|
вне. В предшествующих работах показана целесообразность их условной дифференциации в соответствии с выделяемыми в теории спортивной тренировки фазами формирования двигательного навыка и характерной направленностью средств специализированной подготовки. Это, с одной стороны, позволяет однозначно определить цель и предмет тестирования, а с другой — признать диагностически невыгодным для фехтования подход, требующий анализа множества биодинамических параметров, описывающих технику выполнения приемов и действий. Последнее обусловлено прежде всего более широким пониманием термина «техническая подготовленность», подразумевающего умения спортсмена адаптировать биодинамику движений к реальным условиям их реализации, превращая движения в средство ведения единоборства. Поэтому в диагностическом плане более целесообразно давать оценку качественной стороны достигнутого спортсменом уровня .автоматизации двигательного навыка, используя аппарат теории координационных способностей (КС) и распространив ее основные положения на сферу технической подготовки фехтовальщика.
В связи с этим в настоящей работе излагаются принципы тестирования технической подготовленности фехтовальщиков через призму интенсивно разрабатываемой В. И. Ляхом (1983) теории КС и теории уровневого построения движений Н. А. Бернштейна (1947); состав инструментального комплекса, двигательных заданий и критерии оценки.
Учитывая дискуссионные аспекты теории КС, сформулируем уточняющие положения:
— следует признать наличие специфичных и «актуальных» КС, понимая под первыми свойствами, определяющие готовность фехтовальщика к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями и их регулировке, а под вторыми — КС, развивающиеся в процессе характерной для фехтования двигательной деятельности;
— «актуальные» КС выступают в качестве вещественных коррелятов технической подготовленности фехтовальщика, отражая уровень автоматизации навыков и готовность спортсмена к овладению тактическими умениями более высокого класса.
Теоретический анализ позволяет отнести к числу наиболее значимых для
|
|
диагностики технической подготовленности фехтовальщика следующие разновидности КС, по степени сложности отнесенные к трем иерархическим уровням.
КС первого уровня (простые):
— связанные с умениями спортсмена конструировать специфические комплексы систем движений при решении задач различной вербальной трудности и соответствующие арсеналу средств ведения единоборства в конкретном виде фехтования;
— связанные с умениями спортсмена конструировать состав специфической системы движений при решении задач различной вербальной трудности, адекватные условиям соревновательной деятельности в фехтовании.
КС второго уровня (сложные):
— связанные с достижением заданных свойств «процессуальной» точности движений, адекватных параметрам двигательной деятельности для конкретного вида фехтования при взаимодействиях с оружием;
— связанные с достижением заданных свойств «финальной» точности в специфических движениях конкретного вида фехтования в условиях пространственно-временных ограничений зоны нападения при взаимодействиях с оружием;
— связанные с достижением заданных свойств «процессуальной» и «финальной» точности движений в условиях пространственно-временных ограничений зоны нападения при взаимодействиях с оружием.
КС третьего уровня (сверхсложные):
— связанные с достижением заданных свойств «процессуальной» и «финальной» точности в специфических движениях в условиях пространственно-временных ограничений зоны нападения, сопряженных с факторами неожиданности и дефицитом времени;
— связанные с достижением заданных свойств «процессуальной» и «финальной» точности в специфических движениях, в моделируемых боевых взаимодействиях с партнером (противником) в условиях преднамеренного, преднамеренно-экспромтного, экспромтного выбора систем движений, адекватных дистанционным и моментным параметрам единоборства.
Для тестирования КС первого уровня используется автоматическое устройство, регламентирующее деятельность спортсмена по заранее обусловленной, но неизвестной для него двигательной программе. В соответствии с последней спортсмену предлагается выполнить ли- |
|