Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

 

ЭКОНОМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХОККЕЯ

 
   


С. И. Гуськов, ВНИИФК
 

История профессионального хоккея в Северной Америке насчитывает около 85 лет. Первые профессиональные хоккейные команды появились в США в сезоне 1902/03 г. Действующая ныне в Канаде и США Национальная хоккейная лига (НХЛ) была создана в 1917 г.

В декабре 1980 г. руководство НХЛ перегруппировало существующие в лиге команды (21) на 4 подгруппы по географическому признаку транспортных расходов, связанных с переездами команд на игры.

Так сложилась ныне действующая система, которая предусматривает проведение каждой из существующих в НХЛ команд 80 игр в чемпионате (40 на своем поле и 40 на выезде). Затем команды, занявшие 1 — 4-е места в каждой подгруппе (т. е. всего 16 команд), продолжают играть за Кубок Стэнли: сначала выявляются победители подгрупп в серии матчей до 3 побед, затем победители групп уже в серии игр до 4 побед, а победители групп играют финальную серию из 7 матчей за обладание почетным Кубком Стэнли.

Но прежде, чем перейти к экономическому анализу, напомним, что владельцы команд НХЛ содержат еще команды в низших профессиональных лигах. Кроме того, НХЛ имеет две штаб-квартиры — в Нью-Йорке во главе с президентом Д. Зиглером и в Монреале во главе с вице-президентом Б. О'Нилом. Их содержание осуществляется за счет общих доходов лиги, складывающихся из отчислений команд и других поступлений.

Основными источниками финансирования профессиональных хоккейных команд являются: продажа билетов на игры и прав на трансляцию игр телекомпаниям,

 

доход от концессий Дворцов спорта и парковки автомашин зрителей во время хоккейных матчей, продажа игроков, поступления из центральных фондов лиги и другие поступления (проценты на капитал, выручка от продажи лицензий, различных сувениров, вымпелов, значков, программ соревнований и рекламы в них и т. д.).

По расчетам экономистов, существует тесная связь между количеством жителей в городе и посещаемостью соревнований. В городе с населением 900 тыс. чел. средняя посещаемость может составлять 8,4 тыс. болельщиков на игру. А затем каждый дополнительный 1 млн жителей прибавляет якобы около 2 тыс. зрителей.

Размещение команд по стране — прерогатива НХЛ, и лига неукоснительно придерживается этого правила. Около года обсуждался вопрос о переезде команды «Колорадо Рокис» в Нью-Джерси, расположенный недалеко от Нью-Йорка. Новому владельцу команды пришлось уплатить дополнительную сумму нью-йоркским командам «Рейнджере» и «Айлендерс», а также «Филадельфии Флайерс» за уступку территории. По мнению аналитиков, в США осталось всего несколько городов, которые могут себе позволить заиметь профессиональные хоккейные команды. Это Балтимор, Цинциннати, Сан-Франциско, Индианаполис, Даллас и Канзас Сити, а в Канаде — Гамильтон, Онтарио и Сасктаун.

В командах НХЛ основным источником доходов продолжает оставаться продажа билетов на игры. Вот как выросли за последние 25 лет посещаемость матчей НХЛ, цены на билеты и средний доход команд лиги от продажи билетов:

Library 107 Up


Contents

 

Home
 
 

Годы

Посещаемость, млн. чел.

Средняя цена билета, дол.

Средний доход от продажи билетов на одну команду НХЛ,

млн. дол.

1960

2,5

2,20

0,9

1976

8,7

6,61

3,4

1980

10,5

8,61

4,3

1985

12,7

11,80

7,0

 

Доходы от продажи билетов не распределяются между принимающей и приезжей командами. Вся выручка остается у принимающей команды.

По данным на начало 80-х гг., доля доходов от продажи билетов в бюджетах команд НХЛ составляла около 80%. В сезоне 1983/84 г. общий доход всех команд НХЛ от продажи билетов равнялся примерно 140 млн. долларов.

Основа билетного бизнеса — продажа сезонных абонементов. Только около 15 — 20% билетов поступает в свободную продажу перед началом матчей. Интересно отметить, что свыше 75% билетов на игры покупают различные фирмы и корпорации по статье «деловые встречи» — для своих гостей и клиентов за счет общего бюджета компаний.

НХЛ имеет сравнительно небольшой доход от продажи прав на телетрансляцию игр своих команд (до 20 — 25%). В Канаде хоккей — национальный вид спорта, заменяющий канадцам многие виды развлечений, включая театр и кино, поэтому доходы от телевидения у канадских команд несколько выше. В Америке хоккей остается пока региональным видом спорта.

Подсчитать, какую сумму сегодня получают команды НХЛ от телевидения, довольно сложно, так как и НХЛ, и владельцы команд не любят афишировать свои доходы. По ориентировочным подсчетам, этот доход составляет около 1,5 — 2 млн. дол. в год на

 

одну команду, или 15 20% от общей суммы доходов.

Довольно легко подсчитывается доход от парковки машин во время соревнований. Зная количество зрителей и оплату за парковку одной машины (2 — 4 дол. за матч), нетрудно его подсчитать.

Немаловажную роль в отдельные годы играет доход от продажи игроков. Например, в бюджете «Бостон Брюинс» в 1970 г. доход от продажи игроков составил 1 млн дол., а в 1971 г. — только 108 тыс. дол. Как правило, эта статья доходов не планируется. Остальные статьи доходов значительно разнятся в каждой команде.

Особо следует остановиться на доходах тех команд, владельцы которых имеют свои собственные Дворцы спорта и тренировочные катки. Таких в НХЛ около 40%. Естественно, что владельцы этих команд имеют дополнительные прибыли, так как им не приходится платить за аренду Дворцов во время календарных игр и катков во время тренировочных занятий команд. Например, команда «Вашингтон Кэпитолз» платила в 1982 г. за аренду Дворца 560 тыс. «Ванкувер Канаке» — 508 тыс., а «Питтсбург Пингвинз» — 250 тыс. дол. за сезон. Аренда льда для тренировочных занятий составляет 90 — 120 дол. за час.

Таким образом, средний суммарный доход одной хоккейной команды НХЛ составляет в настоящее время около 8 — 10 млн дол. в год.

Из чего же складываются расходы хоккейных команд? Это прежде всего зарплата профессиональных хоккеистов, тренерского состава, административного и обслуживающего персонала, оплата административных и транспортных расходов, питания и размещения игроков во время игр на выезде (минимум 40 игр), приобретение оборудования, инвентаря и формы, аренда спорт-сооружений, взнос в пенсионный и медицинский фонды, оплата страхования хоккеистов, рекламы,

 
Library 108 Up


Contents

 

Home
 

расходы на развитие спортивной программы (дотация на содержание команды в низшей профессиональной лиге, съемка учебных и других фильмов, изготовление вымпелов, сувениров и т. д.), выплата федерального и местного налогов с общей суммы прибыли.

Расходы на заработную плату являются преобладающими в НХЛ. По данным владельцев команд, они составляют до 60% от общей суммы расходов на содержание команды. Так, владелец команды «Вашингтон Кэпитолз» А. Поллин сообщил корреспонденту газеты «Вашингтон пост» К. Блюменстоку в 1982 г., что он расходует на зарплату 4,5 млн. дол. в год.

В начале. 80-х гг. происходит выделение хоккейной элиты из общей массы профессиональных хоккеистов, зарплата которой в 2 — 3 раза выше среднего уровня в лиге. Именно за счет этой элиты в 1985 г. средняя зарплата хоккеистов НХЛ увеличилась почти в 2 раза по сравнению с 1977 г.

Дифференцированный подход к оплате профессиональных спортсменов — непреложный закон спортивного бизнеса. Размер заработной платы зависит прежде всего от квалификации игрока, его опыта и стажа, занимаемой игровой позиции, от влиятельности агента, который ведет его финансовые дела, и, конечно, от финансового состояния команды. Ее средний размер в хоккее самый высокий у вратарей, затем у центральных нападающих.

Здесь самое время сделать оговорку, что данные, публикуемые в печати, о заработках профессиональных спортсменов, как правило, завышены. Действительную сумму знает только клуб, сам спортсмен, его менеджер-агент и налоговое управление города. Сумма налога, взимаемого с заработной платы, составляет от 20 до 60% (в зависимости от ее размера). Кроме того, после заключения контракта хоккеист, пользовавшийся услугами агента, выплачивает последнему

 

10 — 15% от суммы заключенного контракта. Так что реальная заработная плата профессиональных хоккеистов значительно ниже названных нами цифр.

Сумма заработной платы игрока не всегда является свидетельством, что он имеет лучшие условия, чем, скажем, получающий меньше его на 10 тыс. дол. в год другой хоккеист. Реальный заработок профессиональных хоккеистов во многом зависит и от других условий контракта. Например, в контрактах отдельных игроков имеются такие льготы, как выдача займа, оплата учебы детей в колледже, премиальные деньги за увеличение посещаемости хоккейных матчей данной команды и т. д.

НХЛ одной из первых в профессиональном спорте приняла решение о подписании контрактов с хоккеистами начиная с 18-летнего возраста. Это привело к тому, что многие молодые хоккеисты, подписав контракт, бросают учебу в школе.

Как отмечают канадские хоккейные специалисты Д. Том и Д. Уард, только 17% хоккеистов НХЛ конца 70-х гг. окончили среднюю школу и 10% имели высшее образование. По заявлению исполнительного директора Ассоциации игроков НХЛ А. Иглсона, хозяевам команды выгодно заключать контракты с менее образованными и не подготовленными к жизни хоккеистами, так как они более сговорчивы, с ними легче вести переговоры и им можно меньше платить. Появление в НХЛ многих западноевропейских хоккеистов (в сезоне 1985/86 г. — 52 игрока) также связано с тем, что их средний заработок ниже, чем у «звезд» канадского и американского хоккея.

Помимо заработной платы, получаемой по контракту, игроки команд, попавшие в число 16 и разыгрывающие Кубок Стэнли, получают дополнительную зарплату в виде премий НХЛ. Эта премиальная система начинает действовать с 1/8 розыгрыша Кубка.

 
Library 109 Up


Contents

 

Home
 

По данным НХЛ, за игры на Кубок Стэнли 1983 г. было выплачено 1,9 млн. дол. Игроки команды «Нью-Йорк Айлендерс» — обладательницы Кубка получили по 20 тыс. дол. на каждого хоккеиста, а проигравшей команды в финале Кубка соответственно по 15 тыс. дол. Если учесть сумму всех выплачиваемых по ходу игр премий (за выход в 1/4 финала — по 2 тыс. дол., за победу в подгруппах — 5 тыс. и за выход в финал — 10 тыс. дол. на игрока), то хоккеисты «Айлендерса» получили в 1983 г. премиальных денег за выигрыш Кубка Стэнли по 37 тыс. дол.

Среди других профессиональных видов спорта команды НХЛ имеют наилучшие условия оплаты травмированных игроков. Они получают за этот период среднюю зарплату по контракту.

Хоккеисты НХЛ добились от своих хозяев создания пенсионного фонда, источником финансирования которого являются хоккейные клубы (они вносят примерно 75% взносов) и Ассоциации игроков НХЛ (так называется профсоюз хоккеистов, который возглавляется президентом из числа игроков). Ассоциация вносит ежегодно в фонд 750 тыс. дол. из доходов от взносов хоккеистов в ассоциацию (900 дол. с каждого члена профсоюза в год) и от международных встреч, проводимых командами НХЛ с хоккеистами СССР, ЧССР и других стран.

Пенсионный возраст в НХЛ установлен с 45 лет. Для начисления пенсии игрок должен выступать за команду не менее трех сезонов, причем в каждом сезоне Он должен сыграть за команду не менее 70 игр из 80-ти. Если хоккеист не сыграл за три сезона 210 игр, то ему для начисления пенсии необходимо сыграть еще один дополнительный сезон. Пенсия начисляется в размере

 

1 тыс. дол. в год за каждый спортивный сезон, т. е. минимальный размер пенсии составляет 3 тыс. дол. в год. Максимальный размер пенсии неустанавливается. Например, хоккеист сыграл за клуб 12 сезонов. Он будет получать после достижения 45-летнего возраста пенсию в размере 12 тыс. дол. в год.

Итак, данные показывают, что профессиональные хоккеисты в США наряду с бейсболистами, баскетболистами и футболистами являются одними из самых высокооплачиваемых категорий «служа­ щих» в стране. Причем, как отмечают американские экономисты и журналисты, их заработная плата не соизмерима с затратами их труда. Было даже подсчитано, что зарплата У. Гретцки в час составляет 5 тыс. дол. (?!). И все же, как отмечает сенатор США С. Эрвин, «спортсмены — рабы даже тогда, когда им хорошо платят: они хорошо оплачиваемые рабы».

Обращает на себя внимание наличие большого количества обслуживающего персонала в хоккейных командах НХЛ. В некоторых командах ежегодные административные расходы составляют от 750 тыс. дол. и выше. Некоторые команды содержат в своем штате даже телекомментаторов. Судьи, проводящие матчи, состоят на службе в НХЛ.

За последние пять лет резко возросли транспортные расходы, особенно в командах, которым приходится пользоваться авиационным сообщением. В этих командах они составляют более 500 тыс. дол. в год. А, скажем, в команде «Нью-Йорк Рейнджере» и других командах из этой подгруппы («Айлендерс», «Нью-Джерси», «Филадельфия Флайерс», «Вашингтон Кэпитолз» и «Питтсбург Пингвинс») транспортные расходы составляют 250 — 300 тыс. дол., так как из-за небольшого расстояния между городами они пользуются для переезда автобусами.

 
Library 110 Up

 

   Prev Назад   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало