Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ным этапом формирования данной личности является переход от высокого уровня квалификации (мс) к уровню высшего мастерства (мсмк и змс). Развитие этой черты личности у рапиристок имеет обратную тенденцию: максимальное значение фактора наблюдается у мастера спорта, а затем происходит снижение его значения. Однако независимо от динамики эти показатели изменяются в диапазоне положительных значений шкалы. Поэтому анализ кривых позволяет только расставить соответствующие акценты в проявлении таких качеств, как недоверчивость, уверенность в своих действиях, сдержанность, заинтересованность своим внутренним миром, стремление всегда соревноваться.

Связанность с группой. Колебания значений этого фактора свидетельствуют о выраженной тенденции к отрицательному полюсу шкалы личности, которая характеризуется склонностью фехтовальщиков взаимодействовать и принимать решения с другими, зависимостью от мнения группы. Однако с ростом мастерства у фехтовальщиков (за исключением рапиристов) все больше проявляется тенденция к независимости.

Самоконтроль. С повышением квалификации у фехтовальщиков наблюдается тенденция к сдвигу значений фактора к положительному полюсу этой черты личности. Причем в процессе перехода от уровня высокой квалификации к уровню

 

высшего мастерства этот сдвиг значений таков, что позволяет предположить наличие качественных изменений в проявлении данной черты личности. Выступление на фехтовальных дорожках за рубежом под флагом нашей Родины обязывает спортсменов к высокой ответственности за свое поведение и требует от них постоянного контроля за своими эмоциональными проявлениями,. а также умения соблюдать общественные нормы поведения. У спортсменов формируется высокое самоуважение и забота об общественной репутации. Таким образом, спорт высших достижений" оказывает воспитательное воздействие на развитие личности фехтовальщиков.. В результате исследований черт личности фехтовальщиков можно сделать-следующие выводы:

1. У фехтовальщиков каждого вида? оружия имеются особенности черт личности, которые проявляются в спортивной деятельности, что позволяет разработать рекомендации по управлению» поведением спортсменов в соревнованиях.

2. Изменение спортивно значимых: черт личности с ростом мастерства проходит неравномерно. Переход от уровня высокой квалификации к уровню* высшего мастерства сопровождается качественными изменениями черт личности спортсменов в направлении, адекватном спортивной специализации.

 

 

КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ФЕХТОВАЛЬЩИКА

   
С. Д. Бойченко, В. Я. Коганов,
В. Г. Кащук, Белорусский
государственный институт
физической культуры
 

Одной из важных при оптимизации учебно-тренировочного процесса в фехтовании является проблема диагностики достигаемого спортсменом уровня технической подготовленности на различных этапах обучения и совершенствования. Однако специалисты в области теории фехтовального спорта, акцентируя внимание на различных сторонах специализированной подготовки, все еще существенно расходятся во мнениях о целесообразности выделения отдельных критериев в качестве объективных показателей технического мастерства, справедливо отмечая многофакторность его

 

проявления в тренировочных и соревновательных условиях. В силу этого, несмотря на значительный исследовательский интерес, проявляемый к содержанию технической подготовки фехтовальщика в целом, вопрос о формировании единого методического подхода к оценке технической подготовленности спортсмена все еще остается открытым.

Основным методологическим противоречием, затрудняющим выбор адекватного подхода к тестированию технической подготовленности, является часто допускаемое отождествление понятий «двигательное» и «тактическое» дейст-

Library   53   Up


Contents

 

Home
 

вне. В предшествующих работах показана целесообразность их условной дифференциации в соответствии с выделяемыми в теории спортивной тренировки фазами формирования двигательного навыка и характерной направленностью средств специализированной подготовки. Это, с одной стороны, позволяет однозначно определить цель и предмет тестирования, а с другой — признать диагностически невыгодным для фехтования подход, требующий анализа множества биодинамических параметров, описывающих технику выполнения приемов и действий. Последнее обусловлено прежде всего более широким пониманием термина «техническая подготовленность», подразумевающего умения спортсмена адаптировать биодинамику движений к реальным условиям их реализации, превращая движения в средство ведения единоборства. Поэтому в диагностическом плане более целесообразно давать оценку качественной стороны достигнутого спортсменом уровня .автоматизации двигательного навыка, используя аппарат теории координационных способностей (КС) и распространив ее основные положения на сферу технической подготовки фехтовальщика.

В связи с этим в настоящей работе излагаются принципы тестирования технической подготовленности фехтовальщиков через призму интенсивно разрабатываемой В. И. Ляхом (1983) теории КС и теории уровневого построения движений Н. А. Бернштейна (1947); состав инструментального комплекса, двигательных заданий и критерии оценки.

Учитывая дискуссионные аспекты теории КС, сформулируем уточняющие положения:

— следует признать наличие специфичных и «актуальных» КС, понимая под первыми свойствами, определяющие готовность фехтовальщика к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями и их регулировке, а под вторыми — КС, развивающиеся в процессе характерной для фехтования двигательной деятельности;

— «актуальные» КС выступают в качестве вещественных коррелятов технической подготовленности фехтовальщика, отражая уровень автоматизации навыков и готовность спортсмена к овладению тактическими умениями более высокого класса.

Теоретический анализ позволяет отнести к числу наиболее значимых для

 

диагностики технической подготовленности фехтовальщика следующие разновидности КС, по степени сложности отнесенные к трем иерархическим уровням.

КС первого уровня (простые):

— связанные с умениями спортсмена конструировать специфические комплексы систем движений при решении задач различной вербальной трудности и соответствующие арсеналу средств ведения единоборства в конкретном виде фехтования;

— связанные с умениями спортсмена конструировать состав специфической системы движений при решении задач различной вербальной трудности, адекватные условиям соревновательной деятельности в фехтовании.

КС второго уровня (сложные):

— связанные с достижением заданных свойств «процессуальной» точности движений, адекватных параметрам двигательной деятельности для конкретного вида фехтования при взаимодействиях с оружием;

— связанные с достижением заданных свойств «финальной» точности в специфических движениях конкретного вида фехтования в условиях пространственно-временных ограничений зоны нападения при взаимодействиях с оружием;

— связанные с достижением заданных свойств «процессуальной» и «финальной» точности движений в условиях пространственно-временных ограничений зоны нападения при взаимодействиях с оружием.

КС третьего уровня (сверхсложные):

— связанные с достижением заданных свойств «процессуальной» и «финальной» точности в специфических движениях в условиях пространственно-временных ограничений зоны нападения, сопряженных с факторами неожиданности и дефицитом времени;

— связанные с достижением заданных свойств «процессуальной» и «финальной» точности в специфических движениях, в моделируемых боевых взаимодействиях с партнером (противником) в условиях преднамеренного, преднамеренно-экспромтного, экспромтного выбора систем движений, адекватных дистанционным и моментным параметрам единоборства.

Для тестирования КС первого уровня используется автоматическое устройство, регламентирующее деятельность спортсмена по заранее обусловленной, но неизвестной для него двигательной программе. В соответствии с последней спортсмену предлагается выполнить ли-

 
Library   54   Up


Contents

 

Home
 

бо произвольно избираемую совокупность приемов маневрирования (незначительные или глубокие сближения, отступления в сочетании с имитациями действий защиты, нападения), либо выполнить «с листа» предложенную модель атакующего или защитного действия, их сочетания (например, нападение со сближением шагом и выпадом с последующим закрытием в боевую стойку, отступлением шагом и скачком назад с имитацией защитного действия и ответа с выпадом). Содержание тестовых программ в обоих случаях дифференцировано по степени сложности с учетом типичной для фехтования ритмики движений. Критерием оценки служат соответствие двигательной деятельности спортсмена предложенной программе по числу допущенных ошибок и длительность выполнения ее предъявления в одном из 11 временных интервалов (от 0,5 до 100 с). Повышение вербальной сложности задания осуществляется изменением модальности стимульных сигналов: информационно-графических, цифровых, цветовых.

Тестирование КС второго и третьего уровня осуществляется с помощью электроконтактных мишеней тренера: стационарной и индивидуальной.

Для оценки КС второго уровня используются четыре варианта двигательных заданий. В первом из них спортсмен выполняет комбинации специфических движений оружием (захваты, контрзахваты, батманы, контрбатманы), взаимодействуя с четырьмя клинками, расположенными в плоскости мишени, из верхних и нижних позиций. Во втором варианте аналогичное задание завершается нанесением укола в центр мишени. В третьем варианте спортсмен выполняет серию обобщающих защитных движений, взаимодействуя с клинками мишени, и наносит укол в ее центр при неожиданном зажигании стимульной лампы. В четвертом варианте наносит серию атакующих движений в мишень из различных позиций и моделируемых соединений клинков. Частные критерии оценки складываются из длительности выполнения комбинаций движений и показателей целевой результативности.

Оценка КС третьего уровни осуществляется по результатам деятельности фехтовальщика в ситуациях, моделирующих фрагменты соревновательного поединка. Для этой цели служат комплексы упражнений специфической направленности, обеспечивающие постепенное усложнение условий взаимодействия

 

68417-8.jpg

Фрагмент тестирования координационных способностей второго уровня фехтовальщиков

 

партнеров в ходе тестирования. В качестве критериев используются показатели адекватности деятельности спортсмена условиям заданной ситуации (количество допускаемых ошибок) и показатели целевой результативности при нанесении1 уколов в зону расположения мишени при завершении ситуации.

В модельном педагогическом эксперименте, фрагмент которого приведен на рисунке, подтверждена информативность изложенного подхода к оценке технической подготовленности фехтовальщиков. В частности, показано наличие статистически достоверных различий (Р<0,05) проявления «актуальных» КС, связанных как с уровнем квалификации, так и с особенностями соревновательной деятельности испытуемых в определенном виде фехтования. Об информационной ценности подобного подхода свидетельствует и достаточно высокая чувствительность важнейших анализаторных систем к функциональной адаптации, обусловленной специализацией их деятельности в процессе обучения и технико-тактического совершенствования под влиянием тренирующих воздействий, различных по объему, содержанию, направленности, а также выявленная тенденция изменения значимости частных критериев КС, образующих интегральный критерий подготовленности фехтовальщика.

 
Library   55   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало