Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Ну и, конечно, сильнейшие байдарочницы ГДР. Титулованные многоопытные гребцы задавали тон и на последней, 9-й, Московской международной регате. В мужской байдарке удивительно стабильно и уверенно выступает трехкратный победитель Московской олимпиады Владимир Парфенович. В одиночке на «пятисотке» он легко опередил чемпиона мира Э. Расмуссена, призеров мировых чемпионатов Петра Хемпеля (ГДР) и Иона Бырледяну (Румыния), а в двойке с Сергеем Суператой первенствовал на дистанциях 500 и 1000 м.

Дважды на олимпийских дистанциях первенствовала в 9-м Мемориале Ю. Рябчинской советская байдарка-четверка, в которой выступало три победителя ноттингемского чемпионата мира на «пятисотке»: Сергей Кривошеев, Игорь Гайдамака, Александр Водоватов, а Юрия Полянса заменил загребной другой советской четверки, чемпион мира на «десятке» Сергей Колоколов. Советский квартет сумел почти на 2 сек. опередить чемпионов мира 1981 г. байдарочников ГДР. Характерно, что все победители Мемориала-82, о которых мы рассказали, через два месяца сумели подтвердить свой высокий класс на XVII чемпионате мира в Белграде, завоевав золотые медали. Еще две победы одержали опытные спортсмены — норвежец Э. Расмуссен в заезде на байдарке-одиночке, на дистанциях 1000 и 10 000 м, а также двукратный олимпийский чемпион Сергей Петренко (Одесса) на каноэ-одиночке на «десятке».

Ну а в других заездах спортивная борьба проходила под знаком наступления молодежи. Это были прежде всего наши каноисты, первенствовавшие на дистанциях 500 и 1000 м в одиночках Геннадий Лисейчиков и Владимир Антошечкин (вторым здесь на обеих дистанциях был Андрей Царенок) и в двойках Юрий Сучков и Владимир Кривобок, Сергей Осадчий и Иван Клементьев. Здесь на регате был создан новый экипаж в составе Эдема Мура-

 

досилова и Василия Березы, и этот дуэт победил в заезде на 10000 м. Мурадосилов и Береза стали чемпионами СССР и серебряными призерами белградского чемпионата мира.

В женской байдарочной гребле успех также сопутствовал молодежи. Победительница первенства Европы среди юниорок Беттина Штройсель из ГДР сумела выиграть главный приз в заезде байдарок-одиночек на 500 м. При этом ей удалось на 1,7 сек. опередить такую грозную соперницу, как ее соотечественница олимпийская чемпионка и чемпионка мира Биргит Фишер. Всего одну десятую секунды проиграла Фишер впервые заявившая о себе в международных соревнованиях воспитанница заслуженного тренера СССР А. Серединой Нелли Ефремова. Она заняла 3-е место, сумев опередить как чемпионку страны последних двух лет Любовь Орехову, так и представлявшую сборную СССР на чемпионате мира в Ноттингеме ленинградку Наталью Филонич.

Ход этой гонки показал, что Ефремова может вести на равных борьбу с самыми грозными соперницами, у нее большие потенциальные возможности, которые, к сожалению, еще не удалось реализовать в Белграде на чемпионате мира.

И в командных лодках успех сопутствовал представительницам ГДР. Штройсель и Фишер, объединив свои усилия, победили в заезде байдарок-двоек, а вместе со вчерашними юниорками Р. Вальтер и X. Зингер выиграли заезд байдарок-четверок. Так выглядят итоги последней Московской международной регаты.

Всесоюзная федерация гребли на байдарках и каноэ готовится провести в Крылатском 10-й юбилейный Мемориал Ю. Рябчинской. Московская международная регата поможет тренерам, самим спортсменам четче оценить шансы в будущей борьбе, очертить круг претендентов на олимпийские медали.

 

 

ВОЗРОЖДЕННЫЙ ВИД СПОРТА

   
Л. Н. Беркутов, заслуженный мастер спорта СССР, Москва
 

Руководствуясь постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» и последующим постановлением Спорткомитета СССР, Управление гребного и парусного спорта совместно с федерацией академической гребли провели ряд мероприятий по развитию в стране народной гребли. Было принято постановление пленума федерации о переименовании ее в Федерацию академической и народной гребли СССР, разрабо-

 

таны конкретные предложения по стимулированию развития народной гребли.

Управление совместно с федерацией уже проделало в этом направлении определенную работу.

18 — 19 сентября 1982 г. в Днепропетровске прошли всесоюзные соревнования по народной гребле, в которых приняли участие 130 спортсменов из 8 союзных республик и Москвы. Они представляли производственные коллективы физкультуры Днепропетровска,

Library   26   Up


Contents

 

Home
 

Каменска-Уральского, Свердловска, Москвы, рыболовецкого совхоза Эстонии, Соревнования транслировались по телевидению.

Народная гребля в настоящее время включена в программу факультативного обучения в институтах физкультуры, разрабатываются предложения по включению нормативов по народной гребле в комплекс ГТО, готовятся дополнения в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Разработан календарный план массовых соревнований на местах и традиционных открытых регат.

Для тренеров и организационных работников союзных республик проведен семинар, составлены методические рекомендации по организации работы по народной гребле на местах, обучению и тренировке гребцов.

Принимаются меры к расширению производства народных лодок, в том числе и пластмассовых, не уступающих по своим параметрам и ходовым качествам деревянным спортивным лодкам.

Народная гребля — прекрасное средство укрепления здоровья и отдыха. Как вид физических упражнений, народная гребля имеет давние традиции. Первое официальное соревнование на народных лодках проходило в 1860 г. Оно было организовано Санкт-Петербургским речным яхт-клубом.

Подлинное развитие как вид спорта народная гребля получила в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции.

В программу Спартакиады народов СССР 1928 г. вошла и народная гребля. Эти соревнования, в которых приняли участие команды Москвы и Ленинграда, Украины, Северного Кавказа и Центрально-промышленного района, принято считать первым первенством страны. Соревнования проходили в Ленинграде, были проведены заезды мужчин и женщин на байдарках, полугичках, военно-морских шестерках и челноках. 1-е место заняла команда Ленинграда.

С 1937 по 1946 г. соревнования на первенство СССР по народной гребле не проводились. В 1947 г. они были возобновлены и проходили ежегодно вплоть до 1952 г.

После 1952 г. чемпионаты СССР не проводились. Отсутствие организующего начала — чемпионата СССР — наряду с постепенным снятием некоторых ограничений в правилах соревнований, разрешением участвовать в соревнованиях на своих лодках и по-своему их готовить привело к уменьшению числа занимающихся в секциях и затуханию народной гребли как вида спорта. Но не везде. Проводились открытые чемпионаты РСФСР и УССР, в которых периодически участвовали гребцы других союзных республик. В Москве народная гребля включалась в программу комбинированной эстафеты, периодически проводились первенства вузов.

 

Сегодня, как уже указывалось, положение меняется. В календарный план спортивных мероприятий входит и проведение чемпионата СССР. В положение включен также календарный план массовых соревнований на местах.

Для того чтобы народная гребля получила дальнейшее развитие как массовый вид спорта, средство отдыха и оздоровления трудящихся, ширилась география гребного спорта в стране, увеличивался резерв для олимпийских видов гребли, необходимо выполнение определенных требований при организации занятий и соревнований.

Доступность народной гребли определяется прежде всего простотой и доступностью инвентаря. Правила соревнований и положение не ограничивают типы и формы лодок, но у всех участников соревнования должны быть однотипные, одинакового веса и размера, исправные, без искривления киля, с одинаковым покрытием, укомплектованные веслами народные лодки, которые предоставляются участникам по жребию.

Проводящая соревнования организация сдает в судейскую коллегию подготовленный инвентарь с актом обмера каждой лодки. При разнице в весе лодок более чем на 1 кг в лодке устанавливается дополнительный вес — маркированный мешок с песком. Переоборудование лодок, установка подвижных деталей, расширенных сидений и выносных уключин, а также удаление или замена частей лодки для се облегчения, нанесение любых покрытии — не допускается. Участникам соревнований разрешается использовать свои весла с вертлюгами без переоборудования лодки для их установки. Ось вращения установленных вертлюгов должна совпадать с осью имеющихся на лодке отверстий. Маркировка и жеребьевка лодок по «водам» и заездам производится за час до начала соревнований на каждый день.

Для обучения и подготовки к соревнованиям могут применяться лодки любого типа, не имеющие подвижных деталей и выносных уключин. Такие лодки есть почти на каждом водоеме. Корпуса их имеют различную конструкцию и изготавливаются как из дерева (с клинкерной и гладкой обшивкой), так и из пластмассы. В зависимости от формы корпуса лодки носят различные названия: полугичка, шлюпка, фофан, ялик, тузик. Часто эти названия применяют неправильно, произвольно. В протоколах последних чемпионатов СССР применялось независимо от формы корпуса лодок собирательное название: шлюпка-однопарка и шлюпка-двухпарка. Отсюда возникло второе название народной гребли — шлюпочная.

Существуют местные типы лодок, тоже пригодные для занятий народной греблей, — плоскодонка, челн, гулянка.

Из распространенных в настоящее время народных лодок наиболее пригодными для

 
Library   27   Up


Contents

 

Home
 

спортивных занятий являются деревянные шлюпки с клинкерной обшивкой марки «Нева», «Волга» и «Днепрянка». Они обладают большей остойчивостью по сравнению с судами с гладкой обшивкой, хорошей устойчивостью на курсе, хорошим ходом.

Весла для народной гребли делаются наборными из выдержанной ели или сосны. Ствол, или древко, склеивается из двух продольных половин, к нему с двух сторон приклеиваются заготовки лопасти; если лопасть имеет загиб, превышающий толщину заготовки, то торцевая часть лопасти тоже наклеивается. После этого специальными отборниками и рубанками весло обрабатывается по шаблону.

Названные выше лодки имеют следующие основные размеры: длина весла — 2250 мм, длина внутреннего рычага — 600 — 620 мм, длина лопасти — 600 мм, ширина лопасти в торце — 1450 — 1500 мм, на расстоянии 200 мм от торца — 160 — 175 мм, диаметр ствола в месте крепления манжеты — 55 мм, диаметр рукоятки — 40 — 45 мм, загиб лопасти — 55 — 65 мм.

Уключины в народной гребле применяются рожковые или серповидные. Рожковые уключины имеют два симметричных рожка с отогнутыми верхними краями, серповидные делаются в форме кольца со смещенной в сторону кормы прорезью для вставки весла.

Внутренняя поверхность уключины служит опорой для весла и должна быть строго круглой и соответствовать размеру весла. Осью вращения уключины является штырь, который вставляется в отверстие уключинной коробки и снизу закрепляется шплинтом с шайбой.

Использование академических вертлюгов и укороченных академических весел в народной гребле нецелесообразно, так как для обеспечения постоянства угла наклона лопасти в воде (накрытия) на протяжении всего гребка необходимо установить ось вращения вертлюга, имеющего плоскую опорную площадку, строго вертикально, а борта народной лодки и ось отверстий в уключинных коробках наклонены наружу. В этом случае весло будет сильно накрыто в начале гребка и раскрыто в

 

конце. При установке оси вращения вертикально весло будет зажиматься в вертлюге, так как в народной лодке ствол весла входит в воду под большим углом, чем в академической. Кроме того, на укороченном академическом весле манжета окажется на пустотелой части ствола, что быстро скажется на его прочности.

Постоянство угла накрытия во время гребка в народной лодке обеспечивается благодаря незначительному проворачиванию круглого ствола весла в круглой опорной части уключины. Во избежание эффекта «заводной ручки», когда весло либо глубоко погружается в воду, либо выскакивает, ствол весла должен быть прямой, а центр лопасти находиться на оси, проходящей через манжету и рукоятку.

Манжета делается из плотной кожи или пластмассы, каблук — из пластмассы, обжимной, или из ремня, плотно намотанного на манжету и стянутого хомутиком типа «идеал».

Лодка должна быть укомплектована спасательными средствами по числу находящихся в ней людей.

Народные лодки в период эксплуатации могут храниться в специальном эллинге или на стеллажах под навесом в перевернутом виде. В этом случае должен быть оборудован слип для спуска их на воду. Лодки могут находиться на плаву причаленными к плоту пли расчаленными за нос и корму между плотом и буйками. На водоемах с сильным течением лодки расчаливают вдоль течения. При сильной волне лодки целесообразно вынимать на берег.

Зимой лодки, предварительно вымытые и просушенные, хранятся в эллинге пли под навесом, перевернутыми на стеллажах. Весла, уключины, рули и спасательные средства хранятся в эллинге или кладовке.

Спортивные весла, как правило, покрывают масляным лаком и в случае появления на них задиров эти места олифят и лакируют. Лодки в местах задиров также олифят, шпаклюют и покрывают масляной краской. Трещины должны быть зашпаклеваны или заклеены, а в местах пробоин вклеены вставки.

 
Library       Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало