|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2
Отставание по времени команд-лидеров мировой гребли от победителей на чемпионатах мира и олимпийских играх
нению с 1981 г. Прогрессируют женские команды Румынии и особенно США. Данные табл. 3 свидетельствуют, во-первых, о наличии тенденции к ускоренному прохождению последней четверти дистанции и, во-вторых, о том, что советские экипажи не оптимально проходили дистанцию на последнем чемпионате мира. Советские гребцы в целом по-прежнему проходят гонку в несколько более редком темпе, чем победители, и все параметры, характеризующие равномерность раскладки сил на дистанции, у них хуже, нежели у победителей и гребцов ГДР. Все это свидетельствует о недостаточном уровне «среднего дистанционного хода», т. е. специальной выносливости, и неотработанности модели про- |
хождения. В 1981 г. на Люцернской регате мужская команда СССР продемонстрировала выдающиеся результаты, прохождение дистанции было весьма равномерным. Именно такой характер прохождения дистанции — с относительно спокойным началом и мощным финишным спуртом — приводил к победам на чемпионате мира 1982 г. (табл. 4). Никто из чемпионов мира 1982 г. не был первым на стартовой пятисотке. Среднее значение места победителя на первой пятисотке равно 3,75, т.е. чаще всего они шли на 4 — 5-х местах. Эти данные хорошо согласуются с теми, которые были получены в лаборатории еще в 1977 г. по материалам Олимпийских игр 1976 г. Те же, кто был первым на первой четверти дистанции, в среднем имели место 2,62, т.е. ближе к третьему. Женские же экипажи СССР (за исключением 1х и 2 — ) добивались решающего преимущества на первой половине дистанции. Однако относительно женских финалов следует заметить, что подавляющее большинство призеров демонстрировали очень высокую равномерность прохождения дистанции. Это свидетельствует и о высоком уровне выносливости и о предварительной подготовке к такому прохождению. Рассмотрим более детально ход финальных гонок по классам судов (табл. 5 и 6). Мужчины. Четверки с рулевым. Уверенно взяв старт и занимая вторую позицию на отметке 500 м, экипаж ГДР, ведомый известным гребцом Ульрихом Дисснером, удерживал более высокую, чем соперники, скорость на следующие 1000 м и увеличил ее на последнем отрезке. Но это увеличение было меньше (около 5 сек.), чем у соперников (10 сек.). Серебряный и бронзовый призеры, проигрывая по ходу гонки, сумели пройти последний отрезок быстрее победителя, что говорит о недостаточном умении правильно разложить свои силы по ходу гонки. Еще меньшее умение правильно оценивать свои силы и оптимально расходовать их на |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3 Средние значения параметров соревновательной деятельности
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 4 Порядок мест на отрезках дистанции в финальных заездах на чемпионате мира 1982 г. (мужчины)
дистанции продемонстрировали наши гребцы. Минимальная разница в преодолении половин дистанции по времени и наибольшая сумма отклонений времени на отрезках от среднего есть следствие неадекватно быстрого начала, приводящего к вынужденному резкому снижению скорости и последующему финишному спурту. Но, как известно, чрезвычайно редко финишный спурт может компенсировать значительный проигрыш на 3/4 дистанции. Двойка парная. Пример прохождения дистанции по отработанной схеме, базирующейся на отличной специальной выносливости, продемонстрировал экипаж Норвегии, прошедший вторую половину быстрее, чем первую. Надо обладать огромным самообладанием, чтобы, проигрывая лидеру — традиционно сильнейшему экипажу ГДР с загребным М. Драйфке — 3,66 сек. (очень много) на первой пятисотке, продолжать гонку в своем стиле и выиграть мощнейшим финишным спуртом. Надо думать, что гребцы ГДР были весьма уверены в победе после первых 500 м и несколько успокоились, а затем, почувствовав стремительное приближение норвежцев, не смогли ничего им противопоставить. Равномерно прошли дистанцию и гребцы ЧССР, которые, судя по раскладке, понимали, что спор за первые два места разгорится между упомянутыми выше экипажами. Наш молодой экипаж был недостаточно «сыгран», не имел возможности вести гонку в высоком тем- |
пе при средних усилиях (вынужденный силовой акцент не оптимален). Желание же выступить наилучшим образом и самоотдача были очень велики. Именно это объясняет раскладку сил с быстрым началом, очень слабой серединой и хорошим финишем. Двойка безрульная. В этом классе гонка проходила почти по такому же сценарию, как и в предыдущем заезде. После отметки 500 м победитель занимал 5-ю позицию, проигрывая экипажу ГДР 2,54 сек., вторые 500 м норвежцы прошли почти так же, как экипаж ГДР, третьи 500 м лучше на 1,3 сек. и на последних 500 м финишный спурт норвежцев был неудержим. Обе команды норвежцев готовил один тренер (тренировавшийся в свое время у Т. Нильсена), и, конечно, продемонстрированная тактика была заранее многократно отрепетирована и базировалась на высокой функциональной подготовленности гребцов. Экипаж ГДР также прошел по модели, близкой к оптимальной, но оказался несколько слабее норвежцев. Следует полагать, что в Норвегии реализуется некоторый прогрессивный вариант подготовки, дающий преимущества по сравнению с системой подготовки в ГДР. С наименьшими колебаниями скорости по отрезкам провели гонку братья Пименовы, но на второй половине они проиграли себе больше всех — 12,2 сек., что свидетельствует прежде всего о низком уровне специальной выносливости (и это у гребцов, имевших весьма высокие результаты в беге и, следовательно, обладавших высоким уровнем общей выносливости) . Одиночка. В гонке, в которой все гребцы шли на лодках с подвижными уключинами, наш гребец В. Якуша вполне мог вырвать победу у Райхе (ГДР). Разница между II и I половинами дистанции у Якуши лучше, чем у Райхе, что говорит о высокой специальной выносливости нашего гребца, однако колебания скорости у него оказались значительно больше, чем у Райхе. Если бы он не отпустил соперника к 1000-метровой отметке, то даже при меньшем финишном ускорении мог бы быть первым. Наиболее равномерно по всем показателям прошел гонку американец Биглоу, что говорит и о трезвой оценке им своих сил и о высокой выносливости. Спортсмен США обладает возможностями значительно повысить свое мастерство. Один из сильнейших современных одиночников Агрикола (ФРГ), показав в полуфинальном заезде очень высокий результат, «расплескал» свой нервно-психический потенциал и в финальной гонке ничего не смог противопоставить призерам. Он занял 4-е место. Двойка с рулевым. В этом заезде любопытны характеристики равномерности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 5 Параметры соревновательной деятельности экипажей СССР и лидеров на чемпионате мира 1982 г. (мужчины)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 6 Параметры соревновательной деятельности экипажей СССР и призеров чемпионата мира 1982 г. (женщины)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
прохождения дистанции. По показателю разницы времени II и I половин дистанции от 1-го места к 3-му равномерность возрастала, а по показателю колебаний скорости по отрезкам — уменьшалась. Можно думать, что при величине первого показателя, не превосходящего 9 сек., решающее значение приобретает второй, который тоже должен находиться в оптимальных границах, не превышая, по-видимому, 16 сек. Итальянские гребцы, пройдя первые 500 м чуть слабее нашей двойки, в дальнейшем планомерно наращивали скорость, особенно в середине дистанции, т. е. на самых критических для всех отрезках дистанции. Именно это дало им возможность удержаться впереди более мощно финишировавших команд ГДР и ЧССР. Можно предположить, что если бы наша команда с самого начала «шла на 3-е место», то могла бы его завоевать. Заезд 2+ на чемпионате был вторым по силе после заезда восьмерок. Среди советских экипажей силы по соотношению времен рас- |
пределились так: 8+, 1x, 2+, 4x, 4- , 4+, 2– , 2x. Таким образом, пятое место нашей 2+ следует оценить как вполне удовлетворительное, особенно по сравнению с прошлогодним результатом. Четверка без рулевого. Мощно стартовав и создав преимущество в 2,87 сек., наш экипаж с загребным Елисеевым удерживал позиции до отметки 1500 м, однако запаса выносливости не хватило для ответа на мощнейший спурт швейцарского экипажа. Кстати сказать, эта команда заключительный этап подготовки (4 недели) проводила в Санкт-Морице (в среднегорье), где в это же время находились итальянцы и норвежцы. Румынский экипаж (III) не показал достаточно отработанной модели прохождения дистанции — самый быстрый финиш у них сочетался с самой медленной третьей пятисоткой. Несколько «выпрямив» график скорости, этот экипаж мог бы всерьез претендовать на второе место. Румынский экипаж, думается, способен преподнести сюрприз. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
|
||||
Четверка парная. В этом классе судов, где традиционным лидером является экипаж ГДР, в финальной гонке никаких неожиданностей не произошло. Гребцы ГДР, спокойно начав гонку, к середине дистанции уверенно вышли вперед, сохранили преимущество к отметке 1500 м и мощно финишировали. Советские гребцы могли бы попытаться выйти на 2-е место, если бы несколько смелее прошли отрезки между отметками 500 и 1000 м. Ведь на второй половине наша 4Х проиграла себе меньше других призеров, хотя колебания скорости по отрезкам дистанции были наибольшими. Малый «наброс» на второй половине и большие колебания скорости по отрезкам говорят, по-видимому, о неотработанности динамического стереотипа соревновательной деятельности, без чего невозможно говорить о наличии спортивной формы. Восьмерка. В этом заезде, как и в предыдущем, наш экипаж мог бы завоевать 2-е место, если бы не потери на третьей пятисотке. О наличии необходимой выносливости говорит то, что наша команда быстрее других призеров прошла последние 500 м. Весьма примечательно, что первой оказалась восьмерка Новой Зеландии. Женщины. Четверка с рулевой, двойка парная, четверка парная и восьмерка. Достигнув заметного преимущества на первой половине дистанции, наши спортсменки удерживали его, хотя и снижали скорость на второй половине дистанции. Подавляющее преимущество, получаемое на первой половине, давало возможность вести гонку по противнику, т. е. удерживая ближайшие лодки на безопасной дистанции. Весьма примечательно, что экипажи-призеры в названных классах (за исключением 8+ ГДР) равномерно прошли гонку, несколько увеличили скорость на второй половине дистанции. Двойка без рулевой. В этом классе спортсменки ГДР провели гонку, как наши экипажи, упомянутые выше. Преимущество их на первой половине было заметным, что дало возможность далее идти «по про- |
тивнику». Наша команда заняла 4-е место. Недостаточная по времени совместная тренировка обусловила низкий темп, который при весьма хорошем времени на первой половине свидетельствовал о повышенном силовом акценте и, следовательно, меньшей вероятности удержать высокую скорость на второй половине. При более ровном прохождении можно было надеяться даже на 2-е место. Одиночка. Заезд одиночек по напряженности спортивной борьбы был самым драматичным в программе чемпионата по женской гребле. В напряженнейшей борьбе до последнего гребка И. Фетисова сумела мобилизовать все свои волевые резервы, что и дало ей победу. Фетисова прошла гонку относительно ровно, и, возможно, это тоже помогло ей завоевать 1-е место. Показательно, что третий призер — спортсменка из Новой Зеландии — вторую половину дистанции прошла на 1,7 сек. быстрее первой. Таким же образом прошли дистанцию в. заезде 2 — экипажи Польши и Канады. 6 экипажей из 18 призеров чемпионата мира прошли вторую половину дистанции быстрее. Этот факт заслуживает внимания. Как утверждают зарубежные специалисты, в тренировке женщин будет значительно усилена силовая подготовка. Повысить же силовой потенциал можно быстрее, чем выносливость. Экипажи, которые значительно прибавят в силовой подготовленности и не потеряют при этом навыка равномерной раскладки сил по дистанции, смогут составить очень серьезную конкуренцию. Видимо, в подготовке наших женских экипажей надо уделить больше внимания отработке различных вариантов прохождения дистанции, сделать тактику более разнообразной. Любопытно в этой связи заметить, что даже на очень коротких дистанциях во всех циклических видах спорта сегодня все больше и больше работают над равномерной раскладкой сил. Анализируя складывающуюся ситуацию, можно тем не менее утверждать, что советские гребцы имеют все возможности для выхода в ближайшие годы на лидирующие позиции в мировой академической гребле. |
|||
|
||||
|
||||
Чемпионат мира состоялся с 29 июля по 1 августа 1982 г. в Белграде (Югославия) на гребном канале, сооруженном на одном из |
притоков реки Саввы. На этом канале начиная с 1971 г. чемпионаты проводятся в четвертый раз. |
|||
14 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |