|
||||
следующее соотношение сил в распашном весле: СССР — 38 очков (68% от максимального), ГДР — 43 очка (76,8%). Естественно, что и общее соотношение сил команд юношей и девушек далеко не однозначно. Если девушки уступили только 6 очков, то у юношей «игра шла в одни ворота», их проигрыш составил 19 очков. Но особенно огорчительны проигрыши крупных экипажей: обеих восьмерок, парной четверки у девушек и четверки распашной без рулевого у юношей. Располагая достаточным количеством молодых сильных гребцов, наши тренеры, видимо, допустили стратегические ошибки при комплектовании экипажей, что не позволило вот уже второй год создать коллективы, способные бороться за высшие награды. Таким образом, анализ результатов выступления нашей сборной показывает, что своими достижениями мы довольны быть не можем. Ну а как готовятся резервы? Сколько молодых спортсменов может претендовать на включение в сборную страны? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем некоторые параллели между результатами выступлений на чемпионате ФИСА и чемпионате мира среди взрослых. На том и другом чемпионатах «слабый пол» нашей команды выступал намного лучше, чем мужчины, женщины вообще добились лучших показателей за все годы выступлений на чемпионатах мира, завоевав пять золотых медалей и набрав 38 очков (90,5% от максимального). Они опередили команду ГДР на 12 очков. Выступления юношей и мужчин сходны в другом — в низком уровне результатов, значительном отставании от победителей. Ни один мужской экипаж не сумел завоевать золотой медали. Вывод напрашивается сам собой. Там, где плохо обстоят дела с резервами, где остро ощущается нехватка талантливых молодых гребцов, там команда серьезно отстает. Действительно, ведь только отсутствием полноценного резерва можно объяснить, что вот уже три года нет конкурентов на внутрисоюзных соревнованиях одиночнику В. Якуше, далеко не всегда показывающему высокий международный результат. Такое же положение и среди экипажей четверок распашных без рулевого. Который год с большим преимуществом выигрывает команда с загребным В. Елисеевым, средний возраст в этой команде превысил 30 лет. Да и все мужские экипажи последние годы практически комплектуются из одних и тех же спортсменов. И это, конечно, тревожный сигнал и серьезный упрек тренерам, работающим с нашим резервом, и в первую очередь с юношеской сборной. Конечно, нельзя сказать, что вообще не готовится никакого пополнения. Можно назвать несколько имен, и в том числе |
Е. Хлопневу — чемпионку Московской олимпиады и ряд других гребцов, которые прошли хорошую школу в юношеской команде, но, к сожалению, в последнее время ярких талантов среди молодежи обнаруживается немного. В чем же причина, что приток молодых талантов малочислен и даже лучшие из пришедших в сборную не приносят ей успеха? Тренеры, работающие с молодежью, решают непростые задачи. С одной стороны, в соответствии с рекомендациями и разработанными модельными характеристиками они должны отбирать рослых, физически одаренных ребят, чтобы, используя их природные данные, подготовить высококвалифицированных спортсменов. Однако в свои 18 лет эти ребята уступают в мастерстве более легким и низкорослым сверстникам, но, как правило, более координированным, быстрым и техничным. К высокорослым эти качества приходят несколько позднее. Вот и получается, что, проигрывая в первых соревнованиях, эти ребята остаются за бортом сборной команды, вне поля зрения опытных тренеров, и это, безусловно, отражается на их спортивном совершенствовании. Их места в сборной отдаются более сильным, но менее перспективным юношам. Как же решать столь сложную задачу? Ведь полностью снять с тренеров ответственность за результаты выступления — на чемпионатах ФИСА будет неправильным. Пропадет стимул и у спортсменов и у тренеров, да и соревнования сами по себе достаточно престижны, чтобы пренебрегать их результатами. Видимо, целесообразно отбирать команды не только по результатам соревнований, как в основном это делается сейчас, но и обязательно с учетом морфологических и функциональных показателей спортсменов, их перспективности и профессиональной пригодности. Таким образом, если в команду первым номером включается экипаж с умеренными данными, то его резервом обязательно должны быть спортсмены, данные которых отвечают модельным характеристикам гребца, даже если в соревнованиях они не набрали необходимых проходных баллов. И, заявляя команды на соревнования, надо придерживаться такого же принципа. То есть, если отобранный экипаж реально может претендовать на высшую награду, то .возможность бороться за нее ему должна быть предоставлена. Если же перспективы у команды нет, то это право передается спортсменам с наилучшими задатками, которые объективно подтверждаются лабораторными обследованиями по разработанной методике. На данном же этапе результат этой команды может быть гораздо хуже. Именно по такому принципу, видимо, надо было отбирать экипажи для выступления |
|||
21 |
|
||||
в двойке парной и четверке без рулевого у юношей, четверке парной у девушек. А вот в отборе одиночника, когда стало известно, что основной спортсмен не может быть включен в состав команды, тренеры поступили правильно, включив не второго по спортивным результатам спортсмена, а четвертого, имеющего более выгодные морфологические данные и перспективу для дальнейшего роста. И выступил В. Дейнеко вполне успешно. В острой борьбе на протяжении всей дистанции он занял 4-е место. Вряд ли следует доказывать, что надо еще раз глубоко проанализировать план подготовки молодых спортсменов. В настоящее время он в основных позициях копирует подготовку взрослых с многочисленными централизованными сборами и максимальным акцентом на специальную подготовку. Конечно, основные направления плана, такие, например, как широкое использование в тренировках и соревнованиях мелких лодок на отдельных этапах, среднегорья, целевая направленность нагрузок в основных этапах и периодах подготовки, могут и должны переноситься в работу с юношами, иначе будет нарушена преемственность. Но вся эта работа должна быть более индивидуализирована, проводиться с большим учетом подготовленности спортсменов. Ведь состав юношеской команды, в отличие от взрослых, ежегодно обновляется на 70 — 80%, поэтому и работа тренеров должна быть более гибкой, более изобретательной. Почему, например, не разрешить кандидатам в сборную тренироваться какое-то время на местах, особенно там, где имеются хорошие условия для работы и опытные квалифицированные тренеры, как, например, ленинградцы А. А. Синяков и Е. А. Корниенко, отличающиеся вдумчивой работой, умением под- |
водить команду к соревнованиям в хорошей форме. Подтверждение тому — золотые и серебряные медали, которые уже не одни год завоевывают их воспитанники. Однако в целом состав тренерских кадров, работающих с молодежью, оставляет желать лучшего. Большинство опытных тренеров почему-то считает неинтересным заниматься набором и обучением молодежи, а предпочитают работать с так называемыми «твердыми зачетниками». Чаще всего эти спортсмены так и остаются середнячками, исправно зарабатывая очки для своих организаций. Чтобы поднять профессиональный Уровень тренеров, необходимо организовать учебу-практикум в виде регулярных сборов, где бы они могли теснее общаться с тренерами сборной команды страны и ознакомиться с приемами исправления ошибок, методами построения тренировочных занятий разной направленности, тактическими вариантами прохождения дистанции, наконец, с психологическими приемами, которые помогают настраивать спортсменов на бескомпромиссную борьбу на дистанции. Юношеской команде нужна и конкретная оперативная помощь, и в первую очередь — привлечение к работе с нею постоянно действующей комплексной научной группы. Группа может быть не многочисленной, но ее работа по контролю за состоянием спортсменов, их спортивной формой должна осуществляться постоянно. Если эти мероприятия будут проведены в жизнь, если тренеры основной команды окажут действенную помощь в подготовке резерва, то можно надеяться, что и выступления на юношеских чемпионатах будут успешнее и достойный резерв для главной команды будет формироваться своевременно. |
|||
|
||||
Ю. Колесников, Москва |
||||
Десять лет назад календарь всесоюзных соревнований пополнился новым мероприятием — всесоюзными играми молодежи для гребцов не старше 20 лет. Теперь они проводятся для сборных команд республик раз в 4 года, ровно на половине межолимпийского цикла. Новые традиционные соревнования проводятся для спортсменов той возрастной категории, которая, как показали статистические исследования возраста олимпийских чемпионов, добивается наивысших спортивных успехов на олимпийских играх (20 — 22 года). Командные результаты соревнований на всесоюзных молодежных играх стали включать в |
общекомандные итоги очередных спартакиад народов СССР. Это во многом способствует росту популярности молодежных игр, которые становятся мощным стимулом развития гребли на байдарках и каноэ в республиках, новым дополнительным авторитетным смотром-конкурсом молодых талантов в преддверии очередной олимпиады. Всесоюзные молодежные игры — многоэтапные соревнования. Сначала проходят наиболее массовые этапы — городские, областные, краевые соревнования. Затем республиканские молодежные игры, победители которых в составах сборных команд своих республик ц сборных команд Москвы и Ленинграда допус- |
|||
22 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |