Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ИТОГИ СЕЗОНА-83


ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

   
С. В. Ердаков, кандидат педагогических наук, Москва
 

1983 год был насыщен многими событиями в нашем велосипедном спорте. Советские велосипедисты участвовали в чемпионате мира, первенстве мира среди юниоров, в XXXVI велогонке Мира и VIII летней Спартакиаде народов СССР, в велопробеге Мира от Москвы до Вашингтона, в Универсиаде-83. В этом году отмечалось 100-летие велосипедного спорта в России.

Чемпионат мира 1983 г. состоялся в конце августа в Швейцарии, гонки на треке проходили в Цюрихе, на шоссе — близ Альтенрейна.

В гонках на треке советские велосипедисты завоевали 2 золотые, 1 серебряную и 2 бронзовые медали. Таких успехов на чемпионатах мира наши велосипедисты добились впервые (главный тренер К. Л. Шенгелия). В гонках на шоссе сборная команда СССР под руководством В. А. Капитонова выиграла золотую медаль в командной гонке на 100 км.

В гите с места на 1 км золотую медаль завоевал С. Копылов, установив новый всесоюзный рекорд для открытых треков — 1.03,94; серебряную медаль получил спортсмен из ФРГ Г. Шиллер — 1.05,02; бронзовую — Л. Томс из ГДР — 1.05,07.

В спринтерской гонке наши спортсмены уступили завоеванные в прошлом году позиции. С. Копылов проиграл в финале спортсмену из ГДР Л. Хеслиху. Э. Гелашвили не попал даже в 1/8 финала, тогда как в 1982 г. завоевал бронзовую медаль.

В индивидуальной гонке преследования на 4 км золотую медаль завоевал советский велосипедист В. Куповец, показав результат 4.37,89, а бронзовую Д. Лиепиньш — 4.41,22.

В индивидуальной гонке на 40 км по очкам И. Романов занял 3-е место, золотую медаль завоевал спортсмен из Дании М. Маркусен, серебряную — X. И. Поль из ГДР.

Советская команда, выступавшая на чемпионате мира в командной гонке преследования на 4 км, имела все основания завоевать 1-е место. Однако из-за тактических просчетов тренеров, ряда ошибок на заключительном

 

этапе подготовки наша команда смогла занять лишь 5-е место. Золотые медали выиграла команда ФРГ, серебряные — ГДР, бронзовые — ЧССР.

Золотые медали чемпионов мира в командной гонке на шоссе на 100 км с феноменальным результатом 1:59.12 выиграла советская сборная в составе О. Чужды, С. Наволокина, Ю. Каширина, А. Зиновьева, серебряные завоевала команда Швейцарии, уступив нашей сборной 1 мин 41 с, бронзовые — команда Норвегии. Следует отметить, что впервые наши спортсмены на чемпионате мира стартовали на велосипедах новой конструкции, изготовленных советскими веломеханиками.

Индивидуальную гонку на 180 км выиграл спортсмен из ГДР У. Рааб, 2-е место занял швейцарский спортсмен Н. Рюттиман, 3-е — польский велосипедист А. Середюк. Советские спортсмены активно вели гонку на 80% дистанции, но на последнем круге проиграли своим основным соперникам и заняли лишь 13-е место.

Женская сборная команда страны на чемпионате мира была представлена молодыми спортсменками 16 — 20 лет. В гонке на 60 км, несмотря на хорошую подготовленность, из-за отсутствия опыта международных встреч спортсменки не смогли справиться с предстартовым волнением и с самого начала гонки не попали в лидирующую группу. В итоге, так же как и у мужчин, лучшая наша спортсменка заняла лишь 13-е место.

Первенство мира среди юниоров состоялось 23 — 29 октября в Новой Зеландии, в небольшом городке Вангануи. Советская команда выступала неполными составами и не во всех видах программы, однако смогла завоевать 2 серебряные медали на треке и 2 серебряные медали в гонках на шоссе.

После многолетних успешных выступлений сборной команды СССР в велогонках Мира (с 1975 по 1981 г.) советские велосипедисты второй год подряд уступают первые места (общекомандное и личное) команде ГДР.

Library   3   Up


Contents

 

Home
   

Победитель многодневной велогонки no программе VIII летней Спартакиады народов СССР сборная Украины. Слева направо: Николай Косяков, Александр Евпак, Андрей Миняйло, Олег Чужда (капитан команды), Николай Гоменюк, Олег Ярошенко, Владимир Барановский. Телефото А. Обуховского (Фотохроника ТАСС)

Наряду с объективными факторами, повлиявшими на результат, показанный сборной командой СССР в XXXVI велогонке Мира (потеря двух ведущих гонщиков — Ю. Каширина и И. Фелса), имелись и существенные недостатки. Неудовлетворительное выступление советской команды было вызвано серьезными просчетами в методике подготовки и организации учебно-тренировочного процесса за последние два года.

После достигнутых успехов в крупнейших международных соревнованиях тренеры сборной команды страны не всегда охотно шли на внедрение новых форм и методов организации учебно-тренировочного процесса. Так, зимняя подготовка сборной команды страны в 1981/82 г. на треке в Крылатском была признана ошибочной и явилась главной причиной неудачного выступления сборной команды в сезоне 1982 г. Серьезные просчеты допущены и в

 

системе отбора стартового состава команды, которая была укомплектована главным образом по результатам одного соревнования в Сочи, вследствие чего в команду попали спортсмены, не отвечавшие по своим модельным характеристикам современным требованиям велогонки Мира.

При анализе итогов велогонки Мира-83 отмечались недостатки в организации тренировочного и соревновательного процессов. Участие многих велосипедистов в таких соревнованиях, например, как критериум (март) и в сочинской гонке (апрель), неоправданно, так как требует большой мобилизации физических и моральных сил, рано выводит на пик спортивной формы, что является одной из причин сходов с дистанции многих велосипедистов на ответственных соревнованиях, проводимых в июне — августе.

В программу VIII летней Спартакиады народов СССР после 16-летнего перерыва вновь была включена многодневная гонка, которая прошла по маршруту Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь — Феодосия — Симферополь. Соревнования были хорошо организованы. В программу вошли командная гонка на 100 км и две гонки на время — 40 и 24 км.

Как показали итоги, спартакиадные старты значительно активизировали работу по велосипедному спорту на шоссе в таких респуб-

Library   4   Up


Contents

 

Home
 

ликах, как Украинская ССР, Казахская ССР, Таджикская ССР, Латвийская ССР, Узбекская ССР, а также в г. Ленинграде. В то же время наблюдается снижение активности в работе таких республик, как РСФСР, Белорусская ССР и в г. Москве. Армянская ССР и Азербайджанская ССР вообще своих команд не выставили.

Важно отметить такой факт, что если на VII Спартакиаде народов СССР доминировали исключительно спортсмены РСФСР, завоевавшие 50% всех медалей, то на VIII Спартакиаде география призеров значительно расширилась: представители 10 команд стали обладателями медалей различного достоинства. Вместе с тем такие республики, как Белоруссия и Киргизия, не завоевали ни одной награды, тогда как на VII Спартакиаде были обладателями серебряной и бронзовой медалей.

Финальные старты VIII Спартакиады в гонках на треке проводились в Москве на одном из самых скоростных треков мира в Крылатском. В соревнованиях приняли участие все союзные республики, кроме Азербайджанской ССР.

По сравнению с предыдущей на этой Спартакиаде значительно повысился уровень спортивных результатов во всех видах гонок. Количестве спортсменов, выполнивших норматив мастера спорта международного класса, увеличилось в 7 раз. В период соревнований был установлен мировой рекорд в индивидуальной гонке на 4 км (В. Куповец, РСФСР — 4.37,687). В спринтерской гонке С. Копылов показал результат на отрезке 200 м с ходу, близкий к мировому рекорду — 10,260 (рекорд мира, принадлежащий ему же, — 10,249). В командной гонке результат команды-победительницы (Ленинград) — 4.14,44 превышает мировое достижение — 4.14,64.

Оценивая уровень подготовленности сборных команд союзных республик в гонках на треке, следует отметить, что наиболее стабильно во всех видах программы выступила сборная РСФСР, набрав 487 очков, 2-е место заняла команда Латвийской ССР — 370 очков, сборная команда Ленинграда, набрав 355 очков, заняла 3-е место.

В выступлениях остальных команд союзных республик, за исключением команды Москвы, получившей очки во всех видах программы, наблюдается тенденция развития в основном в гонках преследования.

Слабым звеном в подготовке союзных республик, включая сборную команду Ленинграда, является гит с места на 1000 м и спринтерская гонка. Первый из них культивируется лишь в РСФСР и Латвийской ССР, второй — в РСФСР, Грузинской ССР и в Москве.

Большим событием 1983 г. была знаменательная дата, связанная со 100-летием велосипедного спорта в России. Она совпала по времени с VIII летней Спартакиадой народов

 

Рекордсменка мира в гите с места на 1 км мастер спорта СССР Эрика Салумяэ

РСФСР по велоспорту и была торжественно отпразднована на треке в Туле.

Знаменательным событием 1983 г. явилось обращение советских спортсменов — участников XXXVI велогонки Мира к спортсменам и физкультурникам всей страны, в котором они призвали в период с 9 по 23 мая — в дни проведения велогонки Мира — выйти на массовые старты и заявить о своей готовности внести посильный вклад в объявленную ООН Всемирную кампанию за разоружение.

Предложение велосипедистов было поддержано Национальным олимпийским комитетом СССР, который также призвал всех спортсменов и физкультурников страны принять участие в массовых стартах «Весенние километры», «Старты надежд», по многоборью, входящих в комплекс ГТО и во многих других. В итоге только в массовых соревнованиях «Ве-

 
Library   5   Up


Contents

 

Home
 

сенние километры» приняло участие свыше 3 млн. человек.

Отмечая важные события года, следует остановиться на велопробеге Мира-83, состоявшемся в июле по маршруту Москва — Вашингтон. Велопробег проходил в рамках Всемирной кампании за разоружение, провозглашенной II специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению. Интернациональная команда, в состав которой входили представители Норвегии, СССР, США, Финляндии и Швеции, пронесла по дорогам стран страстный призыв прекратить гонку ракетно-ядерных вооружений, предотвратить термоядерную войну. К этим призывам присоединили свой голос тысячи людей. Мэры городов и губернаторы провинций, парламентарии и активисты общественных организаций поставили под Обращением участников велопробега Мира-83 к Организации Объединенных Наций и народам мира свои подписи.

Большую работу проделали физкультурные, партийные, советские, профсоюзные, комсомольские организации страны по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 сентября 1981 г. «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта».

Уже отмечался положительный опыт работы в литовском городе Шяуляе, одобренный в июле 1982 г. коллегией Спорткомитета СССР. Коллегия рекомендовала другим городам, рабочим поселкам и селам изучить инициативу шяуляйцев и внедрить их опыт с учетом традиций, климатических и других условий.

Руководители Шяуляя, проявив заботу о любителях велосипедной езды, показали умение не только пропагандировать велоспорт, но и вскрывать неиспользованные возможности.

В другом литовском городе, Друскининкай, на правом берегу реки Неман, искусно проложена лесниками велосипедная трасса «Звездная орбита» протяженностью более 30 км. Вдоль трассы расположены «гостиные» из столиков-пеньков и скамеек-стволов деревьев. В зимнюю пору лесная велосипедная трасса превращается в лыжню.

На турбазе курортного города Бирштонас открыт туристический маршрут протяженностью 150 км, с базой проката в 200 велосипедов.

Спорткомитет СССР, реализуя постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, направил письма с конкретными разработками по массовому использованию велосипеда населением в 184 республиканских и областных спорткомитета страны. Из ответов с мест следует, что организаторы массовой физкультуры изучают весь комплекс вопросов, разрабатывают мероприятия, способствующие успешному внедрению в жизнь постановления. Однако проблем еще много.

 

Определенная работа проделана в Украинской ССР. Так, например, в Киеве было проведено 12 массовых мероприятий, посвященных XXXVI велогонке Мира, в которых приняло участие свыше 2 тыс. человек. 22 мая был организован велопробег по улицам города, где стартовало свыше 300 человек.

В Днепропетровске, Днепродзержинске, Новомосковске на спортивных праздниках, парадах, показательных выступлениях систематически практикуются состязания юных велосипедистов в возрасте от 5 до 7 лет.

В мае 1984 г. в Украинской ССР планируется проведение Дня велосипедиста, финальным стартам которого будут предшествовать многоэтапные соревнования в школах, средних учебных заведениях, вузах, коллективах физической культуры. Накануне этого мероприятия будет проведена «малая велогонка Мира» среди дошкольников и учащихся средних школ.

Киевский городской совет по туризму и экскурсиям совместно с городским туристским клубом разработал маршруты велопоходов выходного дня на июль — октябрь 1983 г. протяженностью от 20 до 110 км.

В Эстонской ССР также большую популярность завоевывают однодневные и многодневные походы на велосипедах. Так, в сезоне 1983 г. в походе по маршруту Пярну — Синди — Пярну приняло участие свыше 1200 велосипедистов. В знаменитом Тартуском велоралли протяженностью 100 км в 1982 г. стартовало 445 чел., а в 1983 г. — свыше 1 тыс. человек. Всего в республике в 1983 г. было проведено 219 различных массовых мероприятий, в которых приняло участие свыше 13 тыс. человек — любителей велосипедной езды.

Наряду с большой популярностью массовых велопоходов и велопробегов в Армянской ССР создаются группы любителей велосипедной езды по профессиям. Такие постоянно действующие группы работают в системе Гражданской авиации. Ими охвачены рабочие аэропортов и практически весь летный состав.

В Кировакане постоянно проводятся массовые соревнования среди групп профтехучилищ.

Основную методическую направленность, поиск новых форм массовой физической культуры с учетом климатических условий и местных традиций должны взять, на себя институты физической культуры. К сожалению, большинство кафедр велосипедного спорта не проявляют должной инициативы по претворению в жизнь сентябрьского постановления.

Положительным примером может служить работа кафедры велоспорта ГЦОЛИФК (Москва), подготовившей методическое письмо «Организация учебно-тренировочной работы и массовых соревнований по велосипедному спорту в коллективах физической культуры».

Активную работу в этом же направлении ведет кафедра велоспорта Киевского ииститу-

 
Library   6   Up


Contents

 

Home
 

та физкультуры. Студенты кафедры являются организаторами массовых стартов студентов и школьников Киева, проводят постоянную работу в ДЭЗах и ЖЭКах по вовлечению детей в занятия велосипедным спортом.

Особого внимания заслуживает опыт создания велосипедных клубов в различных городах страны. Такие клубы создаются при институтах, школах, предприятиях, профтехучилищах, ЖЭКах и т. д. и уже функционируют в Киеве, Кишиневе, Новосибирске, Харькове, Виннице, Пензе, Тирасполе.

Итак, сезон 1983 г. завершился, унося с собой радости и огорчения.

Ведущие тренеры страны в период с 5 по 9 декабря 1983 г. собрались в Юрмале под Ригой, чтобы подвести итоги проделанной работы за предыдущий олимпийский цикл и наметить задачи на будущее — к XXIV Олимпийским играм.

Тренеры отметили большую работу, проделанную в деле развития велосипедного спорта в стране спортивными организациями ДСО, ведомствами и республиками. У нас сейчас около 30 велосипедных треков и среди них новые современные треки в Ташкенте и Клайпе-

 

де. Только в последние годы создано более 10 центров олимпийской подготовки, открыты новые отделения велосипедного спорта в школах спортивного профиля.

Вместе с тем все тренеры без исключения ставили вопрос об острой нехватке спортивного инвентаря и особенно велосипедов, производство которых в последние годы резко снизилось.

О правильности выбранного направления в этом олимпийском цикле можно будет судить по итогам главных соревнований. Однако уже сейчас назрела необходимость внесения коррективов в планы подготовки как начинающих, так и высококвалифицированных спортсменов. Необходимо значительно повысить качество учебно-тренировочного и соревновательного процессов. Как показал эксперимент группы ЦОП ГДОИФК — Локомотив, далеко еще не исчерпаны объемы и тренировочных и соревновательных нагрузок. Уже наступила пора смелее и активнее совмещать выступления спортсменов на шоссе и треке.

Внедрение новых форм подготовки позволит лучше выступать на ответственных соревнованиях.

 

 

VIII ЛЕТНЯЯ СПАРТАКИАДА НАРОДОВ СССР (ШОССЕ)

   
Г. Р. Сайдхужин, заслуженный мастер спорта СССР, кандидат педагогических наук
 

На старт командной гонки на 100 км, проходивший в Алма-Ате, вышли велосипедисты из 14 команд. Здесь было много именитых спортсменов, так что гонка должна была быть интересной. Первыми рубеж 25-километрового отрезка дистанции пересекли неожиданно для всех гонщики Таджикистана. Их время — 29 мин 20 с стало ориентиром для других команд. Вызов участвующим командам был брошен. Многочисленные любители велосипедного спорта, пришедшие на эту престижную гонку, были заинтригованы: смогут ли молодые малоизвестные гонщики из Таджикистана выдержать предложенный темп? Но команда и не думала сдаваться. На втором 25-километровом отрезке в атаку бросились велосипедисты Украины. Рубеж 50 км они преодолели за 1:00.03. Только несколько секунд проиграли им команды Таджикистана и РСФСР. Четвертой была команда Казахстана, показавшая время 1:00.32, а на 5-м и 6-м местах с таким же временем были команды Белоруссии и Узбекистана. Гонка набирала силу. Лучшее время на третьем 25-километровом отрезке было у команды Украины — 1:31.36, второе у

 

гонщиков Литвы, третьими были велосипедисты Таджикистана. На четвертом, последнем 25-километровом отрезке уверенно финишировала сборная Украины — 2:03.24,13. Только 46,41 с проиграла им команда Таджикистана, состоявшая из студентов института физкультуры. Интересно отметить, что один из членов этой команды (В. Аксеменко) стартовал кандидатом в мастера спорта, а финишировал мастером спорта международного класса. Это еще раз доказывает, что спартакиады народов СССР открывают новые имена талантливых спортсменов.

Спортсменам первых двух команд, финишировавшим в гонке, удалось превысить норматив мастера спорта международного класса. Отлично подготовились к этому виду программы гонщики из Узбекистана и Казахстана. Жаль, что хозяевам трассы не повезло из-за досадных проколов и вовремя не оказанной гонщикам технической помощи.

Всерьез огорчило выступление команд из РСФСР, Белоруссии, Ленинграда и Москвы. Не к лицу представителям РСФСР, пять раз выигрывавшим этот вид соревнований на преды-

Library   7   Up

 

   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало