатов требует все более резкого возрастания мощности работы спортсменов. Скажем, повышение скорости на дистанции на 3% может быть достигнуто лишь при увеличении механической мощности на 9%, а повышение скорости на 5% требует подъема мощности на 25°/о и т. д. При этом имеется в виду лишь полезная мощность, т. е. полностью реализующаяся в скорость, гребцы же должны повышать свою работоспособность в еще большей степени.

Такого рода рассуждения привели выступавшего на коллоквиуме профессора физики П. Буша (Швейцария) к выводу о том, что на дистанции 2000 м при безветрии возможная предельная скорость для одиночки — 4,8 м/с, а для восьмерки — 5,9 м/с, что составляет 6 мин 56 с и 5 мин 33 с соответственно. Наши расчеты позволяют предполагать возможность несколько лучших результатов. Понятно, что рост работоспособности не может быть беспредельным и при современном развитии спорта и знаниях о тренировке физическая и функциональная подготовленность спортсменов многих стран становится практически одинаковой.

В настоящее время в странах, где академическая гребля находится на высоком уровне, специальная физическая работоспособность (СФР) гребцов оценивается по суммарной механической работе, производимой гребцом за 6 мин в тесте, моделирующем соревновательную деятельность на гребном эргометре (чаще всего используется гребной эргометр Гессинга (Норвегия). Известно, что для гребцов международной элиты характерным в этом тесте является объем работы, примерно равный 15000 кГм, или мощность работы в 1 мин, отнесенная к весу тела, равная 30 кГм/мин на кг веса тела.

Корреляционный анализ показывает, что между этими показателями и СФР и временным результатом на соревнованиях существует достаточно тесная связь. В то же время ясно, что скорость лодки в очень большой мере зависит и от эффективности преобразования СФР гребцов в скорость, т. е. от КПД, в самом общем виде понимаемом как отношение скорости лодки к мощности, развиваемой гребцами. Этот КПД, по сути, выражение технической подготовленности: чем выше КПД, тем выше мастерство.

Имеется значительный опыт, говорящий о том, что никакая, даже самая высокая работоспособность не может обеспечить высокой скорости лодки при низкой эффективности гребли, т. е. при плохой технике. Трудность заключается в том, что если такой высокий уровень специальной или общей физической подготовленности известен на количественном уровне и не вызывает споров, то понимание совершенной техники не очень точно выражено даже

 

на качественном уровне, не говоря уже о количественном, и всегда вызывает большое разнообразие мнений.

Именно вопросами количественного описания и оптимизации движений гребца в лодке и занимается биомеханика академической гребли. Нельзя не отметить и влияния на скорость лодки конструкции инвентаря (лодки, весел), что не составляет собственно предмета биомеханики, но может иногда рассматриваться в совокупности с ней в связи с общей задачей повышения скорости лодки.

Сегодня в биомеханике академической гребли используются и развиваются два основных подхода, обусловленные методикой: непосредственная регистрация усилий, скоростей, ускорений, угловых и линейных перемещений различными датчиками в лодке и дистанционная фиксация системы гребец — лодка — вода с помощью специальной биомеханической киносъемки с последующим расчетом почти тех же параметров, что и в первом случае. Сложилось так, что первый подход используется для исследований с точки зрения движения лодки в целом, перемещения весел и банки (подвижного сиденья), усилий на веслах, подножке; второй — преимущественно для изучения характеристик движения звеньев тела гребца. При первом подходе информация либо передается на обрабатывающую аппаратуру телеметрически (провода или радио), либо накапливается на магнитной ленте в лодке для последующей обработки на берегу. При биомеханической киносъемке проявленная пленка проецируется на экран, с которого считываются координаты точек, обрабатываемые в дальнейшем в соответствии с программой исследований. Первый методический подход получил наиболее широкое распространение в настоящее время, о чем свидетельствует тот факт, что на коллоквиуме, где 11 специалистами из 7 стран (Швейцарии, ФРГ, США, СССР, Японии, ГДР, Италии) было сделано 14 отдельных сообщений, второму же подходу (биомеханической киновидеосъемке) был посвящен всего один доклад целиком (США) и в трех об этом упомянуто (СССР, ФРГ, Италия).

Для выделения общего и существенного вопросы биомеханики академической гребли, рассматривавшиеся на коллоквиуме, излагаются далее в целом по материалам всех выступлений. Правда, отдельные аспекты были разобраны лишь в каком-либо одном докладе.

Таким, в частности, был первый доклад проф. Буша, в котором он в дополнение к уже упомянутому ранее весьма подробно остановился на гидродинамике процессов движения лодки в воде и показал, что гоночная гребля проходит как раз в зоне скоростей, характерных для срыва потока, от ламинарного течения к турбулентному, что приводит к значительному возрастанию сопротивления движению. В связи с этими рассуждениями была подчерк-

 
Library   67   Up


Contents

 

Home
 

нута необходимость достижения минимально возможных колебаний скорости и в цикле гребка, и по дистанции в целом. По данным швейцарских специалистов, скорость лодки в цикле гребка изменяется на +1 м/с по отношению к средней, т. е., например, от 4 м/с до 6 м/с при средней равной 5 м/с.

Если вышеизложенное является достаточно хорошо известным, то информация, содержащаяся в сообщении Р. Нолтс (ФРГ) обладает определенной новизной. Так, было показано, что во время проводки (собственно гребок) лопасть весла в веде смещается вперед в направлении движения лодки на уровне шейки весла примерно на 1 м, на уровне конца лопасти — 0,5 м; лишь 0,2 с (от проводки в 0,7 с) лопасть движется назад относительно воды. В процессе входа весла в воду и в первой половине проводки создаются условия, при которых лопасть работает как крыло или парус, создавая силу тяги на весле, направленную по ходу движения лодки. Названное «гидравлическим лифтом», это явление вызвало значительный интерес участников, и не исключено, что за этим в ближайшее время последуют инженерно-исследовательские работы по оптимизации не только формы лопасти, но и углов входа весла в воду. Тем более что проведенные вертикальные съемки сильнейшего одиночника современности П. Карппинена обратили внимание на то, что весло в захвате входит в воду, находясь под углом 73° относительно перпендикуляра к оси лодки, а угол при выходе весла равен 31°. Специалисты же из ГДР считают, что наиболее эффективными с точки зрения реализации усилий гребца в скорость лодки являются углы, равные 65° при входе и 35° при выходе весла из воды (относительно перпендикуляра к оси лодки). Общий угол поворота весла считается целесообразным для распашников — 90 — 95°, а для парников — 100 — 102°. Правда, как подчеркивалось, разложение усилий гребца на рукоятке на продольные (вдоль лодки) и поперечные (поперек лодки) относительно хвата более выгодно у распашников, чем у парников. Однако это верно лишь в том случае, если мы не учитываем эффекта «гидравлического лифта» на весле. По данным швейцарских и немецких (ФРГ) специалистов, испытания весла с лопастью, сохраняющей перпендикулярное направление к оси лодки (за счет механической системы) на всем пути гребка, не были успешными, т. е. не дали повышения скорости или улучшения КПД. Более тщательное исследование явлений, возникающих при обтекании лопасти, может сильно изменить наши представления о движущих лодку силах и повлечь за собой изменения во взглядах на рациональную технику и обучение ей. Однако это, вероятнее всего, не изменит требований к физической работоспособности гребцов и форме кривой усилий, развиваемых гребцом на весле во время гребка.

 

Зависимость усилий на весле от времени или от угла поворота весла рассматривалась почти в каждом докладе. Большая часть авторов не сформулировала четко своего представления об идеальной форме кривой усилия, и хотя были представлены достаточно .многочисленные сравнения «хороших» и «плохих» гребцов, но они не были доказательны. Лишь представитель ГДР Т. Кернер изложил следующие конкретные соображения:

1. При гребле в восьмерке по сравнению с двойкой с рулевым (2+) и одиночкой (1x) усилия быстрее нарастают, достигают несколько больших величин и снижаются несколько менее круто (при общем времени на 0,2 с меньше), т. е. кривая усилий, характерная для восьмерки, ближе к равнобедренному треугольнику, а в двойке с рулевым и одиночке — ближе к трапеции с вершиной за перпендикуляром и более крутым задним фронтом.

2. При распашной гребле целесообразно, чтобы максимум усилия по углу поворота весла гребца с баковой стороны достигался бы не одновременно, а на 20 — 30° позже относительно загребной стороны (есть основания думать, что эти данные получены в ГДР 3 — 4 года назад).

3. Обычно даже у квалифицированных гребцов максимум усилий достигается при угловом положении весла 20 — 30° перпендикулярно продольной оси лодки. Считается, что если гребок условно разделить на три зоны: до 700, (0° — нос, 180° — корма), от 70° до 110° и от 110° до конца проводки, то в первой зоне мощность работы составляет 90%, во второй — 100% и в третьей — обычно 20 — 30%. При этом указано на важность именно третьей части, которая в большей мере характеризует класс гребца: чем больше усилий удается приложить к веслу в этой части, т. е. в конце проводки, тем выше техническое мастерство и соответственно выше результат.

Во всех представлявшихся графиках взаимоотношений скорости, усилий, перемещений и т. п. указывалось на возрастание скорости лодки после окончания гребка и в связи с этим обращалось внимание на необходимость минимизации колебаний скорости в этой фазе гребка. И хотя существуют определенные трудности в вычислении расчетным путем скорости перемещения общего центра масс всей системы гребец — лодка — весла, было показано, что скорость его уменьшается в фазе подготовки. Внимание было уделено и перемещениям общего центра массы (ОЦМ) тела гребца. Были приведены расчеты, показавшие, что вертикальные колебания ОЦМ тела требуют больших неэффективных затрат мощности в гонке, а квалифицированные гребцы отличаются минимальными вертикальными перемещениями ОЦМ тела.

В системах телеметрической регистрации обычно измеряются: ускорение лодки (с по-

 
Library   68   Up


Contents

 

Home
 

следующим вычислением скорости), усилия на весле (тензометрический вертлюг или тензодатчики на весле) и угол его поворота в горизонтальной плоскости, ускорение и амплитуда перемещения банки, усилия на подножке (вперед-назад); к этим параметрам обычно добавляются ЧСС. Существенно, что высокочувствительные датчики ускорений используются очень широко и это позволяет измерять скорость достаточно точно и без контакта с водой, не внося помех в движение лодки.

В одном из сообщений была показана подножка с регистрацией поперечных по отношению к оси лодки усилий, разработанная для изучения энергозатрат баланса и взаимодействия гребцов в непроизводительной поперечной плоскости. Исследовательские работы проводятся в оборудованных стационарно лодках-лабораториях, хотя уже видны пути к реализации идеи быстрого «вооружения» любой лодки такой же исследовательской аппаратурой. Интересно, что иногда на лопасти для дальнейшей более точной интерпретации данных ставится электрозамыкатель ее на середине, срабатывающий от соприкосновения с водой.

Представляет большой интерес система использования 8-канальной радиотелеметрии синхронно с видеозаписью (Швейцария). Проекция на один экран изображения команды и кривых усилий, перемещений и скорости лодки дает возможность значительно повысить качество педагогического процесса совершенствования техники команды.

Система биомеханической киносъемки наиболее полно была раскрыта в сообщении, представленном США. Съемка ведется с частотой 50 кадров в 1 с как на воде, так и на эргометре. Отметки на звеньях тела ставятся по общепринятой методике. Центральным звеном системы являются автоматизированное считывание и ввод в ЭВМ координат нужных точек и их последующая обработка. В настоящее время рассматриваются в основном временные и скоростные характеристики движений сегментов тела (колени, бедро, спина и др.). В частности, показано, что существенны с позиций работоспособности и скорости лодки следующие параметры: максимальные значения скоростей спины и колена, величины их скорости в момент перпендикуляра весла к лодке, время достижения максимальной скорости этих сегментов тела (или место в секторе угла поворота весла). Было продемонстрировано, что скорость колена, как правило, максимальна до перпендикуляра весла, а спины — после.

Высокоскоростная биомеханическая кино- или видеосъемка и автоматизированная обработка информации могут быть с успехом использованы как для оперативной оценки и коррекции техники, так и для изучения тонких нюансов гребли (например, эффектов при обтекании весла).

 

Эти исследования целесообразно проводить в гребном бассейне с регулируемой скоростью потока воды (например, в таком, который есть в Японии). В таком бассейне можно делать не только достаточно тривиальные исследования (мощность работы, потребление кислорода, их сравнения и т. п.), но и многое другое. Идея соединения американской биомеханической киносъемки с японским оборудованием и гребным бассейном отмечалась многими участниками коллоквиума и, вероятно, будет реализована в Европе в ближайшее время.

При обсуждениях формы кривой усилий все сходятся во мнении, что она весьма индивидуально устойчива и сохраняется как в воде, так и в бассейне. Тем не менее в одном из сообщений (Швейцария) был описан успешный эксперимент по коррекции кривой усилий за счет визуального контроля за рассогласованием заданной (идеальной) и реальной форм т. е. с использованием срочной обратной связи. Тренировка с визуальным контролем или без него выявила значительные преимущества первого.

С точки зрения системы контроля за подготовленностью в целом интересно, что в Швейцарии тестирование проводится 6 раз в год параллельно в лодке и на эргометре. Возможные расхождения в зарегистрированной специальной физической работоспособности получают биомеханическое объяснение. Принятый 6-мннутный тест на эргометре Гессинга предваряют работой также в течение 6 мин, но с 70%-ной мощностью от индивидуально предельной в тесте при сопротивлении, равном не 3, а 2,5 кг; через 12 мин после такой стандартной разминки дается основная работа. Лак-тат определяется до и после обеих работ, что позволяет уточнить дополнительно к классической процедуре ПАНО уровень тренировочных мощностей, увидеть изменения подготовленности. Другие показатели, помимо лактата, не упоминались.

Резюмируя впечатления от коллоквиума, можно сделать следующие выводы:

1. Биомеханика академической гребли за рубежом находится на высоком уровне. Используются современные научно-исследовательские методы. Лаборатории, занимающиеся проблемами техники гребли, располагают самым современным электронным оборудованием для регистрации и анализа всех необходимых биомеханических характеристик.

2. В настоящее время для биомеханики практически закончилась фаза накопления и осмысления информации, начинается фаза активной помощи национальным командам как с позиций выработки идеала техники, так и индивидуальной и командной ее коррекции.

3. В ближайшем будущем в капиталистических странах можно ожидать появления в продаже относительно простых автономных

 
Library   69   Up


Contents

 

Home
 

комплексов автоматической регистрации и анализа основной биомеханической информации.

4. В идейно-теоретическом плане биомеханических исследований в академической гребле советские специалисты пока опережают зарубежных коллег.

5. Чрезвычайно существенно то, что был поставлен вопрос формирования техники на соревновательной скорости: не только выявление ошибок на этой скорости, но и создание динамического стереотипа нервных процессов, соответствующего рекордным скоростям во всей

 

его полноте. В связи с этим речь шла лишь о необходимости увеличивать время работы с соревновательной скоростью в тренировке в целом. Другие способы пока не упоминались.

В заключение можно выразить уверенность, что совершенствование техники гребли, базирующееся на современных методах биомеханики, инженерно-технических разработках и математическом моделировании, становится сегодня главнейшим резервом роста достижений советских гребцов на международной арене.

 

 

К 40-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ


СЛОВО О ВЕТЕРАНЕ

     

Война застала Юрия Исаева на «Стрелке» — старейшей гребной базе Москвы, на соревнованиях, а уже на следующий день он уходил на фронт.

Его довоенная спортивная судьба складывалась удачно. В 1940 г. команды восьмерки я четверки «Буревестника», в которых он выступал в роли загребного, выиграли все гонки сезона. Тренером и рулевым команды был Александр Долгушин, заслуженный мастер спорта, не знавший поражений в довоенные годы.

Уже 27 июня 1941 г. под Минском Исаев принял первый бой, а Долгушин, ставший бойцом Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН), отправился в тыл врага.

Долгим и тяжелым для Исаева был путь отступления до Москвы. Но в декабре 1941 г. на подступах к столице гитлеровским войскам был нанесен сокрушительный удар. Красная Армия перешла в наступление. Вместе с товарищами по оружию Юрий Исаев прошагал от Москвы до Кенигсберга (ныне Калининград). Его боевой путь был отмечен двумя орденами Красной Звезды и медалью «За отвагу». Трижды раненный, он отправлялся в госпиталь и вновь возвращался в строй. В 1943 г. Исаева приняли в члены КПСС. С этого года боевой путь коммуниста Ю. Исаева был связан с 254-м гвардейским стрелковым полком, в рядах которого 23 февраля 1943 г. рядовой Александр Матросов совершил свой подвиг.

В 1946 г. Ю. Исаев возвращается в Москву. И вновь можно было увидеть его на водной глади Москвы-реки выступающим в соревнованиях, где его соперниками стали недавние соратники по боевым делам Владимир Родимушкин, Алексей Смирнов, Евгений Сиротинский и многие другие. Не было только Александра Долгушина, погибшего в 1943 г. при выполнении боевого задания.

  16419-12.jpg

Ю. Исаев

В 50-е годы Юрий Михайлович Исаев переходит на тренерскую работу, возглавляя многочисленный коллектив российских гребцов. Многое приходилось начинать с нуля, было трудно, не все получалось так, как хоте-

Library   70   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало