К содержанию На главную В библиотеку |
|
При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна! |
||
ГИМНАСТИКА
ВЫПУСК
1983
МОСКВА
|
||
|
||||
|
||||
Перед гимнастическим движением нашей страны поставлены конкретные и очень важные задачи по подъему массовости и повышению спортивного мастерства. Эти два направления органически взаимосвязаны. Программу взаимосвязи массовости и спортивного мастерства можно представить как зависимость между контингентом занимающихся и сложностью упражнений. Простые, технически несложные движения доступны практически всем. Это достояние миллионов людей. Усложнение упражнений уменьшает число тех, кто их выполняет. При таком подходе видится необходимость решения ряда задач. Во-первых, среди «упражнений для миллионов» надо найти наиболее эффективные (ведь доступность — это еще не критерий полезности). Затем сделать их популярными. Эта задача должна быть решена теми, кто составляет комплексы оздоровительной гимнастики (чаще всего специалисты кафедр гимнастики институтов физкультуры и других вузов), и работниками сферы средств массовой информации: радио, телевидения, прессы. От умелой и своевременной подачи различных комплексов утренней зарядки, физкультпауз, занятий в течение дня, квалифицированных комментариев к ним зависит во многом успех внедрения гимнастических упражнений. Используя положительный опыт популяризации бега, следует разъяснять оздоровительную функцию гимнастики. Во-вторых, устранить появившееся противоречие между массовостью спортивной гимнастики и числом гимнастов высших разрядов. По мере развития наших знаний о технике и методике обучения считавшиеся сложными упражнения из категории «трюков» и рекордных достижений стали переходить в разряд массовости. Этот процесс происходит и сейчас и не является специфичным только для гимнастики. Такова судьба рекордов, которые затем становятся разрядными нормативами. Тем не менее возникло противоречие между программой, имеющей выход на олимпийский помост, и классификационной программой «для всех». Выход найден в создании двух параллельных программ. В феврале 1983 г. утверждены дополнения к классификационной программе, дающие возможность выступать и получать III. II и I разряды по программе, более доступной молодежи и взрослым, не занимающимся в специализированных детско-юношеских спортивных школах. Рассматриваются и другие |
формы моральных стимулов, к примеру более «гибкая» система определения разрядности гимнастов, выступающих в отдельных видах многоборья или демонстрирующих различные по сложности упражнения в разных видах многоборья. Совершенствуются положения о соревнованиях. Развивается женская гимнастика. Опыт, в частности, эстонских специалистов показывает, что занятия общеразвивающими гимнастическими упражнениями с музыкальным сопровождением становятся популярной формой активного отдыха не только у студентов, но и в производственных коллективах. Назрела необходимость обсудить содержание видов и форм гимнастики в связи с новыми задачами по реализации сентябрьского (1981 г.) постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» и, возможно, провести научно-практическую конференцию по гимнастике, в решениях которой отразить опыт и рекомендации по организации занятий гимнастикой массовых форм. Иной масштаб забот о гимнастике у ФИЖ. Международная федерация гимнастики осуществляет программу развития и популяризации спортивной и художественной гимнастики в мире, реализуя обширную программу соревнований, турниров, показательных выступлений, семинаров и курсов тренеров и судей, обменов специалистами, выпусков методической литературы. В этом ключе действует и советская федерация гимнастики, щедро делясь опытом и знаниями со своими зарубежными коллегами. В рамках программы «Олимпийская солидарность» в 1982 — 1983 гг. прошли шестимесячные и двухнедельные курсы повышения квалификации тренеров из развивающихся стран на базе кафедры гимнастики ГЦОЛИФКа. Вместе со словами благодарности в адрес организаторов были высказаны пожелания и впредь проводить подобную учебу, которая дает возможность ознакомиться с одной из передовых школ гимнастики в мире, наладить взаимный контакт. Подобно семинару, который был проведен в рамках чемпионата мира в Москве в 1981 г., для зарубежных тренеров, приехавших на международные соревнования на приз газеты «Московские новости» в марте 1983 г., были организованы занятия по темам, касающимся базовой технической подготовки и виртуозности в исполнении сложных упражнений. |
|||
3 |
|
||||
Кстати говоря, насущная задача совершенствования правил соревнований с целью более объективной оценки выступлений гимнастов во многом связана с поощрением спортсменов, которые выделяются особой виртуозностью и артистичностью. В этом направлении идет работа и в технических комитетах ФИЖ. В статье члена женского техкома ФИЖ Л. Турищевой рассматриваются возможные решения судейства «техничности» и «художественности» исполнения упражнений. Воплощение этих идей в конкретные пункты правил, думается, исключит «уравниловку» в судействе. Как всегда, в сборнике много места отводится технической и физической подготовке в разных аспектах этих ключевых проблем гимнастики. Это и базовая техническая подготовка гимнасток на бревне (Л. Богданова), и советы по освоению перспективной техники упражнений (Ю. Кузнецов, С. Алекперов и Ф. Аллахвердиев), рекомендации по применению упражнений СФП (Л. Семенов и соавт., В. Рубин с соавт.). |
Специалистов заинтересует, видимо, классификация упражнений на коне на основе анализа основных круговых движений на этом снаряде, предлагаемая Ю. Гавердовским. Уделяется внимание и художественной гимнастике (статьи С. Кувшинниковой с соавторством и В. Сосиной). В предолимпийском году советские гимнасты выступали во многих важных соревнованиях. Итоги года, где на старте были весенние соревнования на приз газеты «Московские новости» и турнир «Рига-83», мужской и женский чемпионаты Европы, в середине лета выступления на VIII Спартакиаде народов СССР в Москве, а на финише осенний чемпионат мира в Будапеште, еще предстоит осмыслить и оценить. Использовать оставшееся время для целеустремленной подготовки наших сборных команд к очень напряженным и ответственным соревнованиям на ХХШ Олимпийских играх в Лос-Анджелесе. |
|||
ПОДГОТОВКА ГИМНАСТОВ
|
||||
С. А. Алекперов, кандидат педагогических наук, доцент, Ф. Аллахвердиев, аспирант, Ленинград, ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта |
||||
Кувырок назад в стойку — традиционный элемент соревновательной программы на брусьях. Начиная с 1947 г. он неоднократно включался в обязательные упражнения мастеров спорта. И сейчас многие спортсмены использу. ют его в своих комбинациях. Первоначально техника исполнения этого элемента представляла собой кувырок назад в стойку на плечах с быстрым отжиманием в стойку на руках, т. е. был типичный «кувырок» в полном соответствии с гимнастической терминологией. Постепенно техника кувырка видоизменялась в связи с более мощным маховым движением в упоре на руках. Накопленная энергия позволяла вылетать в упор на согнутые руки с темповым выпрямлением их без переката через плечи. Фактически это уже было сальто. Фаза полета у лучших исполнителей достигала 0,25 с. Однако рисунок кувырка в основном сохранялся, и никому на приходило в голову изменить название элемента. И вот на чемпионате мира 1981 г. несколько гимнастов показали новую трактовку техники этого элемента. Фаза полета у них завершалась постановкой прямых рук на жерди. Наиболее удачное исполнение продемонстриро- |
вал китайский гимнаст Тон Фей. Следует заметить, что возможность исполнения кувырка на прямые руки и пути достижений этой цели были высказаны в специальной литературе еще за 5 лет до этого события*. Представленный способ терминологически правильно следует назвать как махом вперед из упора на руках сальто назад в стойку, потому что элемент выполняется с рук на руки и между этими двумя опорными частями движения есть фаза полета с вращением через голову. С большой долей достоверности можно предположить, что новый способ исполнения кувырка назад в стойку (пока так будем его называть) быстро войдет в моду и вытеснит старый, традиционный точно так же, как это произошло с переворотом в стойку на кольцах. Примеров подобного рода можно привести немало. В настоящее время задача состоит в том, чтобы советские гимнасты быстрее овладели техникой прогрессивного (сальтового) способа кувырка назад в стойку. Каково принципиальное отличие нового способа от старого? Рассмотрим это на примере
* С. А. Алекперов. Упражнения на брусьях, 1976, с. 53. |
|||
4 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
К содержанию На главную В библиотеку В начало |